banner

19 января состоялись первые слушания в Сенате по одобрению кандидатур на ключевые посты в будущей администрации. За один день перед законодателями профильных комитетов выступили сразу пять членов новой команды: Алехандро Майоркас (номинированный на пост министра внутренней безопасности), Аврил Хейнс (директор национальной разведки), Джанет Йеллен (министр финансов), Энтони Блинкен (госсекретарь) и Ллойд Остин (министр обороны).

Ценность таких слушаний заключается в том, что они, с одной стороны, позволяют познакомиться с новым руководством страны, с другой – показывают динамику отношений между администрацией и законодателями. Поскольку политические позиции большинства кандидатов хорошо известны, а единственный «новичок» в команде, Ллойд Остин, воздержался от однозначных заявлений и не выходил за рамки политической программы Байдена, больший интерес представляет второй аспект, позволяющий определить потенциальные расхождения между президентом и Конгрессом, который, разделенный почти пополам, сможет значительно скорректировать амбиции новой администрации.

Будущие члены администрации поддержали антикитайскую риторику законодателей – с оговорками

Красной линией в вопросах законодателей ко всем членам будущей команды стал вопрос отношений с Китаем. Отвечая на межпартийные призывы не смягчать позицию в отношении «главного стратегического конкурента», Джанет Йеллен пообещала использовать «весь спектр инструментов» Казначейства для противостояния «неблагонадежным, несправедливым и незаконным действиям Китая», Аврил Хейнс признала, что «была неправа», поддерживая консенсус относительно включения Китая в мировую экономику, а Энтони Блинкен позволил себе похвалить «более агрессивную» политику Трампа, согласился, что КНР «ввела в заблуждение» мир относительно коронавируса и поддержал решение Майка Помпео признать «геноцидом» действия в отношении уйгуров. Наконец, Ллойд Остин, карьера которого связана с Ближним Востоком, столкнувшись со скепсисом со стороны законодателей относительно его квалификаций по проблематике тихоокеанского региона, заверил, что «никогда не допустит» паритета военных потенциалов между США и Китаем.

Поддерживая, таким образом, сформировавшийся за время президентства Трампа консенсус относительно противостояния Китаю, члены администрации, тем не менее, позволили себе ряд нюансов. Так, Блинкен не согласился с «методами» предыдущего президента и сделал акцент на необходимости координации политики в отношении Китая с союзниками, которые недавно заключили масштабное соглашение с КНР в области инвестиций. Кроме этого, называя Китай «самым значительным вызовом» для США, Блинкен добавил оговорку «среди национальных государств», что оставляет задел для появления на первых позициях в списке угроз таких общемировых проблем как экология и борьба с коронавирусом, по которым Вашингтону может потребоваться сотрудничество с Пекином. Ллойд Остин, обещая выполнять обязательства по обеспечению обороны Тайваня, не пошел на поводу у сенатора Рика Скотта (респ., Флорида), призвавшему положить конец политике «стратегической неопределенности». Наконец, и Остин, и Блинкен воздержались от разграничения между «китайским народом» и «коммунистической партией Китая», что было характерно для заявлений Помпео и стало обычным явлением в риторике законодателей.

Пока такие различия в тональности не вызвали подозрений со стороны законодателей, оставшихся довольными ответами будущих членов администрации, однако оставленный задел для конструктивных отношений с Пекином, в случае реализации, может встретить серьезный отпор со стороны Конгресса.

Хейнс и Блинкен оказались по разные стороны по вопросу СВПД

Наряду с Китаем, лейтмотивом слушаний стала перспектива возвращения «ядерной сделки» с Ираном. Если Блинкен, подтверждая позицию демократов, попытался выступить в защиту СВПД, назвав его необходимым фундаментом для дальнейшего ограничения угрозы со стороны Тегерана, то Хейнс заняла сторону республиканцев, заверив их, что до восстановления СВПД «еще далеко» и администрация Байдена внимательно изучит «вопрос баллистических ракет» и всего спектра «дестабилизирующих действий» Ирана, прежде чем заключит новый договор.

Помимо наметившегося, таким образом, разногласия внутри администрации, препятствием для возвращения СВПД может стать обещание Блинкена и Хейнс «проконсультироваться» с Конгрессом. В 2015 году оппозиция законодателей «ядерной сделке» заставила Барака Обаму провести ее не как международный договор, требующий ратификации Конгресса, а как «план действий», что, в конечном итоге, позволило Трампу так легко от него отказаться. С тех пор мнение Конгресса по этому вопросу только укрепилось (что продемонстрировало принятие CAATSA), а следовательно, обещая «проконсультироваться», члены администрации либо лукавят, либо заведомо обрекают любое будущее соглашение с Ираном на провал.

Республиканцы готовы работать с Йеллен, но работа будет напряженной

Значительный опыт Джанет Йеллен, бывшего председателя ФРС, обусловил примирительный тон слушания в комитете по финансам. Тем не менее, республиканцы дали понять, что авторитет будущего главы Казначейства не гарантирует межпартийной поддержки экономической повестке дня администрации. Во-первых, они не согласились с призывом администрации к «масштабным действиям» по поддержке экономики, сославшись на растущий госдолг. Отвечая на данные опасения, Йеллен заметила, что в отсутствие господдержки экономику США ждут большие проблемы, чем от растущего госдолга. Во-вторых, они предупредили о недопустимости повышения налогов – одного из пунктов предвыборной программы Байдена. Здесь министр финансов ушла от прямой конфронтации, заверив, что в условиях коронавируса администрация пока не планирует заниматься налогами.

Оппозиция республиканцев по обоим вопросам вряд ли ослабнет, и администрации придется либо сократить масштабы предлагаемых мер, чтобы заручиться межпартийной поддержкой, либо прибегнуть к процедуре «budget reconciliation», которая – со значительными ограничениями – позволяет принимать законодательство по бюджетным вопросам простым большинством голосов.

Хейнс пообещала деполитизировать разведслужбы – и приступила к расследованию действий Москвы

Аврил Хейнс стала первым (и пока единственным) членом администрации, получившим одобрение Сената. Однако прежде, чем позволить ей приступить к выполнению обязанностей, законодатели потребовали от Хейнс принять меры по де-политизации разведслужб. Причем претензии звучали как со стороны республиканцев, недовольных участием Джеймса Коми и Джеймса Клэппера в поиске «русских связей» Трампа, так и демократов, считающих, что назначенные Трампом руководители разведки (в первую очередь – предшественник Хейнс на посту DNI Джон Рэтклифф) искажали информацию о масштабах угрозы России и Китая в политических целях.

Осознание Конгрессом проблемы не может не радовать, но возможности по реализации данных обещаний вызывают большие сомнения. Первое поручение Байдена разведслужбам – провести расследование по всему спектру «необдуманных и враждебных действий» России, подразумевающее, что Трамп игнорировал эту проблему, – представляет собой сведение политических счетов с предыдущей администрацией и попутно сохраняет потенциал для «наказания» Москвы в любой момент, когда новое руководство США сочтет это необходимым по тем или иным причинам, необязательно связанным с действиями России.

Вопрос мигрантов останется яблоком раздора

Наконец, наиболее острые противоречия между будущей администрацией и республиканцами вспыхнули во время слушания с участием Алехандро Майоркаса. В то время как в отношении других кандидатов законодатели воздержались от попыток подорвать «моральный авторитет», что было обязательным атрибутом таких слушаний времен администрации Трампа, будущему министру внутренней безопасности пришлось отвечать на неудобные вопросы республиканцев о расследовании 2015 года, установившему, что Майоркас по просьбе влиятельных демократов способствовал ускорению процедуры получения виз для богатых иностранных инвесторов. Масла в огонь подлили новости об очередном «караване» мигрантов, продвигающемуся к границам США, а также череда президентских указов Байдена по ослаблению контроля на южной границе, воспринятая в штыки республиканской партией.

В результате, несмотря на заверения Майоркаса, что радикальные изменения миграционной политики невозможны без согласия Конгресса и на реализацию указов потребуется время, сенатор Джош Хаули (респ., Миссури) заблокировал ускоренное одобрение его кандидатуры. По большей части символический жест, не способный предотвратить утверждение Майоркаса в должности, может стать первым признаком токсичности вопроса миграции и готовности республиканцев превратить его в инструмент идейной борьбы и мобилизации электората на будущих выборах.

Временная эйфория от возвращения к нормальности

Как бы то ни было, уже сам факт того, что слушания прошли еще до инаугурации, то есть под председательством республиканцев, символизировал возвращение к нормальному порядку вещей в Вашингтоне, предполагающему, что межпартийные разногласия не должны помешать одобрению ключевых кандидатур в самые короткие сроки. В этом плане каждое слушание не только начиналось со слов о важности конструктивных отношений между политическими оппонентами, но и впоследствии многие республиканцы, прежде не скупившиеся на критику администрации Обамы, скорее, регистрировали свою оппозицию, нежели напрямую бросали вызов взглядам кандидатов.

«Мы расходимся во взглядах по отдельным вопросам, но, по-моему, главная цель происходящего – утвердить квалифицированных людей, и сделать это как можно скорее. Если получится – мы согласимся, если не получится – согласимся не соглашаться, – отметил сенатор Линдси Грэм (респ., Южная Каролина), предваряя свои вопросы Энтони Блинкену.

Такой кредит доверия новой администрации, во многом продиктованный штурмом Капитолия, который стал наглядной демонстрацией разрушительных последствий вышедшего из-под контроля политического противостояния, а также эйфорией от возвращения «взрослых» к управлению страной, не будет бессрочным. И сейчас перед Байденом и демократами в Конгрессе стоит вопрос, на что его потратить: помощь населению (раздать обещанные в ходе избирательной кампании в Джорджии чеки в $2000), идеологические войны с республиканцами (в среду Байден внес в Конгресс законопроект об иммиграционной реформе) или политический театр импичмента Трампа (в четверг лидер Палаты представителей Нэнси Пелоси уклончиво сказала, что передаст статьи импичмента в Сенат «в ближайшие дни»). Этот выбор может задать тон всей администрации Байдена, и если экономический стимул, поддерживаемый отдельными республиканцами, может поспособствовать росту популярности администрации и укрепить межпартийных дух в Вашингтоне, то иммиграция и импичмент грозят ввергнуть Конгресс в привычное состояние непримиримого противостояния – о чем красноречиво предупредил в четверг лидер республиканцев в Палате Кевин Маккарти.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше