banner

Прошедшую неделю госсекретарь США Энтони Блинкен провёл в Европе, где принял участие во встрече министров иностранных дел НАТО (Латвия, 30 ноября – 1 декабря) и Совете министров иностранных дел ОБСЕ (Швеция, 2-3 декабря). Состоявшаяся на фоне обострения ситуации на «восточном фланге» Альянса поездка госсекретаря стала испытанием как заявленного курса на стабилизацию и повышение предсказуемости в отношениях с Россией, так и общей стратегии США по перемещению внимания на Азиатско-тихоокеанский регион.

С одной стороны, опубликованные в преддверие визита официальные документы, отражающие долгосрочные планы американской администрации, уделяют крайне мало внимания России в целом и текущей эскалации вокруг Украины в частности.

Во-первых, информационный пресс-релиз о планах Вашингтона на министерскую встречу НАТО, появившийся 29 ноября, упоминает Россию лишь один раз при описании «контуров безопасности региона». При этом основной акцент сделан на «адаптации [НАТО] к будущим вызовам» в рамках обсуждения готовящейся Стратегической концепции Альянса. Список будущих угроз крайне обширен и включает все от климата и пандемий до безопасности логистических путей и Китая, но не Россию.

Во-вторых, накануне поездки Блинкена работу над важным стратегическим документом – Обзором глобального военного присутствия США (Global Posture Review) – завершил Пентагон. Включающий «корректировку присутствия в краткосрочной перспективе, руководство для планирования военного присутствия и анализ долгосрочных стратегических интересов», данный документ заявлен как один из основных для процесса принятия решений администрацией Байдена и подготовки следующей Стратегии национальной безопасности. В то время как текст целиком не публикуется в связи с содержащейся в нем засекреченной информацией и необходимостью сохранить конфиденциальность консультаций с союзниками, 29 ноября Пентагон рассказал о ключевых выводах Обзора.

Приоритетом военного планирования назван Индо-тихоокеанский регион, где Вашингтон будет стремиться к увеличению «мероприятий в рамках военных партнерств», укреплению инфраструктуры в Австралии и на островах Тихого океана, а также переводу на постоянную основу ряда подразделений, находившихся в Южной Корее на ротационной основе. Применительно к европейскому направлению, в Обзоре отмечается «эффективность» уже принятых мер по «укреплению боеспособности для сдерживания российской агрессии», а также провозглашается отказ от решений предыдущей администрации по сокращению военного присутствия США в регионе. При этом, отвечая на прямой вопрос журналиста о том, какие именно положения Обзора направлены на сдерживание России, представитель Пентагона указала на отказ от сокращения и «даже увеличение» американского контингента в Германии, не упомянув при этом наиболее жаждущие военных гарантий США страны Восточной Европы.

В-третьих, умеренный тон задала помощник Госсекретаря по делам Европы и Евразии Кэрен Донфрид в ходе пресс-конференции 26 ноября, посвященной европейской поездке Энтони Блинкена. Отвечая на вопрос о том, как именно госсекретарь планируют «сдержать» Россию от агрессии на Украине, Донфрид подчеркнула, что любые действия в отношении Москвы должны быть коллективными и соответствовать долгосрочным приоритетам Альянса. Так, основополагающим элементом любой стратегии сдерживания она назвала «единство союзников» и пояснила: «На следующей неделе союзники по НАТО смогут сверить оценки того, что происходит на российско-украинской границе, и разговор начнется так: Какие у нас есть варианты действий и что НАТО, все ее члены, готовы сделать совместно». При этом планы по «укреплению границ НАТО», по словам Донфрид, должны соответствовать стратегическому видению угроз и гарантировать готовность Альянса к вызовам будущего при сохранении способности отвечать на вызовы настоящего. Последнее, уточнила она («насколько [ей] известно»), не подразумевает объявлений в ближайшее время о постоянном военном присутствии США на восточном фланге.

С другой стороны, при снижении приоритета угрозы со стороны России в американском видении стратегической концепции НАТО и европейского направления в планировании Пентагона нельзя не отметить крайне высокую тревожность в США относительно текущего развития ситуации вокруг Украины, обычно являвшуюся предвестником «решительных действий» в отношении Москвы, направленных на успокоение страхов Восточной Европы. Публичные выступления Блинкена на этой неделе были наполнены алармизмом, а пресс-релизы – угрозами «значительной цены», которую заплатит Москва в случае эскалации. Рассказывая о долгосрочных планах, официальные лица Госдепартамента и Пентагона все же подчеркивали, что они могут подвергаться ревизии, если возникнет такая необходимость. Серьезным раздражителем, препятствующим деэскалации, остается заявленная на официальном уровне приверженность США политике «открытых дверей» в отношении Украины и Грузии, причем подчеркивается, что обе страны уже имеют повышенный уровень «операционной совместимости с членами НАТО». Такое «военное освоение территорий» у границ России даже без формального членства двух стран в Альянсе Москва уже назвала «красной линией».

В то время как отвлечение «внимания, средств и сил» на урегулирование кризиса в Европе явно не входит в планы Вашингтона (отметил 30 ноября в интервью «Democracy Now!» Анатоль Ливен), администрация Байдена оказывается в ситуации, когда нельзя ничего не делать, а на серьезные меры, способные действительно изменить расчет России, никто в США не готов (приводят мнения Майкла Кофмана The Washington Post и Самюэля Чарапа The New York Times).

Подобная логика «нельзя ничего не делать» регулярно заставляла США выделять на решение внешнеполитических проблем ресурсы, несоразмерные месту данных проблем в иерархии стратегических интересов, поскольку объем выделяемых ресурсов определялся не столько практической необходимостью достижения цели, сколько запросом на подачу сигнала о «готовности к действиям» по защите «партнеров». В результате, внешняя политика Вашингтона приобретала инерционный характер, не позволяющий уделять должное внимание заявленным приоритетам. Администрация Байдена, судя по всему, это осознает, и выстраивание «стабильных и предсказуемых» отношений с Россией, предполагающих не столько достижение позитивных результатов, сколько создание каналов коммуникации для прямого диалога, должна была позволить урегулировать такие ситуации напрямую и избавить США от необходимости направлять ресурсоемкие сигналы.

В последние недели механизмы прямых консультаций, казалось бы, заработали. Так, в начале ноября Москву посетил директор ЦРУ Уильям Бернс, цель визита которого, по официальной версии Вашингтона, заключалась в разъяснении американской позиции относительно эскалации вокруг Украины. 23 ноября состоялся телефонный разговор военного руководства двух стран, направленный на «сокращение рисков и операционный деконфликтинг». 2 декабря в Стокгольме переговоры провели министры иностранных дел, которые Блинкен охарактеризовал как «откровенный обмен мнениями о различиях в подходах», «очень прямой, очень откровенный, без полемики», «очень серьезный, очень трезвый». При этом госсекретарь не исключил, что в скором времени диалог между продолжится на президентском уровне.

Таким образом, текущий кризис является, пожалуй, первым серьезным испытанием жизнеспособности заявленного подхода. Пока стороны предельно доходчиво объяснили друг другу свои красные линии и в ближайшее время должны принять решение об их приемлемости, от чего, в конечном счете, и будет зависеть возможность «стабильности» двусторонних отношений и способность Вашингтона, наконец, «развернуться к Азии».

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше