banner

На прошедшей неделе с новой силой вспыхнули торговые противоречия между США и ЕС, когда 2 октября администрация сообщила о намерении ввести тарифы в 10 и 25% на 7,5 млрд долл. европейского экспорта с 18 октября. На этот раз американское руководство, обычно не обращающее внимание на международные нормы, действует в соответствии с решением ВТО, которая удовлетворила иск США в отношении европейского авиапроизводителя компании Airbus. При этом встречный иск ЕС против Boeing также был удовлетворён, однако его рассмотрение происходит с временным лагом в несколько месяцев, поэтому официальное разрешение на ответные тарифы ЕС получит лишь в следующем году.

В то время как американское и европейское бизнес-сообщества, включая сами Boeing и Airbus, говорят об опасности таких тарифов, шансы на мирное разрешение спора тают на глазах. Вашингтон, находясь в более выигрышном положении, заявил, что будет вести переговоры, только если они приведут к «улучшению положения американских рабочих». Брюссель ответил, что не теряет надежды, но никаких позитивных сигналов от США пока не видел. На этом фоне некоторые национальные правительства призвали не дожидаться официального разрешения ВТО и ввести ответные тарифы одновременно с американскими.

Состоявшийся 2 октября визит финского президента в Вашингтон, второй за время президентства Трампа и третий с 2002 г., продолжил нехарактерную для этих стран интенсификацию дипломатических контактов. Тема России, превалировавшая в ходе предыдущих встреч президентов, уступила место Китаю. Хотя проводимая США компания борьбы с китайскими технологическими компаниями открывает большие возможности для освоения западного рынка финскому разработчику 5G компании Nokia, Саули Ниинистё сделал всё возможное, чтобы избежать ассоциации с политикой Вашингтона. В частности, он заметил, что «вопрос 5G» не входит в повестку дня китайско-финских отношений, призвал Дональда Трампа сохранить договор СНВ-3, предупредил об опасности нагнетания обстановки в Арктике, уделил значительное внимание избегаемым Трампом проблемам экологии, а также дал понять, что не планирует торопиться с закупкой американских вооружений.

Торговая война по правилам

2 октября офис торгового представителя США сообщил о намерении ввести импортные пошлины на европейские товары на общую сумму 7,5 млрд долл. с 18 октября. При всей любви администрации к «креативному» использованию тарифов в торговых переговорах, на этот раз Вашингтон действует в полном соответствии с международным регулированием в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 г.

Начало этого самого крупного в истории Всемирной торговой организации (ВТО) разбирательства было положено в 2004 г., когда США обвинили ЕС в незаконном субсидировании компании Airbus и, разорвав соглашение о регулировании государственных дотаций в авиакосмической сфере 1992 г., призвали к началу переговоров для мирного разрешения данного вопроса. Брюссель выдвинул аналогичные претензии в отношении Boeing, обвинив компанию в получении дотаций в рамках военно-космического партнёрства с правительством. В 2010 и 2011 годах ВТО вынесла неоднозначные решения по обоим случаям, назвав лишь часть субсидий незаконными и потребовав их прекращения. Это не удовлетворило ни одну из сторон и спровоцировало несколько лет апелляций, сопровождаемых новыми взаимными обвинениями.

Наконец, в мае 2018 г. ВТО признала, что субсидирование Airbus всё это время продолжалось, что нанесло ущерб американской экономике, а значит, США имеют право ввести ответные ограничительные торговые меры в отношении ЕС. 2 октября арбитраж ВТО установил размер такого ущерба в 7,5 млрд долл., позволив, таким образом, Вашингтону ввести 100% тариф на товары европейского импорта на эту сумму. Поскольку европейский иск против Boeing был подан на девять месяцев позже американского, все решения по нему принимались с временным лагом. Так, в марте 2019 г. ВТО вынесла аналогичное решение в деле против Boeing. После этого начался процесс установления суммы ущерба, решение по которому должно быть принято в начале 2020 г., после чего ЕС сможет ввести тарифы в отношении США.

Несмотря на формально нейтральный подход ВТО, наказавшей в итоге и США, и ЕС, процедурные тонкости позволяют Вашингтону нанести удар первому. Если ранее трансатлантические союзники предпочитали улаживать подобные противоречия мирно, то на этот раз всё ограничилось лишь взаимными обвинениями в отказе от диалога. Торговый представитель ЕС Сесилия Мальмстрём заметила, что США оставили без ответа направленный в июле план урегулирования, а американский посол в ЕС Гордон Сондланд в сентябре заявил, что Брюссель проигнорировал предложения Вашингтона о начале переговоров.

Впрочем, администрация всячески подчёркивала, что перейдёт к введению тарифов, как только это будет возможно. Ещё в апреле офис торгового представителя опубликовал предварительный список товарных позиций на сумму 20 млрд долл., на которые могут быть наложены пошлины. А 2 октября сразу после официального решения ВТО предъявил окончательный вариант, сопроводив его снисходительным пояснением, что США, хоть и «имеют полномочия ввести тариф в 100%, пока ограничиваются  тарифами в 10% в области крупного гражданского авиастроения и в 25% для сельхозпродукции и прочих товаров».

Список облагаемых пошлинами товарных позиций достаточно широк и включает, среди прочего, французские вина, итальянские сыры, шотландский виски, немецкие бытовые товары, испанские оливки и все европейские йогурты. Наибольший удар придется по четырём странам, компании которых в своё время и образовали консорциум Airbus: Великобритании, Франции, Германии и Испании. Однако представители администрации уже заявили, что считают ответственность за нанесённый ущерб «коллективной» и оставляют за собой право в будущем расширять тарифы на другие страны. Помимо американских потребителей, для которых европейские товары к Рождеству могут перейти в категорию премиальных, пострадать от тарифов могут и крупнейшие американские авиакомпании, все из которых сегодня имеют нереализованные заказы на самолеты Airbus. «Лидером» по данному показателю является Delta, которая в среду предупредила, что введение запланированных тарифов приведёт к «серьёзным убыткам» компании. Более того, такое проведение разделительных линий между Европой и Америкой грозит нарушить производственные цепочки самих Boeing и Airbus. В этом плане показательным стал прозвучавший на этой неделе призыв руководства Boeing ввести 100% тариф в отношении своего конкурента, но только на «законченные самолеты», полностью произведённые в ЕС. Коммерческий директор Airbus, в свою очередь, признал, что 40% комплектующих и научных разработок компании производится в США, и ограничение её деятельности на американском рынке будет иметь «очень-очень трагические» последствия.

Всего этого ещё можно избежать, если до 18 октября США и ЕС всё же смогут договориться. Учитывая, что США находятся в более выигрышном положении благодаря временному лагу между исками, торговый представитель Роберт Лайтхайзер уже дал понять, что намерен разговаривать с позиции сильного. «Мы надеемся начать переговоры с Европейским союзом с целью разрешения этого спора таким образом, чтобы улучшить положение американских рабочих», – говорится в пресс-релизе, сопроводившем сообщение о тарифах.

Его визави в ЕС Сесилия Мальмстрём во вторник отметила, что до сих пор «не получила позитивных сигналов» от администрации, однако «до самого последнего момента» будет стараться не допустить введения тарифов. Для этого Мальмстрём, полномочия которой истекают 31 октября, придётся столкнуться не только с неуступчивостью Вашингтона, но и с растущим нетерпением в европейских столицах, где зазвучали призывы не дожидаться официального «разрешения» от ВТО на введение тарифов. В четверг пресс-секретарь французского президента заметила, что, «если (администрация США) не изменит свой настрой и не захочет договариваться, у Европы не останется иного выбора, кроме как отвечать тем же». С аналогичным заявлением выступил и официальный представитель Европейской комиссии. Федерация немецкой промышленности обвинила Вашингтон в использовании «юридически легального» повода для эскалации «новых, ненужных торговых противоречий». В Италии американского госсекретаря, прибывшего в страну 1 октября с четырёхдневным визитом, встретили протестующие фермеры, а журналистка в нарушение протокола вручила ему кусок сыра пармезан со словами «мы сделали это с любовью, так и передайте господину Трампу». Наиболее примирительные сигналы поступили из Лондона, который объявил, что намерен добиваться исключения из тарифов через ВТО.

Визит президента Финляндии в Вашингтон

Если бы не яркие препирательства Дональда Трампа с американскими журналистами на заключительной пресс-конференции, пребывание финского президента Саули Ниинистё в Вашингтоне, с головой погрузившегося в перипетии импичмента, вряд ли кто-то заметил. Между тем, это было уже второе посещение Ниинистё Белого дома за время президентства Трампа и третья двусторонняя встреча между лидерами двух стран: первый визит состоялся в августе 2017 г., после чего президенты «побеседовали» в Хельсинки в июле 2018-го, куда американский президент прибыл для переговоров с Владимиром Путиным. Подобная частота контактов на высшем уровне является нетипичной для отношений США с «такой маленькой и безобидной страной, как Финляндия» (отмечали в 2017 г. финские СМИ): до победы Трампа последний визит финского президента в Вашингтон состоялся в 2002 г.

Если два года назад главной темой переговоров были отношения с Россией, то теперь в подготовленной части официальных заявлений двух лидеров о Москве не было сказано ни слова. Единственной косвенной отсылкой к восточному соседу стал призыв Ниинистё продлить договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), срок действия которого истекает в 2021 г. «Некоторые из нас помнят худший период холодной войны – 1960-е годы. Тогда ещё не было никаких соглашений. Только холодная война. Мы не должны допустить повторения этой ситуации», – подчеркнул финский президент.

С уходом темы России в повестке дня появился до сих пор не поднимавшийся вопрос противостояния Китаю. Объявленная Вашингтоном война китайским технологическим компаниям (Huawei и ZTE), открыла финскому IT-гиганту Nokia широкие возможности для освоения западного рынка. Как отмечал в августе этого года заместитель помощника госсекретаря по политике в области международных коммуникаций и информации Роберт Стрейер, «шведская компания Ericsson, финская Nokia и южнокорейская Samsung являются тремя основными провайдерами (технологии 5G), помимо китайских компаний». «Мы, в Соединённых Штатах, будем пользоваться услугами только этих трёх компаний, которым мы можем доверять», – добавил он. Хотя накануне встречи ожидалось, что развитие сотрудничества с Nokia в имплементации технологии 5G в США станет основной темой беседы, финский президент предпочёл не заострять на этом внимания, лишь подчеркнув, что данный вопрос не стоит на повестке дня китайско-финских отношений: «Вы спросили о моих переговорах с президентом Си. Мы не обсуждаем 5G. Да, конечно, Nokia является крупным игроком в этом отношении. Но пусть она сама за себя говорит».

Темы Китая Ниинистё постарался избежать и при обсуждении вопросов Арктики. В то время как Дональд Трамп, ссылаясь на арктическую политику Пекина, в которой КНР провозгласила себя «околоарктическим» государством, заявил, что «Арктика должна управляться только теми странами, которые на самом деле находятся в Арктике», финский президент предпочёл заострить внимание на проблемах экологии и подчеркнуть важность мирного сотрудничества в регионе: «Конечно, появляется множество возможностей, таких как открытие морских путей и, возможно, добыча ресурсов. Но с этим сопряжены огромные риски, главный из которых заключается в сохранении низкого уровня напряжённости в регионе, к которому мы все так привыкли. […] Это не место для армий. Но ещё большим вызовом является вопрос экологии. […] Если мы потеряем Арктику, мы потеряем планету».

Наконец, не обошлось без обсуждения покупки американских вооружений и в целом трансатлантического военного сотрудничества. И здесь Ниинистё не стал подыгрывать американскому президенту, отметив, что решение по «большой закупке истребителей», обсуждавшееся еще в 2017 г., будет принято не раньше чем через два года: «У нас есть пять претендентов: три из Европы и два из США. Конечно, [президент Трамп] сказал “наши лучше всех”», – пояснил он, смеясь. Более того, финский президент счёл необходимым заметить, что «в последние пару лет Европа очнулась и начала больше обращать внимания на собственную безопасность»: «Как мне кажется, чем сильнее будет Европа, тем более сильного партнера получат США», – озвучил он формулу, всё чаще повторяемую европейскими лидерами.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше