banner

При подготовке ответа на вторжение России на Украину американская администрация подчеркивала два принципа: во-первых, масштабность мер в случае «вторжения», которые будут намного серьезнее 2014 года, а во-вторых, (о чем проговорился Джо Байден на январской пресс-конференции) их вариативность в зависимости степени военных действий. В этой связи ответ Вашингтона нарастал по мере эскалации ситуации на Украине.

Первая реакция администрации была довольно сдержанной, и 21 февраля представитель Белого дома подчеркнул, что ввод российских войск на территории, контролируемые ДНР и ЛНР, «сам по себе не является чем-то новым». На следующий день риторика ужесточилась, и происходящее было названо началом предсказываемого вторжения: «Российской вторжение, о котором мы так давно говорили, началось, начинается и наш ответ».

Вместе с изменением храктеристики происходящего последовал первый транш санкций. Подчеркивая, что это является реакцией на «гамбит с признанием», но еще не «быстрым и жестким» экономическим ответом, подготовленным совместно с союзниками , 22 февраля Белый дом сообщил о:

(1) введении полных блокирующих санкций в отношении Промсвязьбанка, Внешэкономбанка и их дочерних структур, «двух больших государственных финансовых институтов России», «ключевых для финансового обеспечения Кремля и российских вооруженных сил»;

(2) расширении ограничений на операции с суверенным долгом России (изначально введены Директивой 1 по реализации исполнительного указа 13662 от 20 марта 2014 года с поправками от 29 сентября 2017 г., принятыми в CAATSA), которые были распространены на все операции с российскими рублевыми облигациями федерального займа или валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 года, как на первичном, так и на вторичном рынке;

(3) введении полных блокирующих санкций в отношении пяти представителей «российских элит» и членов их семей.

(4) 23 февраля, «после тесных консультаций с правительством Германии», к этому были добавлены санкции в отношении компании «Nord Stream 2 AG», ее сотрудников и управляющего директора Маттиаса Варнига.

Активные боевые действия 24 февраля в Вашингтоне назвали «начальной фазой» «полномасштабного вторжения», которое, по оценкам Пентагона, пройдет в несколько этапов. Подобная формулировка, предполагающая и поэтапность и возможного ответа, впрочем, была опровергнута предсказаниями быстрого и неминуемого взятия Киева в течение 72 часов. В таких условиях администрация сразу перешла к «сокрушительному» пакету мер.

Для обсуждения ответных шагов в четверг утром состоялось заседание Совета по национальной безопасности, за чем последовала онлайн-встреча лидеров «Группы 7». По итогам этих мероприятий Джо Байден объявил новый пакет санкций, который включал:

(5) ограничение на проведение операций через финансовую систему США для Сбербанка. Вводится на основании Директивы 2 по реализации исполнительного указа E.O. 14024 от 15 апреля 2021 года, которая предписывает американским финансовым институтам закрыть корсчета в Сбербанке и прекратить выполнение транзакций с его участием с 26 марта 2022 года. На практике это будет означать, что «платежи, которые Сбербанк будет выполнять в долларах для своих клиентов … будут прерваны и отклонены, как только они попадут в сферу финансового института США»;

(6) полные блокирующие санкции в отношении ВТБ (и 20 дочерних структур), банка «Открытие» (и 12 дочерних структур), Совкомбанка (и 22 дочерних структур) и Новикомбанка. Вводятся на основании E.O. 14024;

(7) ограничения на привлечение иностранного капитала для 11 государственных и 2 частных предприятий: Московский кредитный банк, Газпромбанк, Газпром, Газпромнефть, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Совкомфлот, РЖД, Алроса, Ростелеком, Русгидро, Сбербанк, Транснефть. Вводятся на основании Директивы 3 по реализации EO 14024, запрещающей транзакции со всеми новыми долговыми бумагами этих компаний со сроком погашения более 14 дней начиная с 26 марта 2022 года. 6 из этих компаний уже были под санкциями (EO 13662);

(8) персональные санкции в отношении «семей близких к Путину» и «элит финансового сектора» (6 человек, преимущественно родственники и «близкие коллеги» лиц, уже находившихся в санкционных списках).

Все вышеперечисленные ограничения не будут распространяться (были выданы генеральные лицензии) в отношении операций, касающихся (а) международных организаций и институтов, (б) сельскохозяйственных и медицинских товаров и товаров, связанных с пандемией COVID-19, (в) использованием воздушного пространства и экстренной посадки самолетов, (г) энергетики, (д) отдельных операций с долгом и активами, (е) производными финансовыми инструментами, (ж) транзакций с отдельными лицами, завершение которых потребует дополнительного времени.

(9) Помимо санкций (курируются Министерством финансов) экспортные ограничения подготовило Министерство торговли. Они коснутся оборонного, аэрокосмического и морского секторов и будут призваны ограничить доступ России к высокотехнологичным продуктам, включая полупроводники, компьютеры, телекоммуникации, оборудование информационной безопасности, лазеры и сенсоры. Не вдаваясь в детали, Минторг сообщил, что это будут самые масштабные экспортные ограничения в истории и будут реализовываться совместно с ЕС, Японией, Австралией, Великобританией, Канадой и Новой Зеландией с потенциалом подключения новых стран. При этом Джо Байден заметил, что они коснутся 50% высокотехнологичного импорта России.

(10) Одновременно санкции были введены в отношении 24 физических и юридических лиц Белоруссии, которая, отметил Минфин, уже серьезно пострадает в результате удара по российскому финансовому сектору.

При всей значимости вводимых мер они остановились в шаге от ожидаемого самого жесткого сценария (Байден заметил, что этому помешала позиция отдельных европейских стран) и пока не включают отключение от SWIFT (хотя Байден заметил, что санкции в отношении финансовых институтов будут равнозначны этому), содержат исключения для энергетики (что было необходимо для смягчения удара по ЕС и американским потребителям) и не распространены лично на российского президента. Кроме этого, Байден не дал однозначного утвердительного ответа относительно того, будут ли выполнять данные санкции Китай и Индия.

Также американский президент не сообщил о дополнительной помощи Украине, в очередной раз подчеркнув, что американские военные не будут участвовать в вооруженном конфликте на украинской территории, хотя и будут защищать «каждый дюйм» территории НАТО. Отдельно он подчеркнул, что незамедлительные ответные меры последуют в случае кибератак России в отношении США и американских компаний. Наконец, в ближайшее время будут предприняты дополнительные шаги по пресечению роста стоимости нефти, для чего США работают с партнерами для использования национальных нефтяных резервов.

Все эти «послабления», впрочем, могут быть в ближайшее время компенсированы Конгрессом либо, под его нажимом, самой администрацией. Учитывая полное единодушие законодателей в их возмущении относительно действий России, принятие законопроекта с санкциями, и, вероятнее всего, в самом жестком виде (с объединением всех существующих – порядка 10 – законопроектов и кодификацией уже введенных рестрикций на основании президентских указов), станет первым делом по возвращении Конгресса после длинных выходных.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше