banner

Неожиданно для всех Дональд Трамп объявил о немедленном выводе американских войск из Сирии. По мнению американского президента, армия США выполнила свою задачу, разгромив террористов, и может возвращаться домой с заслуженной победой. Среди военных оптимизм Трампа вызывает противоречивые отклики.

Джон Болтон представил новую стратегию по Африке. Её приоритетами являются усиление экономической активности в регионе и борьба с террористическими группировками при бережном отношении к деньгам налогоплательщиков.

Стратегия по Африке

12 декабря на площадке консервативного мозгового центра «The Heritage Foundation» Джон Болтон представил новую стратегию администрации по Африке. План разрабатывался в течение года узким кругом сотрудников Совета по национальной безопасности, и вопреки обыкновению Белый дом поделился с законодателями деталями плана непосредственно на самом мероприятии.

В своем выступлении Болтон выделил три цели американской политики в Африке: (1) развитие торговли и коммерческих отношений со странами континента, (2) противостояние угрозе «радикального исламского терроризма» и предотвращение вооруженных конфликтов, а также (3) эффективное использование «средств налогоплательщиков» в рамках помощи развитию. Последнее, по словам советника по национальной безопасности, подразумевает прекращение американского финансирования «непродуктивных, неуспешных и неподотчетных» миротворческих операций ООН. Вместо этого средства будут выделяться ключевым странам для решения конкретных стратегических задач внешней политики США.

Хотя стратегия была опубликована лишь в конце прошлой недели, работа по созданию инструментов ее реализации велась на протяжении последнего года. В частности, главным механизмом по развитию коммерческих проектов в Африке станет новая Корпорация по финансированию международного развития США (U.S. International Development Finance Corporation – USIDFC). Создаваемый в соответствии с подписанным 5 октября Законом о лучшем использовании инвестиций для развития (Better Utilization of Investment to Development – BUILD Act) данный институт с бюджетом в 60 млрд. долл. будет заниматься продвижением американских инвестиций в экономически неразвитых странах для помощи в переходе к рыночной экономике. С этой целью USIDFC объединит часть функций Агентства по международному развитию (USAID) и Корпорации по частным зарубежным инвестициям (Overseas Private Investment Corporation – OPIC), а также получит в распоряжение новые финансовые инструменты, что, в целом, призвано консолидировать разбросанные по различным институтам программы, а также сделать их более гибкими. Администрация должна предоставить план такой реорганизации через 120 дней, после чего в течение следующего года будет запущена сама Корпорация.

Примечательно, что в ходе дебатов по BUILD Act, законодатели и администрация называли две главных цели реорганизации: во-первых, повысить эффективность предоставляемой помощи и поставить ее в прямую зависимость от национальных интересов, и во-вторых, создать действенный механизм для противостояния т.н. «экономической экспансии» Китая. «Хищническое» поведение  КНР в Африке подчеркнул в своем выступлении и Джон Болтон, добавив к нему негативное влияния на регион России. «Великие державы, соперники (США), а именно – Китай и Россия, быстро наращивают свое финансовое и политическое влияние по всей Африке. Они целенаправленно и агрессивно инвестируют в регион, чтобы увеличить свое конкурентное преимущество над США», – заявил он.

Что не прозвучало в выступлении советника по национальной безопасности – это характерный для американской политики акцент на развитии демократии и прав человека. Как отметил Энтони Кэрролл, приглашенный профессор Школы передовых исследований международных отношений Университета Джона Хопкинса, «несмотря на вскользь упомянутое развитие демократии и государственных институтов, такое упущение вызвало панику среди многочисленных неправительственных институтов, которые живут на средства, выделяемые США».

В целом, стратегия администрации получила смешанные оценки. Пока одни хвалили Болтона за реализацию давно назревшей необходимости перестроить отношения США с развивающимся миром, а другие язвительно называли достижением уже то, что хоть какая-то стратегия появилась, третьи обвинили команду Трампа в превращении континента в арену соперничества. «Вашингтонский взгляд на Африку застрял где-то между стычками 19 века и холодной войной, когда континент являлся марионеткой в соперничестве великих держав, – написала в редакторской колонке газета «The Financial Times». – Господин Болтон представляет отношения США с Африкой в виде настольной игры, в которой африканские страны даже не дотягивают до роли пешки. Какими бы «хищническими» ни были действия китайских и русских властей в Африке, он каким-то причудливым образом сумел выставить Америку главной жертвой. Вряд ли многие на континенте обрадуются возвращению логики «или мы или они» при предоставлении помощи развитию».

США выводят войска из Сирии

19 декабря в неожиданном Твиттер-сообщении Дональд Трамп провозгласил, что «единственная причина пребывания» американских войск в Сирии – борьба с ИГИЛ – устранена. «Мы уже давно воюем в Сирии. Я являюсь президентом уже почти два года и значительно активизировал эту борьбу, и мы одержали победу над ИГИЛ, – продолжил он вскоре в официальном обращении. – Теперь наступило время вернуть наших солдат домой».

«Решение Трампа было встречено с раздражением и замешательством», написали в среду американские СМИ, рассказывая в подробностях, как члены администрации были застигнуты врасплох словами президента. Вспоминая, что в апреле Трамп уже сделал подобное заявление, которое вскоре было опровергнуто внешнеполитической командой, в США ждали подтверждения этого намерения от непосредственных исполнителей – Пентагона и Госдепартамента. После нескольких часов молчания сначала Белый дом, а вскоре и Министерство обороны официально заявили, что США «начали процесс вывода войск из Сирии по мере перехода к следующей фазе кампании». Госдепартамент от официальных заявлений пока воздержался, отменив запланированный на четверг пресс-брифинг, однако появились сообщения об экстренной эвакуации американского дипперсонала из Сирии. При этом еще в понедельник сотрудники внешнеполитического ведомства США представляли диаметрально противоположный взгляд на дальнейшее развитие ситуации.

Выступая в Атлантическом совете 18 декабря, специальный посланник США по сирийскому урегулированию Джеймс Джеффри повторил провозглашаемые в последние месяцы цели Вашингтона: окончательная победа над ИГИЛ, сокращение влияния Ирана и достижение политического урегулирования кризиса. Говоря о последнем пункте, он особо подчеркнул важность сохранения давления на Дамаск и Москву. Намеченный на четверг доклад спецпредставителя ООН по Сирии Стеффана де Мистуры о предложении Турции, Ирана и России по конституционной комиссии, по его словам, станет «либо прорывом, либо полным поражением» астанинского формата. Для того, чтобы данная инициатива соответствовала интересам «международной общественности», США, согласно Джеффри, должны сохранять давление, как на сирийский режим, так и на участников Группы. Характеризуя стратегию сирийского президента Башара Асада как ожидание, пока Соединенные Штаты сдадутся и уйдут, он отметил: «Я думаю, что ему придется очень-очень долго ждать. (Военные и финансовые затраты на сохранение американского присутствия в стране) для нас не составляют никаких проблем».

В отличие от Вашингтона о планах Дональда Трампа, судя по всему, было известно в Анкаре. На протяжении последней недели Турция говорила о своей решимости начать военную операцию в регионе Сирии, контролируемом американскими войсками. Несмотря на заявления Пентагона о недопустимости подобных действий, а также заверения Джеффри в том, что Вашингтон «ведет диалог с турками на всех уровнях», в результате чего ситуация «несколько успокоилась», президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в понедельник отметил, что американский президент «позитивно» воспринял его намерения. А во вторник, сигнализируя вновь обретенное взаимопонимание между двумя странами, Госдепартамент информировал законодателей о продаже Турции противоракетных установок «Пэтриот». В случае одобрения Конгрессом, это будет означать отказ Анкары от планов по приобретению российской системы ПВО С-400, что являлось серьезным раздражителем в американо-турецких отношениях.

Внутриполитическая реакция на заявление президента предсказуемо разделила США на два лагеря. Встретившийся с законодателями во вторник вице-президент Майк Пенс «наслушался сполна», как отметил позже глава сенатского комитета по международным делам Боб Коркер. «Он пришел к нам с подготовленными аргументами, которые просто нельзя было защитить, – заявил Коркер. – Он повел себя как верный солдат президента».

Политический истеблишмент в лице руководства обеих партий и крупных СМИ обрушился на Трампа с предупреждениями о катастрофических последствиях вывода войск (республиканцы) и обвинениями в потакании интересам России (демократы). Наиболее активным защитником сохранения войск в Сирии выступил республиканец Линдси Грэм. Пересказывая свою встречу с главами Пентагона и Госдепартамента, сенатор в четверг отметил, что Мэттис «не считает, что сейчас подходящее время для выхода», а Помпео «понимает, что еще не сложились подходящие условия в регионе». Опираясь на их мнения, Грэм пообещал обеспечить принятие резолюции, призывающей президента изменить свое решение.

С другой стороны, ликованию представителей краев политического спектра (прогрессистов и либертарианцев) не было предела. «Это очень мужественный шаг со стороны президента Трампа. Именно это он обещал американскому народу, и, честно говоря, это была одна из причин его победы на выборах», – подчеркнул республиканец Рэнд Пол.

Выполнение еще одного предвыборного обещания, безусловно, должно укрепить позиции президента, однако, как это часто бывает в текущей администрации, громкие заявления смягчаются по мере их реализации на практике. Как отмечал в начале декабря Джеффри, у США имеется множество инструментов для влияния на ситуацию, даже если 2200 американских солдат, находящихся сейчас в Сирии, будут выведены. «Позвольте вам напомнить, что мы, не находясь на земле в северном Ираке, контролировали там ситуацию в течение 13 лет в рамках операции «Северный дозор». Можно использовать силы ООН. Кстати, резолюция СБ 2254 (по Сирии) предусматривает использование сил ООН для контроля над прекращением огня. Это могут быть силы партнеров или других стран. Мы можем продвигать свои политические инициативы через наших друзей и союзников. Например, саммит в Стамбуле, где мы не присутствовали, но тесно координировали позицию с французами, немцами и турками закончился удовлетворительными для нас результатами. Еще мы агрессивно применяем экономические инструменты. Все это входит в понятие «нашего присутствия в Сирии», и оно будет сохраняться до тех пор, пока не будут выполнены все наши цели».

Неожиданное решение Трампа заставляет более серьезно относится к другим, пока неосуществленным, угрозам по сокращению американского военного присутствия в мире, отметил Дерек Чолле, заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности в администрации Обамы. «Самое простое и поэтому наиболее вероятное объяснение решения Трампа заключается в том, что он не видит пользы в сохранении американских войск где бы то ни было. Он считает это невыгодной сделкой. Следовательно, последствия неожиданного решения Трампа могу выходить далеко за рамки Сирии. Он не скрывал своего недовольства присутствием американских войск в Южной Корее и обязательствами в рамках НАТО. Не следует ожидать, что его взгляды поменяются. Теперь, когда он разобрался с Сирией, эти задачи будут следующими. И пусть это никого не удивляет».

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше