В текущих условиях глобального геополитического противостояния на первый план в восстановлении Сирии может выйти Турция. Несколько лет назад Анкара активно пыталась начать восстановление севера страны, однако не добилась успеха. Теперь руководство Турция пытается принять участие в восстановлении путём урегулирования политических противоречий с Дамаском. Ситуация в Сирии продолжает ухудшаться, и турецкие строительные и энергетические компании могут снизить остроту проблемы. Пока Россия и Иран сфокусировались на других направлениях и не могут выделить ресурсы на Сирию, Турция фактически получила иммунитет от санкций США благодаря своей роли в украинском конфликте и может использовать его в Сирии.
Экономическая ситуация в Сирии продолжает ухудшаться. В стране остро стоит вопрос нехватки топлива и электроэнергии, курс национальной валюты с лета упал почти в 2 раза. Возможности экономического восстановления разрушенной войной страны только сокращаются. 6 декабря правительство Сирии объявило о введении для госучреждений дополнительного выходного дня, поскольку многие сотрудники не могут добраться до работы из-за нехватки топлива для общественного транспорта и личных автомобилей. С 25 декабря по 1 января в Сирии также не будут работать все госучреждения и школы. В некоторых городах электричество дают на час в день, а какие-то поселки и вовсе её лишены. Раньше эту проблему сирийцы решали с помощью собственных генераторов, однако этой осенью в стране стало не хватать бензина и дизеля, что резко ухудшило ситуацию. На фоне приближающихся холодов (в январе температура в Дамаске может опускаться до 0°C ) это может привести к гуманитарной катастрофе.
Причиной топливного кризиса в Сирии считается общемировая ситуация на нефтегазовых рынках и проблемы в цепочках поставок. Тем не менее ранее топливный вопрос не стоял так остро и стал актуальным лишь в последние несколько месяцев: 1 декабря министр нефти и минеральных ресурсов Сирии Бассам Тома заявил, что топливо в страну не поставлялось уже более 50 дней. Основным поставщиком топлива в Сирию был Иран, который с конца сентября охватила волна массовых протестов. Кроме того, возникли сложности с морскими поставками: так вышедший в море весной иранский танкер Lana был задержан греческими властями и достиг пункта назначения лишь 2 декабря. Ещё одним ударом по топливной отрасли Сирии стало уничтожение Турцией нефтехранилищ на севере страны, контролируемом курдами.
Конечно, основная причина нынешнего плачевного состояния экономики Сирии – это последствия гражданской войны. Активные боевые действия на территории страны закончились к 2019 году, и с тех пор зоны контроля практически не менялись, однако Сирия по-прежнему лежит в руинах. В 2019 году ООН оценивала стоимость восстановления сирийской инфраструктуры в 250 млрд долл. – сумма, в 4 раза превосходящая довоенный ВВП страны.
Восстановление Сирии активно обсуждалось в конце 2010-х гг. и 2020 году в контексте активизации внутриполитического процесса. Политические реформы в стране могли бы позволить снять часть западных санкций, снизить влияние Ирана, и таким образом привлечь если не западных инвесторов, то хотя бы арабские монархии Персидского залива, имеющие колоссальные финансовые ресурсы. Во многом благодаря российским усилиям была запущена работа конституционного комитета Сирии, который должен был стать площадкой для диалога официального Дамаска и умеренных оппозиционных сил. Тем не менее, работа комитета была парализована взаимными претензиями сторон.
После этого в 2020 году Конгресс США принял Акт Цезаря, значительно ужесточивший санкционный режим и поставивший сирийскую экономику, как отмечают сами сирийцы, «на колени». Согласно акту, иностранные лица попадали под санкции, если продавали правительству Сирии товары, услуги и технологии, связанные с производством газа, нефти и нефтепродуктов или поставляли правительству услуги по строительству и инженерии. Таким образом, восстановление страны иностранными инвесторами было фактически заблокировано.
В настоящее время инвестировать в экономику Сирии фактически могут лишь Россия и Иран: остальные страны боятся попасть под вторичные санкции США. Необходимых 250 млрд долл ни Москва, ни Тегеран выделить не могут: в условиях украинского кризиса и необходимости масштабного восстановления инфраструктуры в приграничных территориях Россия, и ранее не имевшая столь значительных ресурсов для восстановления Сирии, не способна оказать серьёзную помощь ближневосточной стране; Иран испытывает экономический кризис и сконцентрирован на решении внутренних проблемах, пытаясь сохранить социальную стабильность.
Строительство и торговля
В такой ситуации на первый план в экономическом восстановлении Сирии может выйти Турция. В нынешних условиях Анкара смогла крайне удачно сыграть на противоречиях России и Запада и оказаться незаменимым игроком для обеих сторон. Это позволило ей получить своеобразный иммунитет от вторичных санкций США и ЕС. Именно он может позволить Турции принять участие в восстановлении Сирии. Турецкие строительные компании, ставшие одним из локомотивов экономического роста Турции в 2000-2010-е гг. могли бы значительно облегчить напряжённую ситуацию с инфраструктурой в стране. Они уже построили значительные объёмы жилья в провинции Идлиб и контролируемых Турцией анклавах. В 2007 году, ещё до начала арабской весны именно Турция являлась главным иностранным инвестором в Сирии и одним из её основных торговых партнёров: около 40% производителей в промышленной зоне Алеппо имели торговых партнёров из Турции. Возобновление этих связей на официальном уровне, также способствовало бы экономическому восстановлению страны, особенно её севера, являющегося наиболее привлекательным регионом для турецких инвестиций и подвергшемуся наибольшим разрушениям во время войны.
Эксперты отмечали, что турецкое правительство рассматривает города на севере Сирии как хабы для торговли с Сирией и Ираком, через которые затем можно будет перейти и к восстановлению Алеппо. Турция с помощью России будет стремится получить выгодные контракты на реконструкцию инфраструктуры, что отмечал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2020 году: «Я сделал предложение Путину: мы можем отстроить страну с помощью нефтяных доходов с этих территорий. Мы можем возродить Сирию, если [Россия] окажет помощь”, — сказал он.
Турция также имеет возможность облегчения энергетических проблем Сирии: турецкая компания Karpowership обладает крупнейшим флотом плавучих электростанций, способных снизить остроту энергетического кризиса: так, например, в течение нескольких лет две подобных станции обеспечивали до 25% потребностей Ливана в электричестве. Наконец, в Турции находится множество сирийских беженцев, опасающихся возвращаться на разрушенную войной родину. Многие из них являются квалифицированными специалистами, обладающими важными для сирийской экономики навыками.
Доступ к нефти
В дальнейшем координация с Турцией может позволить Сирии решить и часть политических проблем, в первую очередь связанных с реинтеграцией идлибского анклава, контролируемого террористической группировкой Хейат Тахрир аш-Шам, курдских территорий и наконец трёх турецких анклавов на севере Сирии, находящихся под прямым управлением губернаторов приграничных турецких провинций.
Три турецких анклава — результат военных операций 2016-2019 гг., направленных на борьбу с Сирийскими демократическими силами (СДС) — вооружённым крылом поддерживаемой США Администрации севера и востока Сирии, основой которого является курдское ополчение YPG. В Анкаре YPG считают филиалом Рабочей партии Курдистана, ведущей повстанческую войну с турецким правительством с 1984 года.
Курды захватили власть на севере страны после ухода оттуда правительственных войск в 2012 году, и фактически создали своё собственное государство. После победы над ИГИЛ при поддержке США курды установили контроль над нефтяными месторождениями в Заефратье, и стали экспортировать нефть в Ирак. Таким образом, территории, фактически управляемые курдами, крайне важны для решения топливного кризиса в стране и получения доходов, необходимых для восстановления страны.
Хотя курдов поддерживают США, пытающиеся представить их администрацию как альтернативный проект политического переустройства страны, необходимость в поддержке Вашингтона для курдов может значительно снизиться в случае, если они увидят гарантии соблюдения своих политических и культурных прав в рамках Сирии. Это, однако, упирается в необходимость политических реформ в республике и прямого диалога с курдами. Турецкие угрозы провести очередную военную операцию на севере Сирии во многом толкают курдов именно к началу серьёзного диалога с Дамаском – доверие к США было подорвано после поспешно объявленного Трампом вывода войск из Сирии в 2018 году. На этом фоне интересны сообщения о встрече российского командующего войсками в Сирии генерала Александра Чайко с лидером СДС Мазлумом Абди 28 ноября.
Дать толчок решению курдской проблемы может прямой диалог Дамаска и Анкары, к чему стороны продолжает призывать Москва. Ранее Россия и Турция вдвоём пытались решить эту проблему: в 2019 году был подписан т.н. Сочинский меморандум, установивший 30-километровую зону безопасности вдоль границы с Турцией, в которую было запрещено заходить курдским вооружённым ополчениям, однако силы безопасности Асаиш, как настаивают курды, к ним не относятся и продолжают работать в обозначенной зоне. Анкара считает, что данные соглашения полностью не выполняются и курды по-прежнему угрожают безопасности Турции. Решением может стать полное восстановление контроля сирийской армии над границей и снятие самой необходимости сохранения курдских ополчений, что возможно сделать как раз путём политической реинтеграции курдов в сирийское политическое поле.
Видя перспективы взаимодействия с Сирией, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ещё в конце августа призывал своего сирийского коллегу пойти на диалог. Он вновь повторил своё предложение в ноябре, а 15 декабря заявил о намерении провести трёхсторонний саммит с участием президента России Владимира Путина, который, по его словам, позитивно отнёсся к идее. Идея о проведении трёхсторонней встречи появилась после того, как Дамаск негативно воспринял призывы Эрдогана провести двусторонний саммит. В правительстве Башара Асада помнят, как дружеские отношения с Анкарой в 2011 году быстро скатились во взаимную ненависть на фоне поддержки, которую Турция оказывала вооружённой оппозиции и радикальным исламистским группировкам. На данный момент известно лишь о встречах глав разведывательных ведомств и контактах по линии МИД.
В текущих условиях глобального геополитического противостояния роль Турции в восстановлении Сирии становится гораздо более значимой, чем раньше. Турция обладает достаточными ресурсами для частичного восстановления важной инфраструктуры и сглаживания энергетического кризиса в стране. Участие Турции, может быть полезно и России, и Ирану. Однако это потребует более плотной координации усилий в рамках астанинского формата, который ранее позволил стабилизировать военную обстановку в Сирии, а теперь может позволить спасти Сирию и от экономического коллапса.