На прошедшей неделе Дональд Трамп вновь демонстрировал «искусство заключения сделки», ключевыми элементами которого являются непредсказуемость и действие с позиций силы. Если в случае с пересмотром НАФТА, Мексика и Канада, обреченные на соседство с США, вынуждены идти на уступки, то в переговорах с КНДР такой подход администрации заставляет союзников разрабатывать независимые от Вашингтона планы по реализации собственных интересов.
Пол-НАФТА или американо-мексиканский торговый пакт
В понедельник Дональд Трамп и президент Мексики Энрике Пенья Ньето сообщили о достижении «предварительной принципиальной договоренности» в вопросах торговли. Новость незамедлительно запустила дискуссию о будущем НАФТА, разделившую всех неравнодушных на два лагеря. Оптимисты (в число которых вошел Пенья Ньето, неоднократно подчеркнувший важность включения Канады) заявили, что полдела сделано, и устранение торговых противоречий между США и Мексикой является шагом вперед в деле обновления НАФТА. Пессимисты, подпитываемые провокационными заявлениями самого Дональда Трампа, увидели в произошедшем тревожный сигнал распада единой североамериканской зоны свободной торговли, которая отныне уступит место двусторонним соглашениям.
В центре американо-мексиканских переговоров лежало устранение противоречий в автомобильной индустрии. В целом, Мексика пошла навстречу Вашингтону, требования которого были направлены на «огораживание» и стимулирование производства в Северной Америке. Отныне автомобили, чтобы избежать импортных пошлин, должны состоять на 75% из запчастей, произведенных в Северной Америке (ранее было 62,5%), а 80% отдельных запчастей должно быть изготовлено из североамериканской стали. Чтобы добиться расположения групп, защищающих права рабочих и традиционно возражающих против больших торговых соглашений, было добавлено условие, что 40-45% такого автомобиля должно быть произведено работниками с минимальной оплатой труда 16 долл. в час, и мексиканское правительство взяло обязательства по законодательному закреплению коллективных прав трудящихся. Также, «обновляя» устаревшее соглашение, стороны договорились о распространении беспошлинной торговли на цифровые товары (электронные книги, видео, музыку, программное обеспечение и т.п.) и ужесточили правила защиты интеллектуальной собственности. К данным изменениям Канада либо относится равнодушно, либо горячо поддерживает.
Где Вашингтону удалось сломить сопротивление Мексики, до сих пор выступавшей заодно с Канадой, это процедура урегулирования споров и правила пересмотра торгового соглашения в будущем. Американская администрация настойчиво требовала отмены «международных трибуналов», которые позволяют компаниям в судебном порядке оспаривать решения правительства, и ввести «срок действия» НАФТА, по истечении которого стороны будут обязаны вернуться за стол переговоров. В обоих вопросах Мексика пошла навстречу, тогда как премьер-министр Канады Джастин Трудо ранее называл данные требования США неприемлемыми. Трибуналы были сохранены лишь для нескольких отраслей (добыча нефти и газа, энергетика и инфраструктура), а НАФТА была ограничена сроком в 16 лет (Трамп настаивал на 5-ти годах) при условии, что через 6 лет стороны подтвердят, что соглашение не требует пересмотра. В дополнение к этому между Канадой и США существуют свои хронические противоречия. Оттава активно использует государственные дотации для поддержки национальной лесной и молочной индустрии, что вызывает недовольство не только официального Вашингтона, но и американского бизнеса. Наконец, можно ожидать, что и Мексика, и Канада потребуют, чтобы вместе с новым договором США отказались от введенных ранее тарифов на сталь и алюминий.
Поскольку политический календарь в Мексике и США требует, чтобы торговое соглашение было заключено до конца августа, у канадского министра иностранных дел Христи Фриланд, прибывшей в Вашингтон сразу после объявления условий американо-мексиканской сделки, есть время до пятницы, чтобы добиться максимально возможных уступок от США. Несмотря на угрозы Трампа, который уже предложил свести все переговоры с Канадой к «простому» введению тарифов («Это будут очень короткие переговоры. Мы уложимся в один день, а на следующий уже получим большие прибыли».), Трудо в среду был настроен довольно позитивно, а Фриланд назвала прошедшие встречи «конструктивными».
В этом смысле существенную поддержку канадской делегации оказывают американские законодатели, особенно из тех штатов, для которых Канада является крупным торговым партнером. Ссылаясь на процедурные тонкости («замена» НАФТА новым соглашением предусматривает более сложный законодательный процесс, чем «пересмотр» НАФТА), они угрожают отказаться от одобрения любой сделки без участия Канады.
В среду, оценивая шансы заключения сделки до конца недели в 60%, эксперты Центра стратегических и международных исследований отметили, что, если будет достигнуто соглашение с Канадой, то «стратегию (Трампа) можно будет по праву назвать виртуозной».
«Игры» на Корейском полуострове
Если стратегия администрации в переговорах по НАФТА достаточно прозрачна и концентрируется в формуле «разделяй и властвуй», то подход к решению вопроса денюклеаризации Северной Кореи погряз на этой неделе в противоречивых сигналах, испытывающих терпение американских союзников в регионе.
После месячного отсутствия новостей в переговорах с КНДР 23 августа Госдепартамент сообщил о создании новой должности – «специального представителя» по вопросам Северной Кореи. Им стал Стивен Биган, вице-президент компании «Форд Мотор», ранее рассматриваемый в качестве возможного претендента на пост советника по национальной безопасности после ухода Герберта Макмастера. Назначение близкого к администрации человека из бизнеса, вместо более ожидаемого в этой ситуации эксперта по разоружению или региональным проблемам, должно было продемонстрировать серьезность намерений США и укрепить главный «пряник» администрации, предложенный Северной Корее на Сингапурском саммите. Тогда американская делегация привезла Пхеньяну предложение «обменять» ядерную программу на экономическое процветание страны. Вместе с представлением нового посланника госсекретарь Майк Помпео сообщил о планах очередного визита в Пхеньян, где он предполагал впервые представить Бигана северокорейским переговорщикам.
Однако уже на следующий день в серии «твитов» Дональд Трамп сообщил об отмене визита, сославшись на «недостаточный прогресс в денюклеаризации». Попутно президент вновь возложил вину на Пекин, который «из-за жесткой позиции (США) в вопросах торговли не помогает с денюклеаризацией так, как раньше», и предположил, что визит Помпео состоится после того, как будут разрешены «торговые противоречия с Китаем». Связав, таким образом, прогресс в переговорах с КНДР с уступчивостью Китая в вопросах торговли, Трамп передал «наилучшие пожелания» Ким Чен Ыну и выразил надежду на встречу в самое ближайшее время. Появившиеся впоследствии «утечки» объяснили решение администрации «гневным письмом» Пхеньяна, в котором северокорейская сторона выразила недовольство нежеланием США пойти хоть на какие-то уступки.
Реакция соседей КНДР на очередной неожиданный поворот в позиции Вашингтона последовала незамедлительно. Китай назвал гамбит администрации «безответственным поведением» и направил официальную ноту в американское посольство. Южная Корея выразила сожаление в связи с отменой визита, призвала сосредоточиться на выполнении главной задачи, «не придавая значения каждому незначительному изменению ситуации», а также решила не отменять планы проведения третьего за последний год межкорейского саммита. Официальный Токио, продолжавший, несмотря вспыхнувшее дружелюбие Трампа в отношении Пхеньяна, настаивать на серьезности угрозы со стороны КНДР, неожиданно рассказал подробности «близких отношений» межу Синдзо Абэ и Дональдом Трампом. Неназванные японские официальные лица, отмечая ухудшение отношений в последнее время (поскольку японский премьер-министр, не имея возможности пойти на дальнейшие уступки, которых требует администрация, потерял значение для Трампа), сообщили о состоявшейся в июле «секретной» встрече с северокорейскими представителями. При этом они заметили, что самостоятельность Токио, который «более не считает возможным полагаться исключительно на администрацию в лоббировании своих интересов», вызвала «раздражение» в Вашингтоне.
Открытый в июне диалог между США и Северной Кореей запустил региональные процессы, управлять которыми Вашингтону, очевидно, становится все сложнее. Этому во многом способствует непредсказуемость шагов администрации, позиционируемых как часть большого плана. Если у Белого дома и есть стратегия, то ее подробности, судя по всему, держатся в тайне не только от законодателей, регулярно и безрезультатно требующих Госдепартамент «отчитаться» в проводимой политике, и союзников, уже не скрывающих отсутствия координации со стороны администрации, но и от Пентагона. Во вторник министр обороны Джим Мэттис официально заявил, что приостановка некоторых учений была «жестом доброй воли» и «США не планирует более отказываться от проведения военных игр» на Корейском полуострове. Воспринятые как сигнал возобновления прежней политики максимального давления на КНДР слова Мэттиса, впрочем, были опровергнуты на следующий день администрацией:
«Президент считает, что его отношения с Ким Чен Ыном являются очень хорошими и теплыми, и нет никакой необходимости тратить большие средства на совместные учения между США и Южной Кореей».