При подготовке ответа на вторжение России на Украину американская администрация подчеркивала два принципа: во-первых, масштабность мер в случае «вторжения», которые будут намного серьезнее 2014 года, а во-вторых, (о чем проговорился Джо Байден на январской пресс-конференции) их вариативность в зависимости степени военных действий. В этой связи ответ Вашингтона нарастал по мере эскалации ситуации на Украине.
Первая реакция администрации была довольно сдержанной, и 21 февраля представитель Белого дома подчеркнул, что ввод российских войск на территории, контролируемые ДНР и ЛНР, «сам по себе не является чем-то новым». На следующий день риторика ужесточилась, и происходящее было названо началом предсказываемого вторжения: «Российской вторжение, о котором мы так давно говорили, началось, начинается и наш ответ».
Вместе с изменением храктеристики происходящего последовал первый транш санкций. Подчеркивая, что это является реакцией на «гамбит с признанием», но еще не «быстрым и жестким» экономическим ответом, подготовленным совместно с союзниками , 22 февраля Белый дом сообщил о:
(1) введении полных блокирующих санкций в отношении Промсвязьбанка, Внешэкономбанка и их дочерних структур, «двух больших государственных финансовых институтов России», «ключевых для финансового обеспечения Кремля и российских вооруженных сил»;
(2) расширении ограничений на операции с суверенным долгом России (изначально введены Директивой 1 по реализации исполнительного указа 13662 от 20 марта 2014 года с поправками от 29 сентября 2017 г., принятыми в CAATSA), которые были распространены на все операции с российскими рублевыми облигациями федерального займа или валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 года, как на первичном, так и на вторичном рынке;
(3) введении полных блокирующих санкций в отношении пяти представителей «российских элит» и членов их семей.
(4) 23 февраля, «после тесных консультаций с правительством Германии», к этому были добавлены санкции в отношении компании «Nord Stream 2 AG», ее сотрудников и управляющего директора Маттиаса Варнига.
Активные боевые действия 24 февраля в Вашингтоне назвали «начальной фазой» «полномасштабного вторжения», которое, по оценкам Пентагона, пройдет в несколько этапов. Подобная формулировка, предполагающая и поэтапность и возможного ответа, впрочем, была опровергнута предсказаниями быстрого и неминуемого взятия Киева в течение 72 часов. В таких условиях администрация сразу перешла к «сокрушительному» пакету мер.
Для обсуждения ответных шагов в четверг утром состоялось заседание Совета по национальной безопасности, за чем последовала онлайн-встреча лидеров «Группы 7». По итогам этих мероприятий Джо Байден объявил новый пакет санкций, который включал:
(5) ограничение на проведение операций через финансовую систему США для Сбербанка. Вводится на основании Директивы 2 по реализации исполнительного указа E.O. 14024 от 15 апреля 2021 года, которая предписывает американским финансовым институтам закрыть корсчета в Сбербанке и прекратить выполнение транзакций с его участием с 26 марта 2022 года. На практике это будет означать, что «платежи, которые Сбербанк будет выполнять в долларах для своих клиентов … будут прерваны и отклонены, как только они попадут в сферу финансового института США»;
(6) полные блокирующие санкции в отношении ВТБ (и 20 дочерних структур), банка «Открытие» (и 12 дочерних структур), Совкомбанка (и 22 дочерних структур) и Новикомбанка. Вводятся на основании E.O. 14024;
(7) ограничения на привлечение иностранного капитала для 11 государственных и 2 частных предприятий: Московский кредитный банк, Газпромбанк, Газпром, Газпромнефть, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Совкомфлот, РЖД, Алроса, Ростелеком, Русгидро, Сбербанк, Транснефть. Вводятся на основании Директивы 3 по реализации EO 14024, запрещающей транзакции со всеми новыми долговыми бумагами этих компаний со сроком погашения более 14 дней начиная с 26 марта 2022 года. 6 из этих компаний уже были под санкциями (EO 13662);
(8) персональные санкции в отношении «семей близких к Путину» и «элит финансового сектора» (6 человек, преимущественно родственники и «близкие коллеги» лиц, уже находившихся в санкционных списках).
Все вышеперечисленные ограничения не будут распространяться (были выданы генеральные лицензии) в отношении операций, касающихся (а) международных организаций и институтов, (б) сельскохозяйственных и медицинских товаров и товаров, связанных с пандемией COVID-19, (в) использованием воздушного пространства и экстренной посадки самолетов, (г) энергетики, (д) отдельных операций с долгом и активами, (е) производными финансовыми инструментами, (ж) транзакций с отдельными лицами, завершение которых потребует дополнительного времени.
(9) Помимо санкций (курируются Министерством финансов) экспортные ограничения подготовило Министерство торговли. Они коснутся оборонного, аэрокосмического и морского секторов и будут призваны ограничить доступ России к высокотехнологичным продуктам, включая полупроводники, компьютеры, телекоммуникации, оборудование информационной безопасности, лазеры и сенсоры. Не вдаваясь в детали, Минторг сообщил, что это будут самые масштабные экспортные ограничения в истории и будут реализовываться совместно с ЕС, Японией, Австралией, Великобританией, Канадой и Новой Зеландией с потенциалом подключения новых стран. При этом Джо Байден заметил, что они коснутся 50% высокотехнологичного импорта России.
(10) Одновременно санкции были введены в отношении 24 физических и юридических лиц Белоруссии, которая, отметил Минфин, уже серьезно пострадает в результате удара по российскому финансовому сектору.
При всей значимости вводимых мер они остановились в шаге от ожидаемого самого жесткого сценария (Байден заметил, что этому помешала позиция отдельных европейских стран) и пока не включают отключение от SWIFT (хотя Байден заметил, что санкции в отношении финансовых институтов будут равнозначны этому), содержат исключения для энергетики (что было необходимо для смягчения удара по ЕС и американским потребителям) и не распространены лично на российского президента. Кроме этого, Байден не дал однозначного утвердительного ответа относительно того, будут ли выполнять данные санкции Китай и Индия.
Также американский президент не сообщил о дополнительной помощи Украине, в очередной раз подчеркнув, что американские военные не будут участвовать в вооруженном конфликте на украинской территории, хотя и будут защищать «каждый дюйм» территории НАТО. Отдельно он подчеркнул, что незамедлительные ответные меры последуют в случае кибератак России в отношении США и американских компаний. Наконец, в ближайшее время будут предприняты дополнительные шаги по пресечению роста стоимости нефти, для чего США работают с партнерами для использования национальных нефтяных резервов.
Все эти «послабления», впрочем, могут быть в ближайшее время компенсированы Конгрессом либо, под его нажимом, самой администрацией. Учитывая полное единодушие законодателей в их возмущении относительно действий России, принятие законопроекта с санкциями, и, вероятнее всего, в самом жестком виде (с объединением всех существующих – порядка 10 – законопроектов и кодификацией уже введенных рестрикций на основании президентских указов), станет первым делом по возвращении Конгресса после длинных выходных.