banner

Не успела Нэнси Пелоси завершить свою поездку по Азии, как тушить пожар, разгоревшийся после посещения ей Тайваня, отправился госсекретарь Энтони Блинкен, который 2 — 6 августа посетил Камбоджу и Филиппины. Участвуя в министерских встречах в различных форматах АСЕАН, собравших представителей более 20 стран, госсекретарь продолжил заочный спор с Пекином о том, какая из двух стран подрывает статус-кво. Несмотря на разворачивавшийся на фоне встреч ответ Китая, аргументы Блинкена оказались не слишком убедительными, что заметили американские СМИ и эксперты. 

Отягчающим фактором может стать растущее давление на администрацию по вопросу Мьянмы. Белый дом пока отклоняет требования законодателей ввести санкции против энергетического сектора страны из опасений тяжёлых вторичных последствий, подрывающих доверие США. Однако, Конгресс готовится сделать это законодательно, что может заставить администрацию действовать на опережение.

На этом фоне более позитивные новости принёс визит Блинкена на Филиппины, где новое руководство страны сигнализировало готовность отказаться от более мягкого курса своих предшественников в отношении Пекина в пользу углубления военного и экономического сотрудничества с США.

АСЕАН «штормит»

Министерские встречи АСЕАН в этом году проходили в условиях растущей мировой нестабильности. Кризис вокруг Украины, в ответ на который большинство государств региона по-прежнему отказывается использовать предпочтительную на Западе формулировку «неспровоцированная агрессия России», пугает АСЕАН не столько событиями на земле, сколько последствиями для мировой экономики от введённых санкций. Не случайно в ходе «асеановских» мероприятий хозяин форума, премьер-министр Камбоджи Хун Сен на встречах с европейскими и американскими делегациями призвал их пересмотреть санкции, которые «серьёзно сказываются на экономике и обществах» по всему миру.

К далёкому украинскому кризису накануне мероприятий добавились кризисы внутри региона: обострение вокруг Тайваня в связи с визитом Нэнси Пелоси, а также эскалация в Мьянме, где правительство военных исполнило смертный приговор четырём оппозиционным активистам. Последнее привело к тому, что официальные представители Мьянмы в Камбоджу не приехали.

Тревожная атмосфера отразилась в заявлениях официальных лиц. «Здесь «ветры» больше с элементами штормов. Штормит «асеановскую» площадку достаточно серьёзно», — заметил российский министр иностранных дел С.В. Лавров. Сохранить АСЕАН в качестве «оазиса мира в условиях турбулентной международной обстановки» призвал его китайский коллега Ван И. Беспрецедентность происходящего подчеркнул, открывая мероприятия, и министр иностранных дел Камбоджи Прак Сокхон: «АСЕАН приходится иметь дело с вызовами различной природы и степени важности, но никогда ранее, как в этом году, мы не сталкивались одновременно с таким количеством рисков для региона и мира в целом».

Мьянма испытывает терпение

Внутренним, а следовательно первоочередным, для АСЕАН вызовом являются события в Мьянме, где приход военных к власти в феврале 2021 года привёл к жёсткому подавлению оппозиции. Сформулированный АСЕАН в апреле 2021 года «Консенсус из пяти пунктов», призывавший к прекращению насилия и конструктивному диалогу между всеми сторонами, так и не привёл к стабилизации ситуации, а казнь четырех оппозиционеров поставила под сомнение реализуемость такого подхода.

Администрация Байдена до сих пор предпочитала не вмешиваться в ситуацию напрямую, ограничившись персональными санкциями, оставаясь за спинами региональных государств и настойчиво призывая их нарастить давление на руководство Мьянмы. Однако провал их подхода увеличивает давление на Белый дом со стороны законодателей и правозащитных организаций, требующих более решительных действий для противостояния «авторитаризму» и «репрессиям». В первую очередь, речь идёт о санкциях в отношении энергетического сектора Мьянмы (государственного предприятия Myanma Oil and Gas Enterprise – MOGE), ключевого источника пополнений бюджета страны. Соответствующий законопроект (Burma Act) уже был принят в Палате представителей в апреле, но пока отложен в Сенате. Несмотря на это, авторы законопроекта надеются включить его в обязательный к принятию оборонный бюджет (NDAA). Учитывая традиционную нелюбовь исполнительной власти к кодификации санкций, неизбежность принятия данной меры Конгрессом может заставить Байдена действовать на опережение и ввести соответствующие меры президентским указом.

Одновременно в Белом доме опасаются последствий подобных санкций как для населения страны, так и для соседних государств, таких как Таиланд, зависимых от импорта энергоресурсов из Мьянмы. Подобная напористость может, с одной стороны, стать дополнительным аргументом в нарративе о пагубности американских санкций для третьих стран, а с другой — снизить доверие к США в регионе, увеличивая влияние Китая. В такой ситуации в ходе встреч АСЕАН Энтони Блинкен продолжил призывать страны региона «нарастить поддержку народа Бирмы и движений в поддержку демократии». Государства АСЕАН отказываться от «Консенсуса» пока не стали, записав приверженность данному подходу в заключительном коммюнике, однако не исключили его пересмотра по итогам саммита в ноябре этого года. Терпение Вашингтона, между тем, может закончиться раньше, и решение по санкциям может быть принято уже в ближайшие недели.

Тайвань раздора

Другим насущным вопросом мероприятий АСЕАН стала развивающаяся ситуация вокруг Тайваня, которая поставила страны региона в положение, которого они тщательно пытались избежать — арены противостояния США и Китая. Стремясь заручиться поддержкой государств, Вашингтон и Пекин сосредоточились на обвинении друг друга в подрыве статус-кво. Министр иностранных дел Китая Ван И объяснил проводимые учения необходимостью предотвратить попытки США по подрыву текущего порядка: «Всеобъемлющие меры, уже предпринятые и планируемые в будущем, являются необходимым и своевременным ответом. Принятые в результате тщательного планирования и оценки ситуации, они направлены на защиту национального суверенитета и безопасности, реализуются в полном соответствии с международным и национальным правом и служат предупреждением провокаторам, подрывающим региональную стабильность. Все стороны должны осознать причину и природу текущего кризиса, совместно дать отпор провокациям США, продолжить поддержку легитимной позиции и действий Китая и совместно поддерживать мир в Тайваньском проливе».

Энтони Блинкен, в свою очередь, вооружился совместным заявлением G7, обвинившим КНР в использовании «рутинного» визита Пелоси в качестве предлога для военных учений и «экономического принуждения», а также «одностороннего изменения статус-кво в регионе с использованием силы». Позже он добавил, что «не может быть оправдания такому экстремальному, непропорциональному и эскалационному военному ответу», а «абсолютная непропорциональность» ответа Китая на визит «совершенно очевидна государствам региона». Слова Блинкена, однако, не подтвердились на практике.

Страны АСЕАН от формальных оценок воздержались и, не упоминая адресата, призвали проявить «максимальную сдержанность» и «воздержаться от провокационных действий». При этом, они подтвердили «поддержку стран-членов АСЕАН их версиям политики одного Китая». Министр иностранных дел Камбоджи неофициально возложил всю вину на Пелоси, написал Bloomberg, а специальный представитель Малайзии обвинил спикера в «раздувании пожара антагонизма». Также крайне осторожную позицию заняли Южная Корея и Индия, ближайшие союзники США в регионе: первая «в силу нестыковок в расписании» отказала Пелоси во встрече с президентом, вторая — промолчала, несмотря на собственный багаж проблем в отношениях с Китаем. В результате, «после месяцев осторожной дипломатии, направленной на то, чтобы страны региона не чувствовали дискомфорта от сотрудничества с США, визит Пелоси заставил Азию занять позицию по самому чувствительному для Китая вопросу. И многие правительства сделали то, что от них требовалось», — заключает новостное агенство.

Более критические оценки динамики кризиса позволил себе Иан Бреммер, основатель агентства “Eurasia Group”: «Несмотря на постоянные предупреждения Китая, а также оппозицию как президента Байдена, так и американских союзников, 82-летняя конгрессвумен, находящаяся в шаге от пенсии, самостоятельно, в силу личных причин, без стратегического расчета приняла решение, которое будет иметь значительные последствия для внешней политики страны». Это, по словам Бреммера, не только позволило Китаю «приступить к существенной и крайне расчетливой эскалации, постепенно отщипывая от суверенитета Тайваня» с минимальными рисками ответа со стороны США, но и проявило структурную проблему дефицита доверия к США на международной арене: «В глазах как наших друзей, так и врагов, внутриполитическая дисфункция вызывает сомнения в долгосрочности американских обязательств и стратегической ориентации».

Филиппины разворачиваются к США

Более успешным в этом плане был визит Блинкена на Филиппины 6 августа, где он стал самым высокопоставленным чиновником, посетившим страну после инаугурации Фердинанда Маркоса-младшего 30 июня. Новый филиппинский президент заметил, что, на его взгляд, визит спикера Нэнси Пелоси не повысил напряжённость, но «просто продемонстрировал уровень такой напряжённости», а также «волатильности на международной арене». Энтони Блинкен, в свою очередь, продолжил битву нарративов, развернувшуюся в Камбодже, и посетовал на объявленное к тому времени решение Пекина о закрытии каналов коммуникации с Вашингтоном по восьми областям, что он назвал «безответственным шагом», в то время как весь регион «чётко дал понять, что в данный момент все ожидают ответственного лидерства».

Ещё одним положительным сигналом для США стало обещание нового филиппинского руководства добиваться выполнения решения международного трибунала 2016 года по Южно-Китайскому морю, объявившего территориальные претензии Китая незаконными. После того как предыдущий президент Родриго Дутерте не акцентировал данное решение, проводя более примирительный курс в отношении КНР, а в одно время даже заигрывал с идеей выдворения американских войск с территории страны, такое обязательство Маркоса-младшего позволяет Вашингтону перезагрузить весьма непростые двусторонние отношения последних лет. На этом фоне Энтони Блинкен не скупился на обещания увеличить экономическое сотрудничество и способствовать притоку американских инвестиций, особенно в зелёной энергетике, делиться технологиями и укреплять цепочки поставок, расширить взаимодействия по вопросам обороны и помочь Филиппинам в патрулировании прибрежных районов, а также способствовать наращиванию мощностей по производству продовольствия на территории страны. 

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше