banner

Согласно отчету правительства ФРГ, экспорт немецких товаров в Россию в 2018 году показал рост почти в 130 млн евро. При этом объемы германских инвестиций в российскую экономику за первый квартал 2019 года превысили аналогичный прошлогодний показатель на 30%. Российско-германские связи в экономике и торговле выдерживают санкционное давление, однако сложно сказать, как долго будет продолжаться положительный тренд, и насколько устойчив его предел прочности.

В Германии анонсировали масштабную программу модернизации железных дорог. К 2030 году количество пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом должно увеличиться в два раза. Проект направлен не только на улучшение работы немецких железных дорог, чья работа в последнее время вызывает много нареканий, но и призвана улучшить ситуацию с экологией, заставив пассажиров отказаться от внутригерманского авиасообщения в пользу перемещения по стране на поездах, производящих меньше вредных выбросов в атмосферу.

Рост немецких инвестиций в Россию

За прошедший год объем немецкого экспорта в Россию, несмотря на режим экономических санкций, продолжил тренд на увеличение. В 2018 году объем поставок немецких компаний в Россию составил 25,9 млрд евро, показав годовой прирост в 130 млн евро. Такие данные приводятся в ответе правительства ФРГ на запрос депутата от партии «Левые» Дитмара Барча.

Тем не менее, данные показатели пока отстают от досанкционного уровня. Так, в 2012 году показатель немецкого экспорта в Россию составлял 38,1 млрд евро, в 2013 году – 35,8 млрд евро. После 2014 года этот показатель демонстрировал тенденцию на снижение и составил 21,6 млрд евро в 2016 году. С 2017 года экспорт немецких компаний в Россию вновь обрел положительную динамику.

Одновременно увеличились и объемы инвестиций ФРГ в российскую экономику. За первый квартал 2019 года объем германских инвестиций составил 1,76 млрд евро. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В то же время, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП) Маттиас Шепп в июне заявил, что из-за антироссийских санкций немецкий бизнес в России, представленный около 4 500 компаний потерял свыше 1 млрд евро. По результатам внутреннего опроса среди членов ВТП, 87% респондентов выступили за присутствие канцлера Ангелы Меркель на крупных российских деловых форумах. С большим энтузиазмом немецкие бизнесмены восприняли присутствие на последнем Петербургском международном экономическом форуме министра экономики ФРГ Петера Альтмайера.

Рост показателей экспорта и объемов инвестиций со стороны ФРГ показывает, что российско-германские связи в экономике и торговле в целом смогли преодолеть издержки от санкционного режима. Между тем, остается неясным способен ли устоявшийся позитивный тренд обеспечить выход на показатели 2012-2013 гг. и, тем более, оставить их позади. Представители ВТП дали понять, что развитие экономических отношений между Россией и ФРГ нуждается в поддержке со стороны российских и немецких политиков. Сложно сказать, в какой степени этот запрос может быть реализован в условиях сохранения антироссийских санкций.

Программа по модернизации немецких железных дорог

26 июля стало известно о планах немецкого правительства организовать в ближайшие 10 лет масштабную инвестиционную активность в железнодорожный транспорт Германии. Министр транспорта ФРГ Андреас Шойер анонсировал программу модернизации железнодорожной сети страны стоимостью более 86 млрд. евро, из которых 24 млрд. евро инвестирует компания Deutsche Bahn. Проект модернизации предполагает ремонт действующих вокзалов и станций, реставрацию железнодорожного полотна, строительство новых мостов и другие меры, способные улучшить работу немецкого железнодорожного транспорта. Предполагается, что к 2030 г. количество пассажиров поездов должно увеличиться в два раза.

Причины обращения правительства ФРГ к проблемам железных дорог следует искать на пересечении вопросов экологии, политики и экономики. Успехи партии «Зеленые» на выборах всех уровней в последние годы актуализировали внимание ХДС к экологическим вопросам. «Зеленые» последовательно выступают за сокращение вредных выбросов в атмосферу, значительная часть которых приходится на транспортные средства. Наряду с громкими инициативами по запрету производства автомобилей с ДВС, «экологи» раскритиковали и гражданскую авиацию, призвав правительство отказаться от внутригерманского авиасообщения. В качестве альтернативы «Зеленые» предлагают железнодорожный транспорт, который, по их мнению, может обеспечить потребности во внутренних перевозках. Согласно представленной «Зелеными» информации, вредные выбросы, производимые самолетом, почти в 5 раз превышают аналогичные показатели поезда.

Однако в нынешнем виде немецкие железные дороги не в состоянии заменить внутреннее авиасообщение. Некогда известные своей точностью, железнодорожники ФРГ злоупотребляют опозданиями. Сейчас почти 30% поездов приходят с задержкой в 6 и более минут. Проблемы с соблюдением расписания машинистами уже успели стать предметом шуток и недовольства немцев, привыкших ориентироваться к исправной работе своих железных дорог. Открытие скоростного железнодорожного маршрута между Мюнхеном и Берлином в конце 2017 года обернулось двухчасовой задержкой поезда в первый день работы и последовавшими затем поломками состава.

Другим препятствием для отказа от внутреннего авиасообщения является сравнительно высокая цена железнодорожных билетов. Благодаря данному обстоятельству, компании, направляющие своих сотрудников в командировки в другие германские города, вынуждены ориентироваться на самый дешевый способ перемещения по стране и в итоге делают свой выбор в пользу авиаперелета. Для того, чтобы изменить ценовую политику перевозчиков «Зеленые» предлагают ввести экологический сбор для авиакомпаний и рассмотреть возможности по сокращению стоимости железнодорожных билетов.

В правящей коалиции идея о понижении стоимости пассажирских перевозок железнодорожным транспортом также нашла поддержку. Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер предложил отменить НДС для железнодорожных билетов или существенно понизить значение ставки. Аннегретт Крамп-Карренбауэр поддержала идею освободить от оплаты за железнодорожные билеты военнослужащих бундесвера при условии их перемещения в военной форме (в ХДС также полагают, что данная мера повысит престиж вооруженных сил).

Таким образом, модернизация железных дорог ФРГ позволит одновременно решить проблемы внутригерманского транспорта и перехватить у «Зеленых» часть «экологических» лозунгов. Инвестиции в железную дорогу также соответствуют положениям программы «Наш план для Германии», представленной летом этого года МВД ФРГ министерством продовольствия и сельского хозяйства и министерством по делам семьи, женщин и молодежи. Данная программа направлена на выравнивание уровня социально-экономического развития германских земель. Одним из её пунктов является улучшение транспортной доступности на всей территории ФРГ. Модернизация железных дорог и снижение стоимости билетов, безусловно, могут помочь в реализации данного положения.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше