Возвращение Сирии в Лигу арабских государств ознаменовало восстановление сирийско-арабских отношений. Однако нормализация экономических отношений остаётся под угрозой — санкции США препятствуют развитию полноценного сотрудничества. Несмотря на то, что арабские страны постоянно ищут новые лазейки, санкции не позволяют развивать масштабные инфраструктурные проекты, необходимые для восстановления страны. Руководство Сирии, привыкшие маневрировать между различными центрами силами, может пойти на компромиссы США — частичное снятие санкций в обмен на политические реформы.
19 мая президент Сирии Башар Асад принял участие в саммите Лиги арабских государств — впервые за более чем 10 лет. Таким образом, политическая изоляция Сирии в Арабском мире, начавшаяся в 2011 году, фактически окончилась. Ранее арабские страны единогласно проголосовали за восстановление членства Сирии в организации и тем самым подтвердили легитимность правительства Башара Асада.
Стимулом к нормализации арабско-сирийских отношений стало землетрясение 6 февраля, когда многие арабские страны отправили Сирии гуманитарную помощь, а также впервые за много лет напрямую связались с президентом Асадом; некоторые министры даже лично посетили Дамаск. Решительным толчком к возвращению Сирии в ЛАГ стала нормализация саудовско-иранских отношений, о которой было заявлено 10 марта в Пекине.
Сирия является важным пунктом в выстраиваемой Ираном с 1980-х годов «оси сопротивления», соединяющей его с Ливаном через территорию Ирака и Сирии. В период гражданской войны с 2011 года Дамаск и Тегеран сблизились ещё больше — представители КСИР и ливанской Хизбаллы принимали непосредственное участие в боевых действиях и внесли значительный вклад в победу над радикальными группировками и вооружённой оппозицией. Возвращение Сирии в ЛАГ таким образом стало ещё одним проявлением саудовско-иранского примирения — Эр-Рияд, играющий в ЛАГ главную роль, согласился с участием иранского союзника в арабской организации.
Однако, как указывают эксперты, возвращение Сирии в ЛАГ является лишь первым шагом на пути к восстановлению полноценных отношений — в первую очередь это касается торгово-экономических отношений. До войны торговля играла значительную роль в экономике Сирии: сельскохозяйственная продукция продавалась в страны Персидского залива, а промышленная — в Турцию и арабские страны.
Восстановление торгово-экономических отношений должно способствовать решению многих проблем, сохраняющихся в Сирии, в том числе вопроса о беженцах. В настоящее время условий для их возвращения нет, поскольку в стране разрушена базовая инфраструктура, средства на её восстановление отсутствуют, и только внешняя помощь может способствовать восстановлению страны. Это снимет часть сохраняющейся напряжённости в отношениях Сирии с Арабским миром.
Однако этому препятствует политика США, направленная на предотвращение выхода Сирии из международной изоляции. 11 мая двухпартийная группа американских конгрессменов внесла в Палату представителей законопроект, запрещающий администрации президента нормализовывать отношения с правительством Асада и частично расширяющий санкции против Сирии. 16 мая он был почти единогласно одобрен нижней палатой Конгресса.
Новый акт усиливает санкции, наложенные на Сирию в соответствии с актом Цезаря, принятым в 2020 году. Согласно акту, иностранные лица попадали под вторичные санкции, если продавали правительству Сирии товары, услуги и технологии, связанные с добычей газа, нефти и нефтепродуктов, а также в случае оказания ему строительных и инженерных услуг. Именно он стал основным препятствием на пути «арабского инфитаха» — так арабы называют «открытие» Сирии странами Персидского залива, в первую очередь ОАЭ. Именно ОАЭ стали одними из пионеров нормализации отношений с Сирией — эмиратские компании чаще всего попадают под американские санкции за взаимодействие с Дамаском.
Акт Цезаря встал на пути развития и сирийско-египетских отношений. С 2021 года Египет пытается добиться восстановления «Арабского газопровода», который был построен ещё до войны и соединял египетские газовые месторождения с ливанскими электростанциями. В ходе войны он был сильно повреждён, и в июне 2022 года между Египтом, Ливаном и Сирией было подписано соглашение о его восстановлении. Тем не менее реализация договора постоянно откладывается из-за того, что Египет не может добиться от США гарантий того, что проект не попадёт под санкции согласно Акту Цезаря, а Всемирный банк меняет условия финансирования проекта. Новый акт Конгресса рискует лишь усугубить ситуацию. На этом фоне и.о. министра иностранных дел Ливана Абдалла Бу Хабиб открыто заявил, что Ливан приветствует возвращение Сирии в ЛАГ, но не может экономически сотрудничать с ней из-за опасений санкций США.
Арабские страны, однако, стремятся найти альтернативные варианты. Для этого они используют лазейки, оставленные самими США. После землетрясения администрация президента, проявляющая более гибкую, чем Конгресс, позицию в отношении Дамаска, заявила о том, что поставки гуманитарной помощи на период в полгода не будут попадать под санкции. Часть ресурсов для восстановления экономики страны стала поступать по этим каналам, однако, как указывают эксперты, многие компании опасаются заключать контракты лишь на 180 дней или просто не видят в этом выгоды.
В Сирии стремятся использовать возможность получения гуманитарной помощи для восстановления страны. Так, 1 мая был создан Национальный фонд для предоставления финансовой помощи пострадавшим от землетрясения. Официально его цель заключается в «оказании финансовой поддержки и помощи в преодолении причинённом землетрясением физическом, материалом и моральном ущербе». Бюджет Фонда будет формироваться за счёт частных пожертвований со стороны «гражданского общества или частных организаций», государственного бюджета, различных грантов, местных и международных взносов. Поступающие в Фонд средства также освобождаются от комиссий и налогов на переводы из-за рубежа.
Хотя землетрясение произошло 6 февраля, Фонд был создан лишь спустя три месяца. Длинный список источников, из которых он может черпать свои средства, а также специально обозначенные условия получения средств из-за рубежа, намекают на то, что в дальнейшем данный Фонд может стать инструментом получения финансирования от арабских стран даже после того, как закончится шестимесячный период частичного снятия американских санкций.
Учитывая сохраняющуюся напряжённость в отношениях США с Саудовской Аравией, а также растущие противоречия с ОАЭ, возможности Вашингтона принудить своих союзников к полноценному соблюдению антисирийских санкций сокращаются. Напротив, они стремятся проводить внешнюю политику в соответствии со своими национальными интересами и выстраивать отношения даже с теми странами, которые в США считают враждебными.
Саудовская Аравия и ОАЭ также проявляют недовольство глобальной финансовой системой — появляются новости о продаже эмиратского газа в КНР в юанях и переговорах о продаже нефти из Саудовской Аравии в китайской валюте. Саудовская Аравия и ОАЭ также активно развивают отношения с незападными международными организациями. Недавно обе страны стали партнёрами по диалогу ШОС, а также высказывали желание присоединиться к БРИКС — организации, создающей альтернативные Бреттон-Вудской системе финансовые институты.
С другой стороны, как показывает вышерассмотренный пример с газопроводом из Египта в Ливан, американские санкции всё равно не позволяют развивать масштабные инфраструктурные проекты, а именно в них больше всего нуждается Сирия. В этой связи Сирия может действительно пойти на некие переговоры с США по частичному облегчению санкционного режима в обмен на политические реформы.
Руководство Сирии привыкло маневрировать между различными центрами силы и выстраивать политику с самыми разными игроками на Ближнем Востоке и в мире. Лучше всего это удавалось делать отцу Башара Асада Хафезу, имевшему близкие отношения и с Ираном, и с Саудовской Аравией, развивавшего тесное сотрудничество с СССР и одновременно сохранявшего отношения с США. Сирийское руководство может быть заинтересовано в снижении зависимости от Тегерана — её опасность проявилась во время топливного кризиса осенью-зимой 2022 года, когда прекратились поставки нефти и бензина из Ирана, а Россия также не смогла оказать Дамаску значительную помощь. В рамках своей исторической политики маневрирования Сирия может рассматривать также и возможность компромиссов с США.