На прошедшей неделе госсекретарь Энтони Блинкен совершил первый визит в Южную Америку, в ходе которого он посетил Эквадор (19 октября) и Колумбию (20-21 октября). Выбор стран, по словам официальных лиц, был призван подчеркнуть основной посыл поездки: демократия способна заботиться о своём населении лучше автократий: «…на примере этих стран [госсекретарь] продемонстрирует, как ответственные демократические институты сражаются с коррупцией и реализуют экономические программы, в центре которых стоит инклюзивное развитие и защита экологии», — отметил накануне визита Брайан Николс, помощник госсекретаря по Западному полушарию.
Такое позиционирование Эквадора и Колумбии в качестве примеров для подражания всего континента весьма сомнительно. С одной стороны, действия руководства Колумбии в последние месяцы далеко от демократических стандартов. На вспыхнувшие в мае протесты в ответ на налоговую реформу, которая грозила привести к подорожанию товаров массового потребления, президент Иван Дуке отреагировал применением силы. «Полиция стреляла по невооруженным демонстрантам. Вертолеты кружили над головами, танки патрулировали кварталы, на улицах были слышны взрывы», — описывали происходящее очевидцы. Вашингтон реагировал соответствующе, и прошло более полугода, прежде чем Джо Байден впервые переговорил по телефону с колумбийским коллегой, который, к слову, уже дважды посетил США, однако ни разу не был приглашён в Белый дом. С другой стороны, неприятный сюрприз к визиту госсекретаря подготовил Эквадор. Президент страны Гильермо Лассо, бизнесмен консервативных взглядов, опередивший весной на выборах левого экономиста Адреса Арауса, за насколько часов до приезда Блинкена объявил о введении в стране чрезвычайного положения. Устанавливаемый под предлогом борьбы с распространением наркотиков режим предполагает военные рейды в девяти из 24 провинций страны, отбор оружия у граждан и круглосуточное патрулирование городов.
В таких условиях приехавшему с лекцией о демократии и правах человека Энтони Блинкену не удалось избежать неудобных вопросов. В случае с Колумбией он уклончиво заметил, что государство, хоть и должно «обеспечивать право на мирную демонстрацию», также «обязано поддерживать закон и порядок». Очевидно, Блинкена не смутило то, что он дословно повторил фразу («law and order»), ставшую девизом кампании Дональда Трампа по подавлению протестов в США, за которую либеральная общественность обвинила его в авторитаризме. К тому же, напомнил госсекретарь, Дуке пообещал наказать всех виновных, для чего в правоохранительных органах было создано подразделение по правам человека (то есть все «демократические» правила приличия были соблюдены). С пониманием Блинкен отнесся и к ситуации в Эквадоре: «Мы знаем, что и в демократиях наступают такие времена, когда в чрезвычайных обстоятельствах необходимы особые инструменты, чтобы справляться с экстренными вызовами, подобно тем, с которыми столкнулся Эквадор». При этом, госсекретарь добавил, что получил от Лассо заверения в том, что меры будут «точечными» и будут применяться «в полном соответствии с конституцией».
Но, как точно описала этот диссонанс между «ценностями» и «интересами» газета The New York Times, «во времена, когда Соединенным Штатам так необходима [их] помощь […], это был тот максимум, который мог позволить себе господин Блинкен».
В первую очередь, помощь Колумбии и Эквадора необходима для сдерживания потоков нелегальных мигрантов, количество задержаний которых на южной границе продолжает оставаться на рекордно высоком уровне. При этом в последние месяцы изменилась география стран-поставщиков мигрантов: на фоне снижения доли «традиционных» государств «Северного треугольника» значительно (с 9% до 29%) возросло количество прибывающих из Венесуэлы, Кубы и Эквадора, к которым в конце сентября добавилась волна мигрантов из Гаити. При этом создающие наиболее «острую» проблему мигранты из Гаити и Венесуэлы добираются до границ США через Колумбию.
Администрация Байдена, критиковавшая жёсткий подход Дональда Трампа, отменившего «гуманные» практики времен Обамы (т.н. «поймай и отпусти» – «catch and release»), тем не менее не поспешила их возвращать. Вместо этого, чтобы избежать неэстетичных и неподобающих демократиям кадров из лагерей беженцев внутри страны, она пошла по пути ограничения доступа мигрантов в США, для чего потребовалась кооперация со стороны южных соседей. Выступая 20 октября на встрече министров иностранных дел в Боготе, Блинкен назвал нелегальную миграцию «региональной проблемой», требующей «срочного» и «коллективного» ответа, хотя, судя по словам госсекретаря, больше всего от неё страдают именно США, где ситуация на южной границе стала «серьёзным вызовом для социальных служб и правоохранительных органов» и легла «тяжёлым бременем на пограничные районы». В этой связи он призвал страны Южной Америки последовать примеру Мексики и Центральной Америки, которые заключили с Вашингтоном соглашения о содержании мигрантов на своей территории на время рассмотрения их заявки на статус беженца в США. В то время как это, по словам госсекретаря, должно сдержать наплыв в краткосрочной перспективе, он призвал взять на вооружение более системный подход, призванный улучшить положение на родине мигрантов.
Здесь органично в риторику Блинкена встроилась вторая насущная проблема США – сокращение влияния Китая на «заднем дворе». Так, в основу долгосрочной политики по борьбе с нелегальной миграцией госсекретарь поставил инициативу «Build Back Better World» (B3W). Данное предложение, представленное в ходе июньского саммита «семерки», подразумевает инвестиции в инфраструктуру по всему миру и позиционируется как альтернатива китайскому «Поясу и пути». Поскольку американское предложение, в отличие от китайского, основано на частных инвестициях, его успех зависит от заинтересованности бизнесов. В этом плане страны Латинской Америки, особенно такие как Эквадор и Колумбия, руководство которых благожелательно относится к американскому капиталу, отлично подходят на роль стартовой площадки для популяризации «B3W».
«Мы хотим, чтобы наши первые проекты в рамках Build Back Better World были на Американском континенте. В прошлом месяце мы уже организовали турне по Эквадору, Колумбии и Панаме, в ходе которого началось обсуждение потенциальных проектов, – рассказывал Энтони Блинкен на этой неделе на встрече с южноамериканскими коллегами. – Наша Корпорация по финансированию развития готова стать верным партнером для вас. Мы готовы предложить помощь развитию, мы хотим вместе с вами помогать наиболее уязвимым группам в ваших странах». В подтверждение этих слов Вашингтон в конце сентября объявил о предоставлении 150 млн долл. Эквадору на развитие малого бизнеса, кредитование женщин-предпринимателей и проектов в области «зелёной энергетики».
Хоть и менее прямолинейно, команда Бадена фактически продолжает курс предыдущей администрации, наделяя его более привычными либеральным кругам идеями борьбы с климатом, равенства полов и улучшения жизни среднего класса. Так, за несколько дней до окончания президентства, администрация Трампа заключила с Эквадором соглашение, согласно которому США будут покупать нефтяные и инфраструктурные объекты в стране при условии, что полученные средства Кито направит на погашение долгов перед Китаем. Кроме этого, Эквадор пообещал присоединиться к американской инициативе «чистые сети», отказавшись от китайских решений в области высоких технологий. На фоне смены руководства в обеих странах реализация соглашения была поставлена на паузу, и избранный в апреле президент Эквадора, несмотря на проамериканскую ориентацию, вернулся к переговорам о свободной торговле с Пекином.
В этой связи показательным стал состоявшийся на этой неделе обмен заявлениями на совместной пресс-конференции Энтони Блинкена с министром иностранных дел Эквадора Маурисио Монтальво. Последний, признав, что «тема Китая обсуждалась предельно детально», отметил: «Если даже у Соединенных Штатов есть коммерческие отношения с Китаем, то почему их не может иметь Эквадор. Внешняя политика президента Лассо, заявленная им в ходе избирательной кампании, отталкивается от тезиса «больше Эквадора в мире и больше мира в Эквадоре» и подразумевает привлечение инвестиций из всех стран. Среди них, конечно, есть и Китай, который остаётся – хоть и не таким важным как США – но всё же очень значимым торговым партнёром Эквадора».
«Мы не просим страны выбирать между Соединенными Штатами и Китаем, и мы не стремимся сдерживать Китай, – повторил уже знакомую формулу госсекретарь, прежде чем перешел к сути дела. – Но мы хотим, чтобы соблюдались максимально высокие стандарты по всему миру. Например, […] одним из преимуществ программы Build Back Better World являются гарантии того, что инвестиции в инфраструктуру будут соответствовать самым высоким стандартам. Они не загоняют страны в долговую яму. Они гарантируют соблюдение прав рабочих и экологических стандартов на самом высоком уровне. Это позитивная повестка дня и она, на наш взгляд, должна быть привлекательной для стран по всему миру. Торговля и инвестиции, в том числе с Китаем, важны и могут быть взаимовыгодными. Но […] к сожалению, в случае с Китаем не существует различия между якобы частными компаниями и правительством. И к сожалению, если к этим компаниями обратятся с просьбой поддержать политику государства, они будут вынуждены это сделать».
В целом, первая поездка госсекретаря в Южную Америку продемонстрировала преемственность курса США. Меняются лица за столом, волнующие Белый дом «горячие темы» и названия грандиозных инициатив, призванных раз и навсегда улучшить жизнь континента, но не меняются подходы Вашингтона, который на протяжении веков определяет демократичность латиноамериканских правительств по степени лояльности США и бережно оберегает интересы американских компаний на своем «заднем дворе» от их заокеанских конкурентов. Ведь, как напомнил в 2019 году Джон Болтон, доктрину Монро так никто и не отменил.