В ходе визита Майка Помпео и Джима Мэттиса в Нью-Дели Индия сделала еще один шаг навстречу США, подписав соглашение об углублении военно-технологического сотрудничества. Вашингтон, радушно принимая Индию в свои объятия, тем не менее, воздержался от официальных обещаний вывести своего партнера из-под угрозы вторичных санкций.
Приближающиеся промежуточные выборы резко обострили внутриполитическую обстановку в США. Атаки демократов и сочувствующих им противников Дональда Трампа вернули на повестку дня вопрос о «моральной стабильности» президента, а также внесли раскол в ряды администрации.
«2 плюс 2» равно углубление американо-индийского военного сотрудничества
6 сентября состоялась первая в своем роде встреча в формате «2+2» между министрами обороны и иностранных дел США и Индии. Обозначая приоритеты Вашингтона, помощник министра обороны по Азиатско-тихоокеанскому региону Рэндалл Шрайвер накануне визита отметил, что, назвав отношения с Индией краеугольным камнем новой Индо-тихоокеанской стратегии, администрация приступает к «операционализации» диалога, что подразумевает углубление сотрудничества в вопросах, отвечающих взаимным интересам, и поиск компромисса для разрешения разногласий.
Первое материализовалось в создании постоянных механизмов двустороннего сотрудничества и заключении соглашения по углублению военного сотрудничества. Так, встречи в формате «2+2» отныне будут проходить ежегодно, а между ведомствами двух стран будет установлена «горячая линия» для «поддержания регулярного обмена мнениями на высоком уровне по вопросам текущей повестки дня».
На этом фоне главным результатом встречи стало подписание Соглашения о совместимости коммуникации и безопасности (Communications Compatibility and Security Agreement – COMCASA), которое позволяет Индии приобретать у США высокотехнологичное военное оборудование, использующее защищенные системы шифрования. Покупка такого оборудования, с одной стороны, увеличивает уровень взаимодействия не только с США, но и с другими странами, использующими аналогичные американские системы, с другой – делает Индию зависимой от шифровальных ключей, находящихся в полном контроле Вашингтона.
Данный документ является вторым из трех «основополагающих» соглашений, необходимых, по регламенту Пентагона, для полноценного военного сотрудничества. Первый – Меморандум о взаимопонимании по логистике (Logistics Exchange Memorandum of Agreement – LEMOA), подписанный еще предыдущей администрацией в августе 2016 года, позволяет американским военным использовать индийские базы в мирное время. Формальные переговоры по последнему, Соглашению по базовым обменам и сотрудничеству в области геонавигации (Basic Exchange and Cooperation Agreement – BECA), пока не начались.
Рассказывая подробности достигнутых договоренностей, участники переговоров скромно отмечали, что по спорным вопросам «диалог продолжится». Главным камнем преткновения являются санкции Вашингтона в отношении России и Ирана, ставящие под угрозу сотрудничество Индии с этими странами.
В апреле Индия подписала с Россией соглашение о приобретении нескольких зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 на сумму не менее $6 млрд. Покупка российских ЗРК, согласно Закону августа 2017 года (CAATSA), влечет за собой американские санкции в отношении страны-приобретателя. Администрация, добившись от Конгресса внесения в данный закон поправки, которая позволит делать исключения в интересах национальной безопасности, пока воздерживается от объявления окончательных решений в отношении Индии. В преддверие визита Рэндалл Шрайвер отмечал, что Пентагон, лоббируя такую поправку, имел в виду исключения для обслуживания приобретенных ранее российских вооружений, но не покупку новых.
Также продолжаются переговоры об исключении Индии из второго раунда анти-иранских санкций, вступающих в силу 6 ноября и предполагающих наказание третьих стран за приобретение иранской нефти. Шрайвер, настаивая, что конечной целью является перекрытие для Тегерана всех источников финансовых поступлений, не исключил, что для Индии могут быть сделаны временные послабления при условии полного отказа от иранской нефти в будущем.
Финишная прямая предвыборной кампании
Первая неделя сентября в электоральный год традиционно сигнализирует выход на финишную прямую перед ноябрьскими выборами. Кандидаты, до сих пор сражавшиеся со «своими» за номинацию от партии, начинают подключать тяжелую артиллерию для борьбы с противниками. В этом году первыми в наступление пошли демократы, выбрав своей главной мишенью Дональда Трампа.
4 сентября оживающий после августовских каникул Вашингтон ждала новость о выходе очередной книги о «внутренней кухне» администрации «Страх: Трамп в Белом доме». На этот раз автором является авторитетный корреспондент «Вашингтон Пост» Боб Вудворд, репортажи которого (в соавторстве с Карлом Бернштейном) в 1972 году разоблачили Уотергейтский скандал, завершившийся импичментом президента Ричарда Никсона. В отличие от предыдущей аналогичной книги «Огонь и ярость» Майкла Вулффа, в которой автор использует в основном анонимные источники, Вудворд, описывая «токсичную» атмосферу администрации, упоминает конкретных лиц и ссылается на записанные разговоры. В подтверждение этого, и заодно подогревая ажиотаж публики перед началом продаж, намеченным, символично, на 11 сентября, каждый день в СМИ появлялись записи компрометирующих бесед и оригиналы упоминаемых документов, сводя на нет попытки Трампа дискредитировать книгу как «шарлатанство» и «выдумку». Более того, приписываемые главе Пентагона сравнения Трампа с «пятиклассником» бросили тень на дальнейшую судьбу Мэттиса в администрации, спровоцировав разговоры о возможной отставке.
5 сентября к наступлению подключилась газета «Нью-Йорк Таймс», опубликовав «признание» неназванного «высокопоставленного чиновника» о «противостоянии» Трампу внутри Белого дома. Среди прочего автор сообщает о «перешептывании» кабинета об использовании 25-й поправки к Конституции, которая предусматривает возможность смещения президента, если члены администрации решат, что он не способен исполнять свои обязанности. Вызвавшая более противоречивую реакцию (многие уважаемые издания и журналисты скептически отнеслись к анонимности статьи), она, тем не менее, добилась задачи по внесению раздора в ряды администрации. В течение суток о своей непричастности заявили все «высокопоставленные» (и не очень) члены администрации, что не помешало Дональду Трампу не только начать внутреннее расследование, но и потребовать у генерального прокурора применить все возможные средства для установления авторства. А с Капитолийского холма раздались предложения заставить всех членов администрации подписать официальный отказ от авторства, который впоследствии может быть использован в суде, и даже пройти проверку на детекторе лжи. К концу недели появились сообщения, что список подозреваемых насчитывает «около десятка» человек.
Наконец, 7 сентября на политическую сцену вернулся до сих пор остававшийся в тени Барак Обама. В своей речи он поочередно раскритиковал налоговую реформу республиканцев, отказ Трампа осудить прошлогодний марш «неонацистов» в Шарлоттсвилле, постоянные атаки на генпрокурора Джеффа Сешнса, «мягкость» администрации в отношении России, выход из Парижского соглашения по климату, подрыв республиканцами системы здравоохранения «Обамакэир» и неспособность администрации эффективно отреагировать на ураган в Пуэрто-Рико, в результате которого погибло почти 3000 человек. Все это он подытожил призывом к избирателям, временно забыть о политических разногласиях и «восстановить честность, порядочность и законность в правительстве». Ожидается, что в следующие месяцы Обама примет активное участие в предвыборной кампании демократов, выступая вместе с ними в различных городах страны.
Данные атаки на администрацию, являясь частью предвыборной кампании по мобилизации электората, не только подспудно готовят почву для запуска процедуры импичмента, начать которую демократы обещают в случае своей победы, но и провоцируют междоусобицу в администрации, серьезно осложняя ее функционирование в ближайшие месяцы. Текущие политические прогнозы предсказывают демократам получение большинства в Палате представителей и сохранение текущей (примерно равной) расстановки сил в Сенате, а значит, либо администрация и республиканцы предпримут срочные меры по исправлению ситуации, либо на следующие два года Конгресс вернется в парализованное состояние. И то, и другое грозит обострением политической обстановки, которая может выплеснуться на международную арену, если администрация в поисках «побед» решит отлечь внимание американцев внешнеполитическими авантюрами.