На прошедшей неделе администрация Байдена предприняла вторую попытку по выстраиванию каналов коммуникации с Пекином. Позиционируя диалог на высоком уровне как способ не допустить скатывания к неуправляемой конфронтации, США, однако, предложили формулу будущих отношений, неприемлемую Китаем. В результате этого, призванный исправить ошибки Анкориджа, визит Шерман только подлил масла в огонь, теперь уже заочного, спора двух крупнейших держав о предпочтительном мироустройстве.
25-26 июля Китай посетила заместитель госсекретаря Венди Шерман. В ходе двухдневного визита в город Тяньцзинь, она «провела переговоры» со своим визави Се Фэном, а также «встретилась» с министром иностранных дел КНР Ван И. Визит стал первым официальным дипломатическим контактом на высоком уровне после встречи в Анкоридже (Аляска) 18 марта, отметившейся публичным обменом нападок.
Сложности по преодолению такого напряженного старта двусторонних контактов продемонстрировала неопределенность в организации поездки. Не объявленный одновременно с расписанием многодневного турне Шерман по региону, визит до последнего оставался на грани срыва. По словам источников Associated Press в Госдепартаменте, Китай изначально предложил встречу только с чиновниками более низкого ранга, что не устроило США, требовавших личной встречи с высокопоставленными официальными лицами. В результате, за день до намеченных переговоров представитель Госдепартамента, отвечая на организационные вопросы освещавших поездку журналистов, признал, что «до сих пор не имеет полной картины», поскольку «информация поступает с задержкой, зачастую отрывочно, и приходится подстраиваться на ходу».
Как подчеркнули в Госдепартаменте, главной целью переговоров было не достижение каких бы то ни было договоренностей, но «сохранение каналов коммуникации на высоком уровне», чтобы иметь возможность «ответственно управлять отношениями, особенно когда они такие сложные». Сложность, по мнению Вашингтона, заключается в вынужденной необходимости сочетать элементы «сотрудничества, когда возможно, соперничества, когда потребуется, и конфронтации, когда необходимо». С одной стороны, США не считают уместным «избегать сложных вопросов исключительно для того, чтобы поддерживать вежливую атмосферу, поскольку это только приведет к углублению проблем», а с другой – полностью отказаться от сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес (климат, борьба с наркозависимостью и решение региональных проблем: Северная Корея, Иран, Афганистан и Мьянма), так как «от этого зависят жизни и будущее слишком большого числа людей». Учитывая это, Госдепартамент призвал отказаться от характеристики отношений с Китаем как бинарных: «Исторически считается, что мы переживаем либо период вовлечения Китая, либо период конфронтации, что отношения либо идут вверх, либо вниз. Но это больше не соответствует реальности. Мы рассматриваем данную встречу как часть процесса постоянного управления отношениями».
В Китае, судя по всему, такой подход отвергают. Так, по итогам встречи Се Фэн, назвал предлагаемую Вашингтоном формулу «завуалированной попыткой сдержать и подавить Китай». Как написало новостное агентство «Синьхуа», «по его словам, китайский народ считает, что настоящий акцент делается на аспекте “конфронтации”, аспект “сотрудничества” – это просто конъюнктурные соображения, а аспект “конкуренции” – это ловушка дискурса». Не менее категорично высказался официальный представитель китайского МИДа:
«Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество должно быть основано на взаимном доверии, взаимной выгоде и здоровой атмосфере двусторонних отношений. США следует скорректировать свой подход. Это просто не может работать, если США будут добиваться сотрудничества, одновременно подрывая интересы Китая».
При этом он отметил, что во время встречи с Шерман китайские представители обозначили проблемы двусторонних отношений, препятствующие какому бы то ни было сотрудничеству, и предъявили два списка, один из которых включал «недобросовестные практики» США в отношении Пекина (аннулирование виз членов КПК, санкции в отношении официальных лиц, визовые ограничения для китайских студентов, нападки на конфуцианские институты, требования регистрировать китайские СМИ как инагентов и проч.), а второй стоял из индивидуальных кейсов, вызывающих особую озабоченность в Пекине.
На этом фоне оценки американской делегации результативности переговоров оказались весьма сдержанными. «Мы посмотрим, какие будут предприняты действия в дальнейшем и можно ли делать следующий шаг. На таких ранних стадиях выстраивания отношений невозможно сказать, сможем ли добиться всего, на что мы надеемся, – отметила после визита Венди Шерман. – Я надеюсь, что мы сможем добиться результатов […] Но поживем – увидим».
В целом, выстраивание каналов коммуникации, на что был направлен визит, является одним из «трех столпов» долгосрочной политики Вашингтона в отношении Китая. Два других включают «инвестиции в нас самих», позволяющие увеличить конкурентоспособность США, и «работу с союзниками и партнерами» для выработки и укрепления международных «правил». Если по первому пункту администрации пока похвастаться нечем (казалось бы уверенное постковидное восстановление американской экономики на этой неделе оказалось под угрозой на фоне спекуляций о возвращении ограничений, а крайне сложные переговоры по двум одновременным инфраструктурным пакетам обещают быть затяжными), то на продвижение второго «столпа» была направлена дипломатическая активность США, обрамлявшая визит Шерман в КНР.
Как и в случае со встречей в Анкоридже, которой предшествовали консультации с союзниками в регионе и (виртуальный) саммит Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad), перед прибытием в Тяньцзинь заместитель госсекретаря посетила Японию и Южную Корею. Более того, 24 июля началась многодневная поездка по региону министра обороны Ллойда Остина, включающая посещение Аляски, Сингапура, Вьетнама и Филиппин и призванная показать, что «США являются надежным партнером азиатских единомышленников», а 27 июля, демонстрируя глубину партнерства, важность Индо-тихоокеанского региона и готовность «сдерживать неприятелей», в Нью-Дели прибыл госсекретарь Энтони Блинкен. Подчеркивая, что все эти дипломатические мероприятия направлены не «против» Китая, а «в поддержку» порядка, основанного на правилах, Госдепартамент заявил, что «когда заместитель госсекретаря сядет за стол со своими [китайскими] собеседниками, она будет не только представлять Соединенные Штаты, но выступит защитником принципов, разделяемых во всем мире».
«США должны немедленно перестать вмешиваться во внутренние дела Китая, перестать вредить интересам Китая, перестать переходить красные линии и играть с огнем, и перестать выстраивать блоковую конфронтацию под предлогом ценностей», – заочно ответили на это в китайском МИДе, продолжая тем самым перепалку, начатую еще в Анкоридже и, учитывая непримиримые различия двух сторон в понимании основ будущих отношений, пока не имеющую перспективы разрешения.