Саммит ЕС, прошедший 29 июня и посвященный в основном поиску решения миграционного кризиса, успел без продолжительного обсуждения продлить санкции против России на полгода. Ранее Совет ЕС принял решение продлить санкции против Крыма и Севастополя на год. Продолжение санкционной политики продолжает вызывать дискуссии о ее влиянии на американских союзников. Речь идет не только о европейских странах, на потери которых американская администрация не обращает особенного внимания, но и о таком важном и перспективном союзнике США как Индия. Тесное военное-техническое сотрудничество Москвы и Дели может оказаться под угрозой из-за закона CAATSA. Вашингтону предстоит выработать для своего партнера в индо-тихоокеанском регионе достойную альтернативу устоявшимся связям с Россией.
29 июня на саммите Евросоюза решено продлить санкции против России на полгода. Ясно, что ответные российские меры также не будут отменены. Значит, сохранится ситуация, описанная в исследовании Института мировой экономики Кильского университета: установленные ЕС ограничения продолжат наносить вред не только российской экономике, но и экономикам европейских государств. Примечательно, что, по оценке ученых, введенные странами Запада запреты оказались более разрушительными для европейской торговли, нежели российские контрсанкции. Эти запреты нарушили механизм расчетов по международным торговым операциям. В результате не только прекратился экспорт в Россию товаров европейских производителей, которые оказались под российским продовольственным эмбарго, но и сократился экспорт тех товаров, ввоз которых российское правительство не ограничивало.
Ранее 18 июня Совет ЕС продлил еще на один год санкции против Крыма и Севастополя. Это означает, что гражданам ЕС и европейским компаниям по-прежнему запрещено импортировать крымские и севастопольские товары, покупать в Крыму недвижимость, инвестировать в бизнес-проекты. Также им нельзя поставлять туда транспортные, телекоммуникационные, энергетические технологии и оборудование, предназначенное для разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. Европейские круизные лайнеры не должны заходить в крымские порты.
Крымская тема активно муссируется и в американских политических кругах. 21 июня стало известно, что в середине мая конгрессмены-республиканцы Илеана Рос-Лейтинен и Марк Уолкер в письме, адресованном госсекретарю США Майку Помпео и министру финансов Стивену Мнучину, попросили проверить деятельность российского предпринимателя Владимира Евтушенкова на предмет нарушения санкционного законодательства США. Они уверены, что АФК Система вовлечена в инвестиционные и строительные проекты на территории Крыма.
Масштаб и характер санкционной политики Вашингтона на российском направлении не может не создавать проблем для союзников США.
Обозреватели The Hill обращают внимание на то, что закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), предписывающий, помимо всего прочего, подвергать санкциям иностранные организации, которые ведут дела с российскими оборонными структурами, ставит в тяжелое положение такого важного для США партнера, как Индия. Индийская армия до сих пор активно пользуется советской военной техникой и поэтому полагается на российские услуги технической поддержки. Новые виды техники, например С-400, тоже интересуют Нью-Дели: по некоторым данным, переговоры о покупке российских зенитно-ракетных комплексов на $6 млрд. находятся на финальной стадии. Доля России в индийском импорте оружия составляет 62%, функционируют совместные российско-индийские оборонные предприятия.
В этих обстоятельствах Индия не может резко прервать военно-техническое сотрудничество с Россией без риска для своей национальной безопасности. Не исключено, что угроза американских санкций из-за контактов с Москвой приведет к росту недоверия между США и Индией. Это, в свою очередь, сделает американский рынок вооружений менее привлекательным для Нью-Дели. Острота проблемы настолько очевидна, что намеченная на 6 июля встреча руководителей дипломатических и оборонных министерств США и Индии будет в значительной степени посвящена теме влияния антироссийских санкций на способность Индии успешно модернизировать свой оборонный комплекс.
С теми же сложностями столкнулась Турция. Желание Анкары купить С-400 вызывает недовольство у американских конгрессменов, из-за чего может сорваться давно согласованное приобретение ею сотни истребителей F-35. По словам обозревателей журнала Foreign Policy, сделка по закупке американских истребителей может попасть в ловушку антироссийских санкций. Выбор в пользу российского рынка вооружений автоматически закроет для Турции доступ к американскому, если, конечно, Белый дом решится твердо следовать букве закона CAATSA.
Намерение США превратить антироссийские санкционное законодательство в универсальный инструмент давления на своих стратегических партнеров наиболее наглядно проявляется в борьбе вокруг проекта «Северный поток-2». Согласно утечкам, американские власти принуждают датское правительство затягивать выдачу разрешения на строительство газопровода в своих территориальных водах. Видимо, это один из многих шагов Вашингтона, направленных на срыв проекта. Своего рода дипломатическая прелюдия перед использованием более жестких средств. Коммерческую привлекательность «Северного потока-2» для европейцев трудно оспорить. Убедить Германию перестать поддерживать проект могут разве что беспрецедентные меры экономического шантажа. Впервые о подобных планах стало известно в прошлом месяце: по данным The Wall Street Journal президент США в апреле предлагал германскому канцлеру отказаться от осуществления «Северного потока-2» в обмен на определенные уступки в торговых переговорах США и ЕС. Если все же строительство продолжится, Штаты могут подвергнуть проект санкциям, о чем заявила в середине мая представитель Госдепартамента Сандра Оудкирк. Правда, 29 июня пресс-секретарь германского министерства экономики заявила, будто неназванные представители США уверили ее в том, что «Северный поток-2» не будет затронут санкциями.
Параллельно в США продолжается пропагандистская компания против проекта газопровода. Специалист Атлантического совета по вопросам конкуренции в энергетической сфере Алан Райли излагает свои доводы в поддержку введения вторичных санкций против европейских компаний, вовлеченных в проект. Опасность «Северного потока-2», в его понимании, состоит в том, что ввод этого газопровода в эксплуатацию подорвет принцип надежности поставок газа, а также целостность и согласованность работы европейской энергетической системы. Возникнет эффект, обратный диверсификации: новый трубопровод в сочетании с уже действующей веткой Северного потока стянет на себя 70% европейского газового импорта из России, в то время как наполненность прочих каналов поставок снизится до минимума. В итоге некогда единый газовый рынок ЕС распадется на два обособленных – западноевропейский, где сконцентрируются основные объемы снабжения, и рынок Центральной и Восточной Европы, куда сырье будет поступать из вторых рук и по более высоким ценам. С точки зрения Алана Райли, Украина в случае реализации проекта почти полностью исчезнет из схемы энергетического взаимодействия России и ЕС, ее транзитная роль сойдет на нет.
Менее драматично мыслят аналитики Центра восточных исследований в Варшаве. Они полагают, что Россия будет нуждаться в транзитных услугах Украины в среднесрочной перспективе, поскольку Газпром не сможет добиться стопроцентной загрузки мощностей «Северного потока-2» из-за специфики законодательства Евросоюза, требующего гарантировать доступ к инфраструктуре трубопровода также другим газовым компаниям. Следовательно, часть объемов все равно придется прокачивать через Украину.
Предсказания кого-то из комментаторов могут сбыться, но пока нет оснований думать, что факт утраты или сохранения Украиной статуса транзитной страны сгладит шероховатости между участниками конфликта и лишит США возможности использовать в своих целях существующие разногласия.