banner

На прошедшей неделе администрация Байдена опубликовала первый стратегический документ по внешней политике. Обозначенный в качестве основной задачи курс на «соответствие» внешней политики «чаяниям американского народа» не только содержит множество противоречий, но и не соответствует первым внешнеполитическим шагам Вашингтона. В результате, заявленная стратегия больше похожа на «переупакованную» под популизм неолиберальную политику последних десятилетий, нежели на реальное руководство к действию.

3 марта администрация Байдена опубликовала первый стратегический документ по внешней политике – «Временное стратегическое руководство в области национальной безопасности». Нехарактерный для американского внешнеполитического нормотворчества 23-страничный документ продолжает данное Байденом обещание управлять страной не через «твиты» и призван, как отметил госсекретарь Энтони Блинкен, «дать общее направление для агентств, отвечающих за национальную безопасность, чтобы они могли незамедлительно приступить к работе, пока мы продолжим разрабатывать более детальную стратегию в области национальной безопасности в течение следующих месяцев».

Красной линией через весь документ проходит мысль о необходимости приблизить внешнюю политику к нуждам простых американцев. «Многие из нас, кто занимается внешней политикой, зачастую не справлялись с задачей соотнесения ее с чаяниями американского народа, – признал Блинкен. – В результате, американцы уже какое-то время задают сложные, но справедливые вопросы о том, что мы делаем, в чем заключается наше лидерство и, в целом, должны ли мы вообще быть лидером». В этом плане «временное руководство» во многом перекликается с докладом Фонда Карнеги «Как сделать внешнюю политику США более соответствующей интересам среднего класса» («Making U.S. Foreign Policy Work Better for the Middle Class»), одним из авторов которого был Джейк Салливан, назначенный Байденом на должность советника по национальной безопасности.

Как отмечалось в докладе Фонда, такая привязка внешней политики интересам среднего класса позволит, с одной стороны, увеличить доверие внешней политике США в глазах населения страны, с другой – восстановить преемственность внешнеполитического курса, который, опираясь на средний класс, а не на политические установки сменяющих друг друга президентов, сделает США более предсказуемым и ответственным актором на международной арене.

Добиться этого администрация планирует посредством приоретизации внешнеполитических вопросов, напрямую влияющих на жизнь «простого американца». Как суммировал пресс-секретарь Госдепартамента Нед Прайс, приоритеты внешней политики США при Байдене включают борьбу с Ковид-19 и укрепление глобальной медицинской безопасности, борьбу с экономическим кризисом и создание более инклюзивной глобальной экономики, «обновление» демократии дома и за рубежом, создание гуманной и эффективной иммиграционной системы, возрождение связей с партнерами и союзниками, ответ на климатический кризис и проведение «зеленой энергетической революции», обеспечение технологического лидерства США и поиск ответа на «главный геополитический вызов 21 века – управление отношениями с Китаем». Помимо стирания границы между внутренней и внешней политикой, Временное стратегическое руководство стирает грань между перечисленными выше областями, заявляя, что «традиционные разграничения между национальной (в США традиционно под этим понимается – военной), экономической, медицинской и экологической безопасностью утрачивают свой смысл».

Такая диффузия внутриполитического и внешнеполитического пространств, при всей справедливости преследуемых целей, вызывает ряд вопросов.

Во-первых, как отмечается в докладе Фонда Карнеги, средний класс в Америке не монолитный, и внешнеполитические решения могут иметь диаметрально противоположные последствия для различных групп американского общества. Экологическая повестка дня, разделяемая жителями городов, ассоциируется с потерей рабочих мест в штатах ржавого пояса. Легализация незаконных мигрантов, являющаяся частью «гуманной» миграционной политики демократов, воспринимается в штыки жителями южных штатов. Против политики Байдена по борьбе с коронавирусом на этой неделе восстали губернаторы Флориды и Техаса, объявив о незамедлительном снятии всех ограничений на работу бизнесов. «Обновление демократии» внутри США, судя по риторике законодателей из демократической партии, подразумевают расширение цензуры в отношении консервативных групп и «отмену» десятков миллионов американцев, проголосовавших за Дональда Трампа. Не случайно, темой конференции консерваторов (CPAC) в этом году был выбран лозунг «Америка не-отмененная». Таким образом, ставя во главу угла внешней политики заботу о среднем классе, администрация Байдена декларирует монопольное право на определение повестки дня среднего класса, что неминуемо углубит раскол и увеличит недоверие его действиям на международной арене.

Во-вторых, предложенный подход означает распространение внутриполитического дискурса на внешнюю политику и включение международных вопросов во внутреннюю повестку дня, что не всегда ведет к повышению эффективности внешней политики. Ярким примером этого стала публикация 26 февраля доклада об убийстве журналиста Джамаля Хашогги, в котором признается, что убийство произошло «от имени» и «с одобрения» наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана. Как отмечает Карен Эллиотт Хаус, старший научный сотрудник Центра им. Белфера Гарвардского университета, спровоцированный желанием продемонстрировать моральное лидерство и отход от «личной дипломатии» Трампа, данный шаг «запустил крайне опасную игру». Он не принес ничего нового (многочисленные утечки в 2018 году уже пересказали основное содержание доклада), но при этом спровоцировал массу упреков в адрес непоследовательной политики администрации, громкие заявления законодателей о необходимости надавить на КСА до тех пор, пока наследный принц не будет отстранен от управления страной, и еще может привести к неожиданным негативным последствиям для американских интересов в регионе в целом.

В-третьих, если при Дональде Трампе периметр безопасности США совпадал с американскими границами, что соответствовало тезису о защите интересов американских рабочих, то стратегия Байдена расширяет его на коалицию либеральных демократий. Так, в области высоких технологий, Энтони Блинкен уже поделил мир на «тек-демократии» и «тек-автократии». В экономике предлагается вместе с союзниками разработать новые правила «справедливой торговли», которым «незападный» мир должен будет соответствовать, если захочет получить доступ к рынкам. Такая «коллективная» экономическая безопасность подразумевает, что интересы «среднего класса» всех включенных в западный лагерь государств совпадают. Это не только далеко от реальности (интересы немецких рабочих, заинтересованных в низких ценах на энергоресурсы, прямо противоположны интересам рабочих газодобывающих предприятий США, заинтересованных в поставках СПГ в Европу), но и Америка утратила авторитет в определении «экономической справедливости». Как написал на этой неделе Стивен Уолт, профессор Гарвардского университета, «Соединенные Штаты не являются лидером по качеству начального и среднего образования, здравоохранения, WiFi, железных и автомобильных дорог, мостов, электрических сетей, у них нет финансируемых государством институтов, которые обеспечили бы нужды граждан во времена пандемии или поддерживали технологическое превосходство, необходимое для конкуренции с другими странами в этом веке». В таких условиях, остальному миру стоило бы выдвигать условия для США с требованиями соответствовать им.

На этом фоне, пожалуй, главный вопрос заключается в том, насколько администрация Байдена готова в действительности реализовывать обозначенный курс, или он останется «переупакованной» под популистскими лозунгами неолиберальной политикой последних десятилетий. Пока все решения руководства страны говорят в пользу второго. Заявляя о примате дипломатии и международных норм, Вашингтон продолжил наносить ракетные удары по Сирии, прекрасно понимая, что не имеет для этого юридических оснований. Наказывая Россию за нарушение прав человека, администрация закрывает глаза на действия руководства Саудовской Аравии, поскольку «это было бы слишком сложно». Обещая заботиться о среднем классе, Байден на этой неделе фактически похоронил перспективу увеличения минимальной заработной платы – единственное обещание, которое он дал Берни Сандерсу в обмен на его поддержку, а также в очередной раз ограничил раздачу чеков в рамках экономического стимула – главное обещание демократов во время выборов в Конгресс. Наконец, ставя целью «приближение» внешней политики к простому американцу и распространение американских ценностей по всему миру, руководство страны продолжает возводить баррикады вокруг государственных учреждений как внутри страны, так и за ее пределами.

«Во время моего короткого пребывания в Вашингтоне в 1980-х я мог запросто зайти в здание Конгресса, прогуляться среди величественных интерьеров и статуй, периодически наталкиваясь на сенаторов, – вспоминает Фарид Закария в колонке в «Washington Post», сетуя на «отвратительные заграждения» и перекрытые улицы современного Вашингтона. – За рубежом ситуация еще хуже. Раньше дипломатические представительства США располагались в красивых зданиях в центре городов, где могли встречаться люди и проводились мероприятия. Теперь американские дипломаты работают в зданиях, похожих на крепость, они окружены бетонными взрывозащитными стенами с многочисленными уровнями безопасности и редко встречаются с местными жителями. […] Американское правительство стало похоже на динозавра – грузного неуклюжего монстра с большим телом и маленькой головой, оно максимально защищено, но удалено от простых людей и невосприимчиво к настоящим проблемам, с которыми сталкивается страна».

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше