banner

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Германия после выборов 2021 года
2. Роль Гамбурга в политической биографии Олафа Шольца
3. Профессиональное окружение нового канцлера
4. Перспективы развития внешней политики ФРГ
5. Развитие российско-германских отношений
6. Библиография

СКАЧАТЬ В PDF (Русский язык)
СКАЧАТЬ В PDF (English)

1. Германия после выборов 2021 года

8 декабря 2021 г. была перевернута страница истории немецкой политики. Длившаяся 16 лет «эра Меркель», когда блок ХДС/ХСС оказывал на нее определяющее влияние, подошла к концу. Федеральным канцлером стал социал-демократ Олаф Шольц, возглавивший новую правительственную коалицию из СДПГ1, «Зелёных» и СвДП2.

Еще год назад мало кто мог представить, что социал-демократы найдут в себе силы выйти из затяжного кризиса и тем более одержать победу на выборах в Бундестаг. Неустойчивость состава партийного руководства, потеря голосов на муниципальных и земельных выборах, падение рейтингов – всё это стало обыденностью для СДПГ. Эксперты предрекали социал-демократам утрату статуса «народной» партии ФРГ.

Одним из тех, кто не терял самообладание в сложившейся ситуации, был министр финансов Олаф Шольц. Еще в начале 2019 г. он первым объявил о намерении баллотироваться на пост канцлера. «По умолчанию» на эту роль претендовала Андреа Налес, тогдашняя руководитель СДПГ, и высказывание Шольца нарушало внутрипартийную дисциплину. «Это неправильное время, неправильный человек и неправильный метод»,– так была воспринята инициатива Шольца многими однопартийцами. На фоне Армина Лашета и Анналены Бербок кандидат от социал-демократов выглядел скучным бюрократом, имевшим немного шансов завоевать симпатии избирателей. Однако образ мало-эмоционального профессионала позволил Шольцу избежать ошибок и скандалов, по- шатнувших рейтинги кандидатов от христианских демократов и «экологов». Благодаря профессионально проведённой избирательной кампании, эффективно представившей сильные стороны кандидата на пост канцлера, социал-демократы одержали на выборах яркую победу.

Не вызывает сомнений, что своим электоральным успехом в кампании 2021 г. СДПГ в значительной степени обязана именно феномену Олафа Шольца. Его опыт как политика весьма разнообразен. Шольц успел поработать в законодательной и исполнительной власти, в местных и региональных органах государственного управления, прошел все ступеньки партийной иерархии, руководил крупнейшим городом-портом Германии и могущественным Министерством финансов ФРГ. Его карьера развивалась равномерно и поступательно, без взлётов и падений. Холодный профессионализм привел его в высший эшелон немецкой политики и поставил перед возможностью встать у её руля. Одно из своих иронических прозвищ – «шольцомат» – он получил за высокую, но безэмоциональную компетентность. Его пресс-конференции были для журналистов настоящим испытанием. Ответы Шольца на вопросы прессы даже на фоне сдержанной немецкой бюрократии выделялись скупостью и лаконичностью. Однако никто не мог упрекнуть его в том, что он говорил неправду или отделывался популистским заявлениями.

Вокруг правительства Шольца сформировались высокие ожидания. После долгого и сравнительно спокойного правления Ангелы Меркель немецкое общество выглядит готовым к переменам, которые кажутся неизбежными. Многочисленные дискуссии отражают запрос на новые подходы в политике, экономике, социальной сфере, международных отношениях.

Во-первых, уход Ангелы Меркель с поста федерального канцлера задал новую систему координат для всей немецкой политики. Блок ХДС/ХСС3 впервые за полтора десятилетия ушел в оппозицию. Выдающиеся рейтинги и авторитет Меркель не позволили возникнуть рядом с ней сопоставимым политическим фигурам как среди христианских демократов, так и в других партиях. Ее уход вернул в немецкую политику конкуренцию за лидерские позиции, ранее фактически бессмысленную из-за невозможности переиграть на этом поле канцлерин.

Во-вторых, партийно-политическая система Германии продолжает развиваться в направлении усложнения и фрагментации. Во второй половине ХХ века ФРГ была страной с классической «двух-с-половинной» партийной системой. Крупные «народные» партии ХДС/ХСС и СДПГ попеременно обеспечивали своё лидерство совместно с либералами из СвДП. Опыт «больших коалиций» консерваторов и социал-демократов оставался ограниченным во времени экспериментом. В 1980-х гг. в немецкую политику на волне ан- тивоенных настроений пришли «Зелёные». Канувшая в небытие ГДР оставила после себя сторонников «демократического социализма», оформившихся в середине 2000-х гг. в партию «Левая». Кризис мультикультурализма и миграционный кризис 2015 г. позволили пробиться в Бундестаг правым популистам из партии «Альтернатива для Германии». Некоторые партии, не представленные в общегерманском парламенте, смогли сформировать фракции и провести отдельных представителей в земельные ландтаги. Итоги последних выборов подтверждают, что фрагментация партийно-политической системы продолжается.

Лидеры новой правящей коалиции. Слева направо: Кристиан Линднер (СвДП), Олаф Шольц (СДПГ), Анналена Бербок («Зелёные»), Роберт Хабек («Зелёные»)

«Народные» партии по-прежнему остаются крупнейшими в Германии, однако эпоха их безусловного доминирования подходит к концу. Даже на земельном уровне опыт однопартийных правительств ушел в прошлое. Новые правящие коалиции всё чаще состоят из трёх партий. Стремление продолжать бойкот АдГ вынуждает в отдельных случаях формировать широкий фронт с участием едва ли не всех парламентских партий, от ХДС до «Левой». Всё это способствует вызреванию некой новой политической культуры, где ключевую роль играет способность и возможность договориться с оппонентом – партнером по коалиции, – не утратив при этом собственную идентичность и электорат.

В-третьих, многообразие внутренних и внешних вызовов, с которыми сталкивается современная Германия, требует от политиков новых подходов к решению стоящих перед Берлином проблем и задач. Кабинету Шольца предстоит решать вопросы нарастающего в условиях ковидных ограничений социального неравенства, восстанавливать экономику после вызванного коронакризисом спада, формировать последовательную миграционную политику и реализовывать амбициозную «зелёную сделку». От нового главы правительства ожидают перемен, которые к тому же не должны привести к утрате достижений «эры Меркель».

Отдельный вопрос – будущее внешней политики ФРГ. Традиционно её принято считать последовательной и инерционной. Немецкая экономика, ориентированная на экспорт товаров и услуг, нуждается в эффективном внешнеполитическом сопровождении. В то же время Берлин в последнее время позиционирует себя в качестве «морального лидера» Запада и пытается вести диалог с позиции ценностей. Дихотомия интересов и ценностей германской дипломатии требует устойчивого баланса.

Анализируя перспективы немецкой дипломатии на ближайшие годы, представляется важным обратить внимание на профессиональный путь главы нового правительства. Именно Ведомство федерального канцлера играет центральную роль в определении ос- новных направлений внешнеполитической стратегии. Несмотря на то что новому канцлеру предстоит соотносить свои решения не только с нормами парламентской демократии, но и с позицией партнёров по коалиции, его статус определяет приоритетное право на решение внешнеполитических вопросов.

Оценивая роль Олафа Шольца в будущей внешней политики Германии, полезно обратиться к его продолжительному опыту руководства Гамбургом. Крупнейший городпорт ФРГ традиционно обладает широкими международными связями. Конечно, его бургомистр не имеет полномочий проводить самостоятельную внешнюю политику. Однако руководство города располагает широкими компетенциями в сфере международной торговли, логистике, мировой экономике, что существенно менее характерно для других федеральных земель. В связи с этим гамбургский период политической карьеры Шольца значим для оценки его внешнеполитических приоритетов и подходов.

Кроме того, важную роль играет окружение канцлера, в значительной степени также сформировавшееся в родном для него Гамбурге. И хотя Шольц не обладает репутацией политика, зависящего от своего окружения, круг профессиональных контактов, которые он сохранил, переместившись в кресло федерального канцлера, безусловно, также будет важным фактором в его внешнеполитической деятельности.

2. Роль Гамбурга в политической биографии Олафа Шольца

Для немецкой политики характерно сильное региональное измерение. Федеративный характер государственного устройства современной Германии закрепляет эту особенность на законодательном уровне. Федеральные земли обладают широкими полномочиями во внутренней политике и возможностями активного выстраивания международных связей.

Гамбург

Общественно-политическая самобытность земель имеет глубокие историко-культурные корни. Особенно сильно это проявляется в Баварии, Северном Рейне-Вестфалии, Баден-Вюртемберге, Саксонии. Традиции ганзейских вольных городов сильны в Гам- бурге и Бремене.

Речь также идёт о политических квотах, как формальных, так и не оформленных в официальных документах. Например, кандидаты на пост канцлера из Баварии испытывают на себе негативное влияние своеобразного антирейтинга, сложившегося из-за опасений чрезмерного усиления позиций этой федеральной земли в общегерманской политике. Накануне избирательной кампании в Бундестаг 2021 г. глава ХСС Маркус Зёдер имел высокий личный рейтинг и хорошие шансы стать кандидатом на пост канцлера от блока ХДС/ХСС. Однако политический истеблишмент ФРГ с настороженностью отнесся к идее баварского лидерства, да и сами христианские демократы посчитали, что репутационные риски кандидата-баварца слишком велики.

Другой пример – широкое представительство в немецкой политике выходцев из Саара, небольшой федеральной земли на границе с Францией, значительно уступающей другим немецким регионам (в том числе и восточным землям) по своему экономическому потенциалу. Тем не менее очевидно существенное присутствие саарцев на руководящих позициях в правительстве ФРГ. Так, в последнем кабинете Ангелы Меркель три министра являлись выходцами из этой земли: министр экономики Петер Альтмайер, министр иностранных дел Хайко Маас и министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр.

Региональное измерение определяет начальный этап карьеры для большинства немецких политиков. Как правило, она начинается в родном городе или иной административно-территориальной единице. При благоприятных обстоятельствах путь по ступеням внутрипартийной иерархии проходит параллельно должностям в органах местного самоуправления и депутатским креслам в городском совете или ландтаге. Руководящая позиция на земельном уровне может оказаться высшей точкой политической карьеры, но может стать и трамплином для переезда в Берлин.

Олаф Шольц родился в 1958 г. в Оснабрюке, в Нижней Саксонии. Спустя три года семья переехала в Гамбург, обосновавшись в районе Ральштедт на северо-востоке города. Именно в Гамбурге пройдет становление Шольца как политика, и влияние этого города на профессиональный профиль нового федерального канцлера трудно переоценить.

Гамбург является вторым по величине городом ФРГ (после Берлина) и третьим среди городов немецкоязычного пространства (после Берлина и Вены). Его население составляет около 1,8 млн человек. По своему статусу город соответствует отдельному административно-территориальному субъекту ФРГ и при аналогии с российским административно-политическим устройством может быть условно охарактеризован как город федерального значения. Таким образом, должность бургомистра (мэра) Гамбурга сопоставима с должностью премьер-министра любой федеральной земли. Аналогичный статус имеют города Берлин и Бремен.

Olaf Scholz als Jusovorsitzender

Олаф Шольц в 1984 году

Гамбург – крупнейший порт ФРГ и третий по грузообороту порт в ЕС после Антверпена и Роттердама. Исторически город служил «морскими воротами» Германии, принимая основной объем импорта, перевозимого морским путем. Его значение укрепилось в эпоху Германской империи (1871-1918) в условиях реализации имперскими властями амбициозной программы строительства военно-морского флота, колониальной экспансии, наращивания внешнеторговых оборотов с государствами за пределами Европы. В годы Второй мировой войны Гамбург был почти полностью разрушен в результате массированных налетов авиации англо-американских союзников. После 1945 г. город был довольно быстро восстановлен, став важнейшим торгово-экономическим центром Западной Германии.

С точки зрения политических предпочтений Гамбург традиционно считается вотчиной социал-демократов. Трудившиеся в порту и на крупных предприятиях города рабочие видели в СДПГ выразителя их интересов перед лицом «алчных капиталистов». До воссоединения Германии СДПГ неизменно побеждала на местных выборах, формируя правительство самостоятельно или в коалиции с СвДП. Только в 2000-е гг. Гамбург на 10 лет оказался под управлением ХДС. В 2011 г. социал-демократы вернули себе политическое лидерство. На последних земельных выборах, прошедших в 2020 году, СДПГ получила более 40% голосов избирателей, сформировав по итогам избирательной кампании коалиционное правительство с партией «Зелёные».

При этом сами «Зелёные» смогли финишировать со значительным увеличением поддержки избирателей, улучшив свой показатель по сравнению с предыдущими выборами на 11%. Наиболее значительный прирост поддержки «экологов» наблюдался в избирательных округах, расположенных в центральных районах города. Гамбург, таким образом, не избежал «зелёной волны», накрывшей западные федеральные земли и обеспечившей «Зелёным» дополнительные места в ландтагах и уже в ряде случаев кресла в земельных правительствах.

С Гамбургом связан и показательный опыт локального успеха правопопулистской политической силы, состоявшейся задолго до появления в немецкой политике «Альтернативы для Германии». В начале 2000-х гг. в городе возникла и получила популярность Партия наступления государственной законности (Partei Rechtsstaatlicher Offensive) во главе с юристом Рональдом Шиллем, которая выступала, среди прочего, против либеральной миграционной политики. На региональных выборах 2001 г. партия набрала 19,4% и вошла в состав коалиционного правительства вместе с ХДС и СвДП. Из-за внутренних разногласий в 2003 г. в партии произошел раскол, результатом чего стал её выход из коалиции и проведение досрочных выборов в Гамбурге. В 2007 г. партия прекратила своё существование.

Профессиональный путь Олафа Шольца начался в стенах Гамбургского университета. Это одно из наиболее молодых высших учебных заведений Германии, основанное в 1919 году. Тем не менее за сравнительно короткое время университет Гамбурга смог обрести репутацию крупного научно-образовательного центра страны. Среди его выпускников пять нобелевских лауреатов и федеральный канцлер Гельмут Шмидт. Шольц обучался на юридическом факультете, выбрав впоследствии специализацию по трудовому праву. Он получил качественное и престижное образование, что заложило основы его профессионального роста и успеха в политике. В СДПГ Шольц довольно быстро заслужил репутацию эксперта по юридическим вопросам и в этом качестве пользовался высоким авторитетом среди однопартийцев.

Политическая карьера Шольца началась еще в старшей школе, когда в 17 лет он вступил в ряды молодежной организации СДПГ Jusos («Молодые социалисты»). Для молодого человека из многодетной семьи текстильщиков такой шаг был закономерным стремлением к повышению социального статуса, согласованным с политическими идеалами эпохи и общественного окружения. Социал-демократы были основной политической силой Гамбурга и, учитывая социальное происхождение Шольца, выбор партии для раз- вития политической карьеры был для него фактически предопределен.

Важно отметить, что молодые годы Олафа Шольца пришлись на период расцвета СДПГ. В 1970-х гг. социал-демократы определяли политический курс Германии. Канцлеры Вилли Брандт и Гельмут Шмидт пользовались высокой поддержкой немецкого общества, а также авторитетом среди зарубежных партнеров на Западе и на Востоке. Антивоенная риторика и принципы «новой восточной по- литики» социал-демократов внесли важный вклад в политику разрядки международной напряженности 1970-е годы. Молодой Олаф Шольц, несомненно, ощущал себя в авангарде прогрессивной политической силы.

Уже студентом Шольц стал полноправным членом СДПГ. Его политические взгляды в тот период соответствовали левому крылу социал-демократов. Едва ли его позиции можно рассматривать, вслед за некоторыми экспертами, как марксистские, однако статьи молодого Шольца для партийной прессы действительно содержат резкую критику в адрес «капиталистической системы». Впрочем, для молодежного крыла социал-демократов, как и молодежных отделений других политический партий ФРГ, всегда были характерны более радикальные позиции, чем присущие всей партии. Шольц не был внутренним оппозиционером; скорее, он заострял идейные установки социал-демократов, поддерживая собственную узнаваемость внутри партии.

После окончания Гамбургского университета и прохождения альтернативную гражданскую службу, Олаф Шольц вскоре стал партнёром в компании Zimmermann, Scholz und Partner, существующей по сей день. Как специалист по трудовому праву, он часто отстаивал интересы незаконно уволенных работников. Это обстоятельство позволило ему заручиться поддержкой первых сторонников и избирателей, многие из которых были лично обязаны талантливому юристу.

В 1994 г. Шольц возглавил отделение СДПГ в гамбургском районе Альтона. Эта часть Гамбурга сильно пострадала в годы III Рейха, а также Второй мировой войны. Еврейское население, составлявшее значительную часть жителей района, было выселено и уничтожено в концентрационных лагерях. Впоследствии жилые дома и производственные объекты были почти полностью разрушены в результате авианалетов ВВС США и Великобритании. Восстановление района затянулось до 1970-х годов. При этом работы велись по новому плану, и исторический облик оказался безвозвратно утрачен.

К началу 1990-х гг. Альтона считалась одним из наиболее обеспеченных районов Гамбурга, но при этом с высоким уровнем социального расслоения, когда средний доход и процент получающих пособия в разных частях района отличались в разы. Начавшаяся в конце 1980-х гг. модернизация производств привела к росту безработицы и, как следствие, падению попу- лярности СДПГ. К момен- ту назначения Шольца главой местной партий- ной ячейки социал-демо- кратов в окружном со-
брании впервые в масштабах Гамбурга была сформирована красно-зелёная коалиция, отразившая рост популярности «Зелёных» в этой части города. Уже на раннем этапе политической карьеры Шольцу пришлось проявить навыки коалиционных переговоров с «экологами», уже закрепившимися в Бундестаге, но не имевшими опыта государственного управления.

Очевидно, Шольцу удалось наладить эффективную партийную работу в округе и заслужить доверие жителей. На выборах в Бундестаг 1998 г. он баллотировался по одноименному избирательному округу, почти соответствующему в своих границах исторической Альтоне, и получил прямой мандат, набрав 48,1% голосов. В дальнейшем он баллотировался в немецкий парламент в своем родном округе с неизменным успехом. Благодаря поддержке жителей Альтоны Шольц стал депутатом Бундестага по итогам избирательных кампаний 2002, 2005 и 2009 годов. Однако на выборах 2021 г. он предпочел баллотироваться от избирательного округа на территории Потсдама (федеральная зем- ля Бранденбург), где проживал с женой с 2017 г., одержав победу с 34% голосов, оставив позади кандидата на пост канцлера от «Зелёных» Анналену Бербок.

Получив кресло депутата Бундестага, Олаф Шольц сохранил крепкие связи со своей малой родиной. В 2000 г. возглавил социал-демократов всего Гамбурга. За исключением периода 2004-2009 гг. возглавлял городское отделение СДПГ до 2018 года.

Senatskanzlei, hamburg.de
Олаф Шольц в Санкт-Петербурге

В 2001 г. Шольц несколько месяцев исполнял обязанности сенатора Гамбурга по внутренним делам (Innensenator, должность соответствует министру внутренних дел земельного уровня). Его короткое пребывание на этом посту запомнилось введением закона об обязательном применении рвотного средства для сохранения доказательств при преступлениях, совершаемых предполагаемыми наркоторговцами. Жесткая мера, ставшая предметом активной общественной дискуссии, была одобрена в том числе «Зелёными», входившими в то время в состав правящей коалиции, управлявшей Гамбургом.

В 2000-е карьера Шольца развивалась преимущественно в Берлине, в Бундестаге, на высоких партийных и государственных должностях. С 2007 г. он сменил ушедшего в отставку однопартийца Франца Мюнтеферинга на должности федерального министра труда, занимая её до выборов 2009 года. Но даже в годы работы федеральным министром он стремился по возможности проводить больше времени в Гамбурге. В это время Шольц был частым пассажиром поезда Берлин-Гамбург, позволявшим ему добираться до родного города менее чем за два часа. Время в пути использовал для самообразования.

Олаф Шольц с триумфом вернулся в Гамбург в 2011 году. Управлявшая городом коалиция ХДС и «Зелёных» распалась, не доработав до конца своих полномочий. На досрочных земельных выборах СДПГ одержала убедительную победу, получив абсолютное большинство голосов в местном парламенте. Когда партия выдвинула Шольца в кандидаты на пост первого бургомистра, он без проблем получил необходимое число голосов. На этом посту Шольц проработал до 2018 года, успешно переизбравшись в 2015-м.

Гамбургский период политической карьеры стал для Олафа Шольца временем начала активной работы на внешнеполитическом направлении. Крупнейший город-порт Гер- мании имеет обширную сеть зарубежных контактов и партнеров. И естественно, чтовдолжностибургомистраОлафШольц играл ключевую роль в международной деятельности «вольного города». В 2011 г. он сопровождал Ангелу Меркель во время её визита в США и принял участие в торжественном ужине, организованном в Белом доме в честь канцлера ФРГ. Широкое ежегодное празднование в Гамбурге Дня святого апостола Матфея не обходилось без приглашений высоким зарубежным гостям. По случаю праздника город посещали премьер-министр Франции Жан-Марк Эро (2013), премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (2016), премьер-министр Канады Джастин Трюдо (2017).

В 2017 г. Гамбург на время стал центром мировой политики. Город принимал саммит G20. Городу в целом удалось сдержать натиск антиглобалистов и мародёров, хотя без сопутствующего подобным мероприятиям ущерба всё же обойтись не удалось. Критика в адрес бургомистра и его команды за недостаточность мер по обеспечению безопасности и за чрезмерно жесткие действия полиции не получила широкого развития. Для Олафа Шольца саммит стал возможностью приобрести или укрепить личные контакты с лидерами крупнейших государств мира, в том числе с президентом России Владимиром Путиным.

Российское направление внешнеполи- тической активности в период работы бур- гомистром Гамбурга было, наряду с кон- тактами с европейскими и американскими партнерами, одним из наиболее значимых. Еще в 1957 г. Гамбург установил первые по- братимские отношения с тогдашним Ленинградом, которые интенсивно развивались и в годы «холодной войны», и после распада СССР. В начале 1990-х гг. Гамбург организовал поставки гуманитарной помощи жителям Санкт-Петербурга, и молодой социал-демократ Олаф Шольц вполне мог оказать здесь деятельную поддержку городскому руководству. В статусе первого бургомистра он посещал российский город-побратим для участия в таких мероприятиях, как форум «Петербургский диалог» в 2016 г. и 60-й юбилей установления партнёрских отношений между двумя городами в 2017 году.

Гамбургский период закончился для Олафа Шольца назначением на должность министра финансов в правительстве Ангелы Меркель, сформированном после выборов 2017 года. Вместе с женой Бриттой Эрнст он переехал в Потсдам. Смена места жительства была в карьерных интересах обоих супругов. Потсдам, входящий в единую со столицей транспортную систему, был удобным местом жительства и для работающего в правительственном квартале Шольца, и для г-жи Эрнст, которая в 2017 г. стала министром образования, молодежи и спорта федеральной земли Бранденбург.

Какое значение имеет Гамбург для Олафа Шольца на должности федерального канцлера? Прежде всего город стал для него местом формирования профессиональных компетенций политика и администратора. Важнейшее значение Гамбурга для немецкой экономики и внешнеторговых связей, восходящая ко временам Ганзейского союза традиция деловой активности и самостоятельности требуют от первого бургомистра выдающихся качеств. Пройдя в Гамбурге карьерные ступени от молодого активиста СДПГ до руководителя местного партийного отделения социал-демократов и бургомистра, Шольц приобрел набор знаний и умений, ценный для политика федерального масштаба и особенно – главы правительства. То, что ему удалось успешно переизбраться в 2015 году, является подтверждением эффективности его работы.

Важным фактором для Олафа Шольца как главы нового коалиционного правительства является полученный в Гамбурге опыт взаимодействия с партией «Зелёные». Он работал вместе с «экологами», начиная с 1990-х гг. на разных уровнях управления городом. В целом это сотрудничество носило бесконфликтный характер, и партиям удавалось находить компромиссы. Знание специфики совместной работы с «Зелёными» также является сильным активом Шольца, который поможет ему в работе в формате «светофорной» коалиции с «экологами» и СвДП.

Наконец, Гамбург остается для Олафа Шольца источником профессиональных связей и контактов. Как будет рассмотрено ниже, гамбургские контакты составляют важную часть успеха нового канцлера на общегерманском уровне и в международных отношениях. Во многом именно они и обеспечили ему это кресло.

Впрочем, значимость Гамбурга как одной из федеральных земель вряд ли изменится. В результате выборов 2021 г. город не получил каких-либо преференций в новом правительстве или во фракции СДПГ в Бундестаге. Земельный баланс в немецкой политике останется неизменным. Но возможно, что в ближайшие годы перед этим городом возник- нут новые перспективы для заключения выгодных торгово-экономических контрактов.

3. Профессиональное окружение нового канцлера

На протяжении длительной карьеры вокруг нового канцлера складывался ближний круг его наиболее преданных соратников. Теперь их позиции в немецкой политике существенно усилились.

Вольфганг Шмидт. В политических кругах Гамбурга и Берлина Вольфганга Шмидта называют правой рукой Олафа Шольца и говорят об абсолютном доверии между двумя политиками. Последние 20 лет Шмидт сопровождал будущего канцлера на всех этапах карьеры. Он был референтом Шольца в период его работы генеральным секретарём СДПГ. Позже стал управляющим его канцелярией, когда Шольц занимал должность первого управляющего директора парламентской группы СДПГ, а также начальником канцелярии в период работы Шольца министром труда и социальных вопросов (2007-2009). В 2011-2018 гг. Шмидт был статс-секретарём в Гамбурге, а в последнем правительстве Ангелы Меркель – статс-секретарём Министерства финансов.

Когда завершались коалиционные переговоры, ни для кого не было секретом, что Шмидт получит высокий пост в кабинете Шольца. В итоге в новом правительстве он назначен руководителем Ведомства федерального канцлера.

Нынешний правительственный срок – шанс для Вольфганга Шмидта выйти из тени и проявить себя в качестве самостоятельной фигуры в немецкой политике. Одним из направлений для развития личного имиджа может стать внешняя политика – важная составляющая работы Федеральной канцелярии. В Германии ходят слухи о внешнеполитических амбициях 51-летнего Шмидта. Некоторый опыт у него есть: с 2001 по 2003 год он занимал должность вице-президента Международного союза молодых социалистов, в 2011-2018 гг. – возглавлял представительство Международной организации труда в Германии, а также руководил внешними связями Гамбурга.

Pressefoto, handelsblatt.com
Вольфганг Шмидт

Бритта Эрнст. Олафа Шольца и Бритту Эрнст объединяет не только 23 года брака, но и общее призвание – политика. Оба супруга являются убежденными социал-демократами. Оба начинали политическую карьеру в Гамбурге.

Шольц и Эрнст не стремятся акцентировать в публичном пространстве свои семейные отношения и тем более увязывать с ними собственные карьерные пути. Когда Шольц стал первым бургомистром Гамбурга, Эрнст покинула местный парламент, чтобы не допустить обвинений в непотизме.

Бритта Эрнст, как и её супруг, смогла выстроить успешный карьерный путь в партии и на государственной службе. В 2011-2014 гг. она была заместителем руководителя фракции СДПГ в Бундестаге, а затем стала министром среднего и профессионального образования в земле Шлезвиг-Гольштейн. После поражения СДПГ в Шлезвиг-Гольштейне она перешла на должность министра образования в Бранденбурге и продолжила работу на этом посту, когда супруг стал канцлером. Ключевые направления работы Эрнст – образование и права женщин.

Хотя Эрнст не представлена в новом правительстве, она играет важную статусную роль в политической карьере мужа. Как заявлял Шольц, супруга оказала сильное
влияние на его отношение к политике феминизма. Права женщин стали приоритетной темой для Олафа Шольца как в партийной работе, так и в правительстве. Не менее важную роль эта тема играла на сентябрьских выборах в Бундестаг. В предвыборной гонке социал-демократу противостояла кандидат от «Зелёных» Анналена Бербок, которая выстраивает свой политический имидж вокруг идей феминизма. Шольцу удалось успешно встроить вопросы феминизма в кампанию своей партии и добиться прироста в 6% среди избирательниц по сравнению с прошлыми выборами.

Для современной Германии Эрнст – идеальная «первая леди». Её образ соответству- ет нынешней модели семейных отношений в стране. Она смогла самостоятельно добиться успеха в политике и не была вынуждена жертвовать карьерой ради успеха мужа.

Bundesministerium der Finanzen
Рольф Бёзингер

Рольф Бёзингер. Как и Вольфганг Шмидт, Рольф Бёзингер – давний соратник Олафа Шольца. С 2002 г. они работают вместе. В последнем кабинете Ангелы Меркель Бёзингер, как и Шмидт, работал статс-секретарём Министерства финансов. Для Шольца он – важная фигура, поддерживающая связь между государственной властью и реальным сектором. Кроме правительственной работы, Бёзингер также входит в состав наблюдательного совета Telekom, 10% акций которого принадлежат Министерству финансов. В новом правительстве Бёзингер занимает должность статс-секретаря в Федеральном министерстве жилья, городского развития и строительства и занимается восстановлением этого ведомства.

Штеффен Хебештрайт – относительно новая фигура в окружении Олафа Шольца. С 2000 по 2009 гг. он работал журналистом в Frankfurter Rundschau. С 2010 по 2014 гг. Хебештрайт был корреспондентом в газете DuMont. Завершив карьеру журналиста, стал пресс-секретарём генерального секретаря СДПГ Ясмин Фахими, после чего начал работать с Олафом Шольцем. В 2015-2018 гг. – руководил представительством Гамбурга в Берлине, а с 2018-го возглавил отдел коммуникаций в Министерстве финансов Германии. В новом кабинете Хебештрайт стал официальным представителем правительства ФРГ. По словам Шольца, Хебештрайт будет отвечать за «постоянную коммуникацию между правительством и общественностью».

IMAGO / Heiko Feddersen, t-online.de
Олаф Шольц и Бритта Эрнст

За время карьеры в Гамбурге и на федеральном уровне Олаф Шольц постоянно работал с бизнесом. При этом финансовая добропорядочность – важный элемент
его имиджа. У него нет акций или долей в каких-либо компаниях, кроме собственной юридической фирмы.

Шольц известен своей активной поддержкой немецких кооперативов, например Центрального объединения потребительских кооперативов Германии, где будущий канцлер когда-то работал сам. Он посещает мероприятия объединения, выступает на них, подтверждая таким образом свое реноме истинного социал–демократа. Кооперативные сообщества традиционно играют важную роль в деятельности СДПГ, многие их руководители – видные члены партии.

На государственной службе Шольцу удалось наладить связи со СМИ. В 2012 г. у Die Tageszeitung возникли финансовые трудности, и Шольц предложил управляющему директору Калле Руху преобразовать компанию в кооператив. Рух последовал этому совету, что помогло спасти от банкротства газету, известную своей близостью к социалдемократическим ценностям.

Олаф Шольц поддерживает связи и с крупными компаниями, среди которых железно- дорожный оператор Германии Deutsche Bahn и крупнейший авиаперевозчик Lufthansa. В 2017 г. Шольц назначил управляющего Deutsche Bahn Вернера Гатцера своим статс-секретарём, а в 2020 г. поддержал принятие обширного инвестиционного пакета в размере 86 млрд евро для модернизации Deutsche Bahn. В свою очередь, Lufthansa из-за пандемии столкнулась с финансовыми трудностями и фактически была в шаге от банкротства. Шольц провёл переговоры о пакете мер для поддержки Lufthansa в размере шести миллиардов евро, что помогло спасти компанию.

Учёт интересов предпринимателей и акцент на развитии экономики не только давали ему дополнительные очки на выборах, но и становились предметом скандалов. Два главных обвинения в финансовых махинациях связаны с гамбургским банком Warburg и платёжной системой Wirecard. В первом случае обвинения связаны с сомнительными налоговыми преимуществами банка, во втором – с махинациями в бухгалтерском учёте. Подозревают, что оба раза Олаф Шольц знал о сомнительных действиях, но закрывал на них глаза.

В ходе предвыборной кампании предпринимались попытки напомнить гражданам о том, что оба скандала так и не были окончательно разрешены, а подозрения – полностью развеяны. Но это всё не оказало существенного влияния на популярность Шольца. Выбранная им линия поведения (спокойствие и невозмутимость) не позволяла усомниться в его непогрешимости. Этим он выгодно отличался от других кан- дидатов в канцлеры, против которых также выдвигались различные обвинения.

4. Перспективы развития внешней политики ФРГ

Внешняя политика ФРГ носит инерционный характер. За послевоенный период смена правительственных кабинетов не приводила к существенным сдвигам во внешнеполитическом позиционировании Бонна, а затем Берлина. Даже феномен «новой восточной политики» социал-демократов, пришедших на смену ХДС в конце 1960-х гг., был увязан со структурными изменениями международной политики и в большей степени развивал дипломатическое наследие канцлера-основателя Конрада Аденауэра и его сподвижников.

Константы внешней политики современной Германии в значительной степени были заложены еще в первые годы существования ФРГ. Правительство Конрада Аденауэра стремилось закрепить статус Западной Германии как надежного союзника США и неотъемлемую часть западного сообщества. Одновременно вплоть до воссоединения Германии в 1990 г. суверенитет ФРГ (и ГДР) был ограничен. Присоединение к блоку НАТО в 1955 г. окончательно оформило участие страны в западной системе военно-политических союзов.


Bundesregierung, bild.de
Переговоры Джо Байдена, Ангелы Меркель и Олафа Шольца на полях G20

Внешнеполитическое наследие СДПГ также является неотъемлемой частью германской дипломатической традиции. Благодаря политике канцлера Вилли Брандта ФРГ смогла установить устойчивые торгово-экономические отношения с государствами Организации Варшавского договора. Преклонение же Брандта перед памятником жертвам Варшавского гетто стало основой нового понимания Германией своей ответственности за преступления национал-социализма. Налаживание отношений с Советским Союзом способствовало общеевропейской политике «разрядки». При этом в отношениях с СССР Брандт опирался на фундамент, заложенный еще Аденауэром, посетившим Москву в 1955 году.

Программа СДПГ на выборах 2021 г. была сосредоточена на внутренней политике, а во внешнеполитической части была выдержана в умеренных тонах. Партия выступала за продолжение и углубление европейской интеграции, расширение сотрудничества с партнерами в ЕС и за его пределами в сфере защиты климата, цифровизации и здравоохранения.

Hamburger Senat, twitter.com
Олаф Шольц и Си Цзиньпин в 2017 году

Коалиционный договор, одобренный СДПГ, «Зелёными» и СвДП, сохранил многие положения, за которые выступали социал-демократы. Центральное место во внешней политике коалиции занимает европейское направление. Новое правительство выступает за укрепление экономической, политической и оборонной мощи объединенной Европы при опоре на трансатлантическое партнёрство.

Согласно тексту договора, СДПГ вместе с партнёрами планирует укрепить позиции Германии на международной арене, прежде всего за счёт усиления Европейского Союза, который должен стать более дееспособным и автономным. Во-первых, для этого необходимо увеличить количество решений, принимаемых в Совете ЕС большинством голосов, а не единогласно. Это значительно облегчит процесс одобрения европейских инициатив, особенно относящихся к политике безопасности и обороны. На сегодняшний день эти вопросы часто становятся камнем преткновения между членами, что замедляет интеграцию.

Во-вторых, по мнению социал-демократов, необходимо преобразовать должность Верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности в министра иностранных дел ЕС. Это позволит Союзу проводить полноценную общую внешнюю политику и ускорит процесс интеграции.

В-третьих, социал-демократы выступают за создание европейской армии. Это позволит достичь сразу двух целей: ускорить интеграционные процессы в сфере безопасности в ЕС и снизить внутренние расходы ФРГ на бундесвер.

В-четвертых, в СДПГ планируют добиться принятия более эффективного санкционного механизма по отношению к членам Союза, прежде всего чтобы сохранять независимость судебной системы в рамках объединения.

Вторая константа внешней политики социал-демократов – центральное значение американо-германских отношений и примат НАТО. Хотя «Зелёные» в ходе предвыборной кампании заявляли о структурных проблемах альянса и выступали за отказ от обязательства выделять на оборону 2% ВВП, эта критика не нашла отражения в коалиционном договоре. В соглашении нет ни одного негативного слова о НАТО; напротив, подтверждается приверженность ФРГ атлантическим структурам безопасности.

Многие формулировки коалиционного соглашения не сильно отличаются от договорённостей, которые были достигнуты в последние месяцы работы Меркель на посту канцлера. Укрепление автономного и самостоятельного Европейского Союза на основе франко-германского тандема – центральная тема прощального визита Меркель в Париж. Опора на трансатлантическое сотрудничество уходящий канцлер подтвердила в ходе американо-германских переговоров с Дж. Байденом на полях саммита «Большой двадцатки» в Риме. Отношения нового правительства с Китаем будут основываться на двухкомпонентном подходе, который Меркель предложила разработать на июньском саммите НАТО и включить в него как соперничество, так и партнерство. Турция, как от- метила Меркель в Стамбуле в октябре, сохранит значение важного соседа ЕС и партнёра в НАТО, несмотря на ценностные расхождения двух стран.

Представляется возможным также выде- лить следующие опорные позиции коалиционного договора:
• признание особой ответственности за ФРГ как крупнейшего государства ЕС и четвертой экономики мира; необходимость формирования «мирового порядка, основанного на правилах», как условия мира, благополучия и безопасности, а также для отражения вызовов в сфере изменения климата, цифровизации и демократизации;
• необходимость трансформации ЕС в «федеративное европейское союзное государство» (Föderaler europäischer Bundesstaat);
• необходимость повышения стратеги- ческой автономии ЕС за счёт улучшения механизмов принятия решений, влияющих на оперативное внешнеполитическое реагирование;
• необходимость усиления полномочий Европарламента и Еврокомиссии;
• необходимость поддержания эффективной работы франко-германского тандема и формата «Веймарского треугольника (Франция, ФРГ, Польша);
• необходимость поддержки вступления в ЕС государств на территории Западных Балкан.

Одним из способов решения задачи по повышению эффективности европейской внешней политики является возможность принятия решений в сфере внешней политики квалифицированным большинством голосов стран-участниц ЕС, а также формирование полноценного министерства иностранных дел ЕС. Проект такой реформы Европейского Союза обсуждается уже продолжительное время, однако её реализация затруднена позицией малых стран ЕС, опасающихся утраты возможности влиять на европейскую дипломатию.

Нет сомнений в том, что правительство Олафа Шольца будет реализовывать свою внешнюю политику на основании идеи трансатлантического консенсуса, действуя в рамках общих подходов Запада – США и их союзников. Весь профессиональный путь Шольца (за исключением краткого увлечения радикальными левыми идеями в юности). Его работа на посту первого бургомистра Гамбурга и министра финансов ФРГ, предвыборная риторика, а также первые шаги в качестве федерального канцлера свидетельствуют о его готовности поддерживать и укреплять трансатлантическое единство. Эту идею разделяют и партнеры по правящей коалиции – «Зелёные» и СвДП.

Ранее, еще на этапе коалиционных переговоров, Шольц принял участие в переговорах Ангелы Меркель и Джо Байдена. Вместе с тем уход в оппозицию блока ХДС/ ХСС, чьи трансатлантические установки во внешней политике не ставились под сомнение в экспертном сообществе, вызвали опасения в континуитете отдельных факторов американо-германских отношений. Так, внимание специалистов привлекло отношение СДПГ к американскому ядерному оружию, расположенному в ФРГ. На сегодняшний день на территории авиабазы в г. Бюхеле находится 20 американских ядерных бомб B61 и средства их доставки – истребители «Торнадо».

Еще на выборах в Бундестаг 2017 г. кандидат на пост канцлера от СДПГ Мартин Шульц (в настоящий момент – руководитель ассоциированного с СДПГ Фонда имени Фридриха Эберта) выступал за вывод ядерного оружия из Германии. После выборов эту тему часто поднимал в немецком парламенте глава фракции социал-демократов Рольф Мютцерих. Олаф Шольц в ходе избирательной кампании 2021 г. предпочел уклониться от выражения своей по- зиции по вопросу о ядерном оружии в ФРГ.
Пацифистские традиции партии «Зелёные» также делали её потенциальным сторонником идеи вывода ядерного арсенала США из Германии. В пользу такого решения высказывалась кандидат на пост канцлера Анналена Бербок. Однако эта тема не была важной в предвыборной программе «Зелёных». Пацифизм «экологов» был практически полностью замещен «климатической» риторикой и защитой прав меньшинств.

Присутствие в новом немецком правительстве двух партий с сильными антивоенными установками заставили генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга обратиться к ФРГ с призывом сохранить американское ядерное оружие. С аналогичным заявлением выступили и представители американского посольства в Германии. Окончательно опасения заокеанских союзников были сняты только после публикации коалиционного договора, где вопрос возможного вывода американского ядерного оружия из Германии не нашел воплощения.

Важно отметить, что внешнеполитические компетенции в новом правительстве
фактически разделены между СДПГ и «Зелёными». Обязанности министра иностранных дел при канцлере социал-демократе возложены на сопредседателя партии «Зелёные» Анналену Бербок, которая являлась кандидатом на пост канцлера от «экологов». Несмотря на то что внешняя политика ФРГ считается прерогативой федерального канцлера, контроль над внешнеполитическим ведомством со стороны «Зелёных» оставляет им возможности для придания немецкой дипломатии дополнительных акцентов в соответствии с собственными партийными интересами.
Например, «Зелёные» добились закрепления в документе термина «феминистская внешняя политика» (Feminist Foreign Policy), в рамках которой Германия планирует увеличить «представительство женщин на международных руководящих должностях». Это понятие «Зелёные» переняли от шведского МИД, где программа поддержки женщин во внешней политике проводится с 2014 года. Однако в договоре не указано, какие конкретно цели ставит перед собой правительство и как будет их достигать.

Взгляды «Зелёных», сменивших статус оппозиционной силы на кресла в федеральном правительстве, также подвержены трансформации. Уже во время коалиционных переговоров «экологи» выступили против новых санкций США по отношению к «Северному потоку – 2». Как заявил специализирующийся по внешнеполитическим вопросам депутат Бундестага от фракции «Зелёные» Омид Нурипур: «Мы не понимаем, что это за дружба, когда вводятся санкции за сделки с третьей стороной. Газопровод был и остаётся ошибочным решением. Но это решение Германии, а не США».

Jutrczenka/dpa, tagesschau.de
Олаф Шольц в Вашингтоне

Новый глава МИД ФРГ Анналена Бербок не имеет значимого опыта работы в сфере международных отношений вне идейно близкого сообщества стран Запада. Еще во время обучения в школе она провела год в США в рамках программы ученических обменов. Она окончила магистратуру Лондонской школы экономики и прошла стажировку в Британском институте международного и сравнительного права. С 2008 по 2013 гг. она входила в федеральную рабочую группу «Европа» партии «Зелёные», где занималась разработкой европейского направления внешнеполитической стратегии «экологов». С 2009 по 2012 гг. входила в руководство европейской партии «Зелёные». После прихода в Бундестаг участвовала в работе немецко-польской парламентской группы и была заместителем председателя парламентской группы друзей «Берлин – Тайбэй». Также Бербок входит в число участников группы Young Global Leader Всемирного экономического форума, принимала участие в работе Союза европейских федералистов (немецкое отделение) и Европейского совета по международным отношениям, а также Amnesty International.

Уже в первый день работы нового правительства ФРГ представители СДПГ и «Зелёных» ввязались в дискуссию о том, какая партия имеет больше возможностей для определения внешнеполитических приоритетов. Не пытаясь подорвать авторитет федерального канцлера напрямую, «экологи» подчеркивали, что коалиционный характер правительства требует компромиссного подхода к решению в том числе внешнеполитических задач. Очевидно, что данная дискуссия далека от завершения и будет продолжаться всё время работы сформированного в 2021 г. правительства.

Важным направлением немецкой внешней политики, которому Олафу Шольцу предстоит уделять значительное внимание, является Китай. Как и в случае с Россией, подход социал-демократов, направленный на продолжение умеренного курса Ангелы Меркель, будет встречать сопротивление со стороны «Зелёных», критикующих Пекин за нарушения прав человека. Ожидается, что Шольц будет выступать сторонником продолжения наращивания германо-китайских и европейско-китайских торгово-экономических отношений. Несмотря на то что «Зелёные» и СвДП являются противниками инвестиционного соглашения с Китаем, можно ожидать, что Берлин будет стремиться обеспечить подписание этого документа. Олаф Шольц имеет опыт взаимодействия с китайскими партнёрами со времен работы в Гамбурге и, вероятно, будет воздерживаться от острой критики КНР. Показательно, что новое немецкое правительство не стало при- нимать быстрого решения по дипломатическому бойкоту зимней Олимпиады в Пекине 2022 года, отложив вопрос до консультаций с партнёрами по ЕС.

5. Развитие российско-германских отношений

За период правления Ангелы Меркель российско-германские отношения прошли через многочисленные испытания, вызванные внутренними и внешними вызовами. Они в значительной степени утратили открытость и динамизм начала 2000-х годов. Однако был сохранен их фундамент – многочисленные совместные форматы в сфере экономики, науки, образования, гражданского общества. Кабинету Олафа Шольца предстоит организовывать собственный диалог между Берлином и Москвой, отталкиваясь от достаточно низкого уровня доверия между россиянами и немцами.

Николай Рютин / Nord Stream 2, rbc.ru
Газопровод «Северный поток-2»

Тема российско-германских отношений присутствовала на предвыборных дебатах весьма ограниченно. Пожалуй, единственным значимым вопросом стал газопровод «Северный поток – 2». При этом он рассматривался не только в перспективе российско-германских отношений, но и с точки зрения европейской энергетической и экологической безопасности. Завершение строительства газопровода «Северный поток – 2», которое сопровождалось массированным давлением со стороны США и ряда государств ЕС, заставило немецких политиков переосмыслить соотношение экономических и политических интересов Германии. За остановку проекта выступали только представители «Зелёных», но и они делали это без характерного для партии эмоционального и идеологического накала.

Особого желания поднимать вопрос об отношениях с Россией не было также ни у «Левой», ни у АдГ, традиционно считающихся «симпатизирующими» Москве. Обе партии руководствовались прагматичными соображениями и вели себя осторожно. Правым популистам было необходимо укрепить позиции в агрессивной для себя политической среде. Сделать это было возможно только наращивая или сохраняя значительное присутствие в Бундестаге. В случае с АдГ это можно сделать только через критику правительства, а внешняя политика и российская тема не являются достаточно резонансными сюжетами. В схожей ситуации находилась «Левая» партия, которой было проще сосредоточиться на социальных вопросах, чтобы закрепить за собой ядро электоральной базы.

Кроме того, даже в случае появления у той или иной респектабельной немецкой политической силы желания разыграть в позитивном смысле российскую карту на выборах, не вполне ясно, как должна была выглядеть её риторика. Призыв к отмене санкций прочно увязан с украинским сюжетом, где у Германии нет готовности к смене подходов. Немецкий бизнес в целом приспособился к ограничениям и от серьезного боя за отмену санкционного режима предпочел бы уклониться.

Даже тема российского вмешательства в выборы, обычно столь обсуждаемая на Западе, в случае с Германией почти не поднималась специалистами и СМИ. Немецкие эксперты ожидали, что активность «русских хакеров» будет зависеть от рейтингов «Зелёных». Рост популярности этой партии, наиболее критично настроенной в отношении российской внешней политики, не соответствует интересам Москвы, поэтому получила популярность точка зрения, согласно которой российское руководство могло пойти на управляемую коррекцию их рейтинга. Впрочем, когда рейтинги «Зелёных» действительно упали, разговоров о том, что это произошло по вине внешнего вмешательства, не велось. Внутренний характер допущенных
«экологами» ошибок не вызывал сомнений. Высокие рейтинги «народных» партий, ХДС/ ХСС и СДПГ, не вызывали, по мнению немецких экспертов, тревоги в Кремле, поскольку от этих партий ожидали продолжения умеренного курса на российском направлении.

В самой России избирательная кампания в ФРГ была воспринята спокойно. И хотя российские СМИ и экспертное сообщество следили за основными поворотами электоральной гонки, высокая непредсказуемость результатов затрудняла предметное прогнозирование итогов. Для российской общественности немецкие выборы – не такие зрелищные и персонифицированные, как американские, что и предопределило ограниченный интерес к ним. Большинство экспертов сходилось на тезисе о континуитете нынешних российско-германских отношений, утрата же «Зелёными» перспектив получения канцлерского поста успокоила дискуссию вокруг возможных негативных последствий смены немецкого правительства. Уже после оглашения предварительных результатов голосования пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва рассчитывает на продолжение диалога с новым немецким правительством. После избрания Олафа Шольца федеральным канцлером президент России Владимир Путин направил ему поздравительную телеграмму, в которой также выразил надежду на продолжение конструктивной совместной работы.

picture-alliance / Sven Simon, welt.de
Канцлер Вилли Брандт в Москве

Россия, наравне с Китаем, остается государством, в отношении которого Берлин вынужден искать особый дипломатический подход. После 2014 г. Германия фактически отказалась от роли «адвоката Москвы» перед сообществом стран, как это было в 1990-е гг., а Россия, в свою очередь, перестала нуждаться в авторитетном заступнике перед западным сообществом. Это не означает, что российско-германские отношения безнадежно испортились или утратили свой особый характер. Они изменились в той степени, в которой изменилась и международная среда. За последние 30 лет оба государства приобрели новое качество в мировой политике. Российской Федерации не нужно «заступничество» перед Западом, Германия же усиливает своё влияние как независимый актор на международной арене.

Вместе с тем российско-германские отношения сохраняют набор констант, являющихся своего рода несущей конструкцией этих отношений. Россия и Германия по- прежнему важны друг для друга как торгово-экономические партнеры. Ни санкции, ни коронакризис не смогли существенно нарушить устоявшиеся связи. Структура торгов- ли между Москвой и Берлином продолжает усложняться. Она всё меньше может быть описана привычной схемой «ресурсы взамен технологий».

Продолжает своё развитие и многоуровневая система связей между российским и немецким обществами в сферах науки, образования, культуры, местного самоуправления. Большинство диалоговых форматов продолжает работу. Летом 2021 г. в Калуге прошел форум городов-партнёров России и ФРГ. Многочисленные мероприятия проходят в рамках регулярных программ «Год Германии в России».

С одной стороны, «понимать Россию» в современной Германии считается дурным тоном, с другой – в информационном пространстве Германии очевиден запрос на качественную российскую аналитику. Не будет преувеличением констатировать, что дискуссия внутри немецкого экспертного сообщества об «особости» отношений с Россией является уникальным в масштабах Запада интеллектуальным явлением и составляет важную часть повестки дня двухсторонних отношений.

Таким образом, каркас современных российско-германских отношений выстраивается на основе обоюдных экономических интересов и прочной структуры межобщественных связей. Этого достаточно для того, чтобы предотвратить сползание двухсто-ронних связей к негативному и тем более конфронтационному сценарию. Однако это не достаточно для придания российско-германским отношениям качественного иного наполнения без приложения усилий как с российской, так и немецкой стороны.
Российское направление внешней политики ФРГ при Олафе Шольце можно представить как избирательное партнёрство, сочетающее сотрудничества в сферах, представляющих обоюдный интерес, и противоборство на тех направлениях, где компромисс пока не может быть найден. Несмотря на активную дискуссию вокруг газопровода «Северный поток – 2», новое немецкое правительство продолжит поддерживать проект. И хотя давление со стороны США и ряда государств ЕС продолжится, это не изменит позиции ФРГ. Возможно, новое правительство предпримет попытку инициировать переговоры с Москвой о дополнительных гарантиях продолжения газового транзита через территорию Украины после запуска «Се- верного потока – 2» на полную мощность.

Сложнее выглядят перспективы взаимодействия по линии межобщественного диалога. За усиление контактов между гражданскими обществами России и Германии номинально выступают все немецкие партии, в том числе «Зелёные». Однако единого понимания, кто эти общества представляет и как должно выстраиваться это взаимодействие, нет ни между Москвой и Берлином, ни внутри самой ФРГ. Приостановка работы форума «Петербургский диалог» является следствием различных подходов к принципам организации общения между представителями гражданских обществ. Часть политических сил Германии убеждена в приоритетности диалога по линии гражданских обществ с российскими представителями, входящими в так называемую несистемную оппозицию, что вызывает раздражение официальной Москвы, рассматривающей подобный диалог как попытку вмешательства во внутренние дела. Именно такая логика лежала в основе решения российского правительства о запрете деятельности в России ряда немецких НКО.

Коалиционный договор нового правительства в разделе, посвященном отношениям Германии и России, выдержан в сдержанном духе, более характерном для СДПГ, чем для «Зелёных» и СвДП. Представляется возможным выделить следующие тезисы, обозначенные в документе, относительно российско-германских отношений:
• российско-германские отношения отличаются глубиной и разнообразием;
• Россия является важным участником мировой политики;
• России и Германии необходимы стабильные и предсказуемые отношения;
• при выстраивании российско-германских отношений необходимо учитывать позицию стран Центральной и Восточной Европы;
• правительство ФРГ готово работать вместе с Россией в вопросах глобального развития (водородная энергетика, здра- воохранение и др.) и реагировании на глобальные вызовы (изменение климата, защита окружающей среды и др.).

При этом коалиционный договор содержит критику действий Москвы в отношении Украины и указывает на ограничение в России гражданских прав и свобод.
Появление «зелёного» главы немецкого дипломатического ведомства означает усиление специфической ценностной риторики Берлина в адрес Москвы. Это будет касаться не столько вопросов экологии и климата, где у России уже накоплен собственный опыт и реализуются многочисленные проекты, сколько правозащитной тематики, риторика которой направлена на поддержку российской несистемной оппозиции, ЛГБТ движения, этнических меньшинств и др. Тем не менее коалиционный характер правительства будет требовать от всех его участников компромиссного подхода. «Зелёным» придется считаться с мнением других политических сил, имеющих иные подходы к выстраиванию российско-германских связей, и корректировать свою позицию.

Вызывают интерес заявления социал-демократов о желании возродить «восточную политику» Вилли Брандта. И хотя Олаф Шольц и партийное руководство избегают четких высказываний в том, что касается её содержания, стремление СДПГ опираться на конструктивный период в истории отношений двух стран можно рассматривать как позитивный сигнал. Разумеется, буквальное повторение политики времен «холодной войны» и биполярного мироустройства сегодня невозможно. Социал-демократы неоднократно подчёркивали, что политика Брандта была направлена не только на СССР, но и на государства Восточной Европы – членов ОВД.

Так или иначе, после формирования нового правительства российская политика Германии продолжит стоять на традиционном фундаменте экономических и общественных связей. Необходимость поддерживать диалог с Россией, несмотря на все трудности, является такой же консенсусной доминантой немецкой политики, как и приоритет трансатлантических отношений. Прошедшая предвыборная кампания не выявила существенных дебатов по этому вопросу.

Возможным направлением конструктивного развития российско-германских отношений является выход на новые крупные общие проекты, сопоставимые с газопроводом «Северный поток – 2». Подобные инициативы способны аккумулировать значительный потенциал двухстороннего сотрудничества, вовлекая в него новых участников. Потенциал для новых российско-германских проектов содержится в сферах водородной энергетики, цифровизации, экологии, в инициативах по модернизации инфраструктурных объектов в России.

AFP, welt.de
Прощальный визит Ангелы Меркель в Москву в статусе канцлера

Потенциально перспективным предложением нового правительства, зафиксированным в коалиционном договоре, является предоставление безвизового въезда в ЕС молодым гражданам России в возрасте до 25 лет. Данная инициатива активно обсуждалась на различных российско-германских диалоговых площадках, таких как «Потсдамские встречи», на протяжении длительного времени. Но впервые она обозначена имен- но в официальном документе немецкого правительства. Несмотря на низкую вероятность реализации из-за оппозиции ряда государств ЕС, дискуссия по визовому вопросу может привести к реализации мер по упрощению оформления визовых документов и организации российско-германского диалога на уровне гражданского общества.

Несмотря на то что внешняя политика не была значимой темой избирательной кампании в Бундестаг, новое немецкое правительство будет стремиться наращивать активность Германии в международных отношениях.ФРГ продолжает играть роль драйвера европейской интеграции и в этом качестве не может позволить себе уступить место другим крупным игрокам внутри ЕС. Участие Берлина в разрешении международных кризисов по всему миру вряд ли принесет Германии существенные дивиденды, однако позволит поддерживать высокий уровень дипломатической активности. Внешнеполитическое наследие Ангелы Меркель не будет предметом ревизии или критической дискуссии, но будет развиваться усилиями нового руководства.

Коалиционный характер правительства потребует дополнительного времени для принятия решений во внешней политике. Поставив под свой контроль МИД, «Зелёные» воспользуются возможностью добавить в немецкую дипломатию «климатический» и ценностный акценты. Не исключено, что «экологи» будут время от времени проверять прочность позиций социал-демократов, инициируя некие острые ситуации по линии внешнеполитического ведомства, устранять последствия которых придется Ведомству федерального канцлера.

Свою позицию в международных вопросах будут продвигать и либералы. Даже не имея должностей в правительстве, напрямую связанных с внешней политикой, СвДП сохраняет за собой право голоса и в этой сфере как политическая сила, ответственная за букву и дух коалиционного соглашения.

Олафу Шольцу и его однопартийцам предстоит комбинировать меры компромисса и давления для реализации внешнеполитического курса. Политический опыт нового федерального канцлера свидетельствует о его значительных управленческих качествах. Шольц имеет представление о тонкостях дипломатии. Как первый бургомистр Гамбурга и как министр финансов Германии, он был глубоко вовлечен во внешнеполитический процесс. Он успел выстроить обширные личные контакты со многими зарубежными лидерами на Западе и Востоке. Особенно важным в контексте специфических внешнеполитических взглядов «Зелёных» представляется опыт взаимодействия Шольца с российскими и китайскими партнерами.

Несмотря на заявления социал-демократов о намерении возродить «новую восточную политику» Вилли Брандта, российско-германские отношения сохранят свои противоречия, оставшиеся от эпохи Ангелы Меркель. Их «стеклянный потолок» опреде- ляют не столько присутствие в новом пра- вительстве критически настроенных в адрес Москвы «Зелёных», сколько структурные проблемы в отношениях между Россией и Западом. В отличие от 1970-х гг., у сторон нет запроса на «разрядку международной напряженности», несмотря на стремление к предотвращению эскалации существующих конфликтов. Приоритет трансатлантической солидарности, который разделяют социал-демократы, делает невозможным проведение политики на российском направлении, отличной от общезападного мейнстрима.

Тем не менее сложившийся за десятилетия фундамент российско-германских отношений оставляет новому правительству ФРГ некоторое пространство для внешнеполитической инициативы. Само сохранение многоуровневой системы российско-германских связей и планомерную работу по предотвращению деградации отношений между гражданскими обществами можно рассматривать как шанс на успех немецкой дипломатии. Но без дополнительных импульсов этот фундамент может утратить прочность. Запуск газопровода «Северный поток – 2», который, по идее, должен произойти в 2022 году, ста- нет примером ее успешных действий по защите национальных интересов. Несмотря на то что пик давления на проект пришелся на канцлерство Ангелы Меркель, Олафу Шольцу предстоит завершить начатую работу. Развитие же российско-германского диалога по водородной энергетике способно актуализировать энергетическую составляющую двухсторонних отношений.

Преемственный характер немецкой внешней политики не означает предопределённости её результатов. Правительство Олафа Шольца смогло выработать сравнительно непротиворечивую дорожную карту работы на международном направлении. Однако её реализация может столкнуться с разногласиями среди партнеров по правящей коалиции. Эффективность работы Берлина будет в значительной степени зависеть от профессиональных качеств и везения канцлера Олафа Шольца.

6. Библиография

1. Bündnis90 / Die Grünen. Deutschaland, Alles ist Drin. Bundestagswahlprogramm 2021 [Online available: https://cms.gruene.de/uploads/documents/Wahlprogramm-DIE- GRUENEN-Bundestagswahl-2021_barrierefrei.pdf (last access: 14.12.2021)]
2. FDP (2021). Nie gab es mehr zu tun. Wahlprogramm der Freien Demokraten. [Online availabe: https://www.fdp.de/sites/default/files/2021-08/FDP_BTW2021_ Wahlprogramm_1.pdf (last access: 14.12.2021)]
3. SPD (2021). Aus Respekt vor Deiner Zukunft. Das Zukunftsprogramm der SPD. [Online available: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Programm/SPD- Zukunftsprogramm.pdf (last access: 14.12.2021)]
4. SPD, Bündnis 90 / Die Grünen & FDP (2021). Mehr Fortschritt Wagen. Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit. [Online available: https://www.spd.de/fileadmin/ Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (last access: 14.12.2021)]
5. Белов В.Б. (2021) Внешняя политика Германии в условиях актуальных вызовов, Международная аналитика. 12(3): 38-58. URL: https://www.interanalytics.org/jour/ article/view/383 (Дата обращения: 02.12.2021)
6. Белов В.Б. (2020) Новая промышленная стратегия Евросоюза. Аналитическая за- писка No 13, 2020 (No 196), С. 8.
7. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an196.pdf (Дата обращения: 02.12.2021)
8. Васильев В. (2021) Германия и Европейский союз после эпохи канцлера А. Мер- кель. Мировая экономика и международные отношения, т. 65, No 9, с. 43-55. URL: https:// www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/9-t-65/europe-new-realities/ germany-and-the-european-union-after-the-epoch-of-chancellor-angela-merkel (Дата обраще- ния: 02.12.2021)
9. Зарицкий Б. (2021) Германская экономика: наследство А. Меркель. Мировая эко- номика и международные отношения, т. 65, No 9, с. 34-42. URL: https://www.imemo.ru/ publications/periodical/meimo/archive/2021/9-t-65/europe-new-realities/german-economy- angela-merkels-heritage (Дата обращения: 02.12.2021)
10.Кокеев А. (2021) ФРГ и трансатлантическая стратегия Байдена: нерешенные про- блемы и новые вызовы. Мировая экономика и международные отношения, т. 65, No 9, с. 56-68. URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/9-t-65/ europe-new-realities/frg-and-bidens-transatlantic-strategy-unsolved-problems-and-new- challenges (Дата обращения: 02.12.2021)
11.Кузнецов А.В. (2015) Современное положение малых партий в Германии, Совре- менная Европа No 2, с.107-112.
12.Павлов Н. (2021) Россия и Германия: назад в будущее? Мировая экономика и меж- дународные отношения, т. 65, No 9, с. 69-78. URL: https://www.imemo.ru/publications/ periodical/meimo/archive/2021/9-t-65/europe-new-realities/russia-and-germany-back-to- the-future (Дата обращения: 03.12.2021)
13. Тимофеев П., Хорольская М. (2021) Пандемия COVID-19 как вызов франко-герман- скому лидерству в ЕС. Мировая экономика и международные отношения, т. 65, No 8, с. 72-80. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1650&article_id=10559 (Дата об- ращения: 03.12.2021)
14.Тимошенкова E.П. (2018) Итоги выборов в бундестаг: новые вызовы – старые от- веты. Современная Европа, No 2, с. 29-39.
15. Тимошенкова E.П. (2020) Партийно-политическая система Германии в период канцлерства А. Меркель (2005–2017 гг.). Доклады Института Европы, No 369. URL: http:// www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/369.pdf (Дата обращения: 29.10.2021)
16.Хорольская М. (2021) Ведущие немецкие партии в преддверии выборов в Бун- дестаг. Мировая экономика и международные отношения, т. 65, No 9, с. 25-33. URL: https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/9-t-65/europe-new- realities/the-main-german-parties-ahead-of-the-2021-bundestag-elections (Дата обращения: 03.12.2021)
17. Beyer, S., Hoffmann, C., Siemens, A. & Teevs, C. (2021). Der SPD-Kanzlerkandidat und sein Leben neben der Politik. Wer ist Olaf Scholz?. In Spiegel. [Online available: https://www. spiegel.de/politik/deutschland/olaf-scholz-wer-ist-der-spd-politiker-der-bald-deutschland- regieren-koennte-a-7ce9e69c-cbd5-40d0-bf79-1ec786ddbdcf (last access: 30.10.2021)]
18.Creutzburg, D. & Schwenn, K. (2013). Im Gespräch: Olaf Scholz. “Für Deutschland war unsere Agenda 2010 erfolgreich”. In: Frankfurter Allgemeine. [Online availabe: https://www. faz.net/aktuell/wirtschaft/wirtschaftspolitik/im-gespraech-olaf-scholz-fuer-deutschland-war- unsere-agenda-2010-erfolgreich-12110676.html (last access: 30.10.2021)]
19.Decker, F. (2020). Etappen der Parteigeschichte der SPD. In: Bundeszentrale für politische Bildung. [Online availabe: https://www.bpb.de/politik/grundfragen/parteien-in- deutschland/spd/42082/geschichte (last access: 30.10.2021)]
20.Der Tagesspiegel (2021). Von wechselnden absoluten Mehrheiten bis hin zu Bündnissen mit Rechtspopulisten. [Online availabel: https://www.tagesspiegel.de/politik/ verruecktes-hamburg-von-wechselnden-absoluten-mehrheiten-bis-hin-zu-buendnissen-mit- rechtspopulisten/25561162.html (last access: 30.10.2021)]
21. Frankfurter Allgemeine (2019). Deutlich höhere Investitionen. 86 Milliarden Euro für die Schienen. [Online availabel: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/auto-verkehr/deutsche-bahn- will-86-milliarden-euro-in-neue-schiene-investieren-16303379.html (last access: 30.10.2021)]
22.Focus Online (2021). Wer ist Wolfang Schmidt? Der Scholz Flüsterer: 20 Jahre hielt er ihm Rücken frei – jetzt gerät er selbst unter Druck. [Online availabel: https://www.focus.de/ politik/deutschland/bundestagswahl/scholz-ist-sein-mentor-wolfgang-schmidt-der-scholz- erklaerer-muss-sich-ploetzlich-selbst-erklaeren_id_24253983.html (last access: 30.10.2021)]
23.Greive, M., Hildebrand, J., Rickens, C. & Stratmann, K. (2020). Olaf Scholz – ein kritisches Porträt über den Kanzlerkandidaten der SPD. In: Handelsblatt. [Online available: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/kann-er-kanzler-olaf-scholz-ein- kritisches-portraet-ueber-den-kanzlerkandidaten-der-spd/26106816.html?ticket=ST-6159952- 2hz2NVFmaX1JOCY7V9dr-cas01.example.org (last access: 30.10.2021)]
24.Handelsblatt (2021). Olaf Scholz. Gehalt, Lebenslauf und politische Karriere. [Online available: https://www.handelsblatt.com/politik/olaf-scholz-im-fokus-gehalt-lebenslauf-und- die-politische-karriere-des-kanzlerkandidaten-der-spd/27565460.html?ticket=ST-3493295- w6CQRwCP3dSeGhNReSQq-cas01.example.org (last access: 30.10.2021)]
25.Haas, C. (2021). Britta Ernst. Wer ist die Frau an Olaf Scholz‘ Seite? In: ZDFheute. [Online availabel: https://www.zdf.de/nachrichten/politik/olaf-scholz-frau-britta-ernst-100. html (last access: 30.10.2021)]
26.Medick, V. (2010). Hamburger SPD-Chef Scholz. Das rote Chamäleon. In: Der Spiegel Politik [Online availabe: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/hamburgs-spd-chef- scholz-das-rote-chamaeleon-a-707493.html (last access: 30.10.2021)]

Авторский коллектив:
Артём Павлович Соколов, к.ист.н., научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО
Евгения Владимировна Пименова, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО
Александр Дмитриевич Давыдов, эксперт Института международных исследований МГИМО
Николас Караниколас, студент Международного университета Карлсхохшуле (Германия)

Фотография на обложке: GQ, https://www.gq-magazin.de/lifestyle/artikel/olaf-scholz-spd- kanzlerkandidat-stellt-sich-dem-politik-fragebogen-von-gq-bundestagswahl-2021

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше