Дональд Трамп, настойчиво продвигая идею создания космических сил в качестве отдельного рода войск, уже смог изменить мнение руководства Пентагона, еще год назад скептически относящегося к инициативе президента, и теперь ему предстоит убедить пока что сопротивляющихся законодателей. Здесь особенно эффективным средством может стать нагнетание угроз в космическом пространстве, которое в риторике администрации уже превратилось из примера успешной международной кооперации в «новый театр военных действий».
Очередное оживление переговоров по НАФТА на этот раз происходит без участия Канады, что дало повод говорить о возможности «сепаратной» торговой сделки между США и Мексикой, которая впоследствии может быть предъявлена Оттаве в ультимативном порядке.
Перспектива создания космических сил
9 августа вице-президент Майк Пенс сообщил о планах администрации по созданию отдельного рода войск – космических сил – к 2020 году. Как подчеркнул Пенс в своей речи, это может стать историческим событием: последний раз решение о выделении военно-воздушных сил в отдельный род войск было принято более 70 лет назад после нападения японской авиации на Перл-Харбор.
Дональд Трамп, неоднократно поднимавший тему «космических сил», перешел от слов к делу в июне этого года, издав директиву, которая предписывала Пентагону «незамедлительно» начать подготовку по их созданию. Тогда заявление президента было воспринято как неожиданное, и пресс-секретарь министерства обороны, комментируя издание директивы, сделала акцент на сложности и длительности данного процесса. Сам министр обороны Джим Мэттис год назад публично выступал против нового рода войск, а подготовленный в марте 2018 года «промежуточный доклад» Пентагона о создании «космического компонента» в вооруженных силах США лишь говорил о необходимости «оптимизации координации» между ведомствами в космической области.
Тем не менее, после директивы президента, военное руководство «пересмотрело срочность проблемы», и финальная версия доклада уже содержала конкретный список мер. В частности, ближайшие месяцы будет сформировано «космическое командование» США, которое, как объясняет новостной портал «Defense One», будет заниматься обучением отдельных отрядов из других родов войск, но не будет иметь полномочий по непосредственному операционному командованию. Также будет создано Агентство по развитию космоса (Space Development Agency), которому будут переданы вопросы, связанные с освоением бюджетных средств.
Эти преобразования, в первую очередь, ударят по военно-воздушным силам, на долю которых сегодня приходится 85% закупок в космической сфере. В то время как текущее руководство ВВС сохраняет молчание (за исключением «утечек» относительно того, что доклад готовился без их участия), своего негодования не скрывают бывшие сотрудники. Так, Дебора Джеймс, министр ВВС в администрации Обамы, назвала реформу «пустой тратой ресурсов» и заметила, что Трамп не оставил Пентагону выбора, когда «без предупреждения» сообщил о своем решении: «Военные, включая министра Мэттиса, публично выступавшие против этой идеи, оказались заложниками ситуации: они могли либо добросовестно выполнять решение президента, либо подавать в отставку».
Помимо противоречий внутри министерства обороны, сложности могут возникнуть с Конгрессом. Администрация сообщила, что инициатива по созданию космических сил будет включена в проект закона об оборонной политике (National Defense Authorization Act – NDAA) на 2020 год, окончательную версию которого будут определять именно законодатели. Как продемонстрировали дебаты по военным расходам в прошлом году, идея создания космических сил популярна среди членов Палаты представителей, но не пользуется поддержкой сенаторов. В 2018 году конгрессмены попытались включить в текст NDAA поправку о создании «космического департамента» в рамках ВВС, которая была отброшена во время переговоров с Сенатом. Ключевую роль здесь будет играть сенатский комитет по вооруженным силам, где, в отсутствие Джона Маккейна (респ., Аризона), функции председателя исполняет Джеймс Инхоф (респ., Оклахома). На прошлой неделе он открыто выступил против создания космических сил:
«Я понимаю, что президент настроен очень серьезно. Но я думаю, что мы можем обойтись и без нового рода войск».
Для того чтобы добиться поддержки законодателей, администрация может пойти по пути нагнетания угрозы. 9 августа Майк Пенс, озвучив длинный список «угрожающих» действий России и Китая, заключил:
«Наши противники уже превратили космос в театр военных действий. И Соединенные Штаты не должны отступать перед лицом этой угрозы. Под руководством президента Трампа мы примем этот вызов, защитим нашу страну и обеспечим мирное будущее на Земле и в космосе. Как показала история, обеспечивать мир можно только с позиции силы».
Не удивительно, что вскоре после выступления вице-президента в американских СМИ появилась новость об «очень подозрительном поведении» российского спутника, который якобы может представлять угрозу США.
«Сепаратные» переговоры по НАФТА
Частые визиты мексиканского министра экономики Идельфонсо Гайярдо в Вашингтон на этой неделе принесли плоды, и в США вновь заговорили о возможности скорого «рамочного соглашения» по Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Как и во время майского оживления переговоров, сговорчивости сторон способствуют политические временные рамки мексиканского и американского руководства.
Избранный 1 июля президент Мексики Лопес Обрадор официально вступит в должность 1 декабря. Обещая жестко защищать национальные интересы, он предпочел бы оставить уступки США по НАФТА (без чего Вашингтон отказывается подписывать соглашение) на совести предыдущего руководства. Учитывая, что по американским законам Администрация должна предоставить Конгрессу 90 дней для изучения торгового соглашения, оно должно быть заключено до конца августа.
С другой стороны, в торговой победе нуждается и Дональд Трамп. Январская эйфория американского бизнеса от снижения корпоративных налогов и сокращения регулирования начинает проходить, уступая место нарастающему роптанию относительно всевозможных тарифов и санкций. До сих пор Администрация призывала компании «немного потерпеть» ради существенного улучшения условий в будущем, что, однако, звучит все менее обнадеживающе по мере роста потерь от проводимой торговой политики. В этой связи Дональду Трампу крайне важно продемонстрировать результативность выбранной им жесткой линии по ведению переговоров и предъявить «улучшенную», с точки зрения США, версию НАФТА. В таких условиях США и Мексика месяц назад вернулись за стол переговоров, и на этой неделе сообщили об «очень-очень скором» завершении и возможных взаимных уступках: Мексика согласится на американские условия в автомобильной индустрии, а США смягчат позицию в области сельского хозяйства.
На фоне таких позитивных новостей все более настораживает отсутствие на переговорах Канады. Если в начале августа двусторонняя сделка между США и Мексикой по автомобильной промышленности рассматривалась как возможность придать импульс всему процессу, то теперь она приобретает черты «сепаратного» мира. В понедельник председатель экономического совета при президенте Кевин Хассет выразил надежду, что «сделка с Мексикой станет примером для соглашения с Канадой», после чего Ларри Кадлоу, советник президента по вопросам экономики, мимоходом заявил, что «президент, вообще-то, предпочитает двусторонние торговые соглашения», и Канада, «может быть, присоединится попозже».
Комментируя динамику переговоров, эксперты Центра стратегических и международных исследований заметили, что, хотя рано говорить о превращении НАФТА в совокупность двусторонних сделок, вполне вероятно, что США попытаются включить в соглашение с Мексикой неприемлемые для Канады условия, после чего просто поставят Оттаву перед фактом.