Согласно сообщению Дональда Туска, 13 декабря ЕС продлил экономические санкции против России на полгода в прежнем виде, отказавшись дополнять их новыми запретами из-за инцидента с украинскими кораблями в Азовском море. Однако Курт Волкер, спецпредставитель США по вопросам урегулирования конфликта на Украине, не исключает, что в течение двух месяцев санкции ЕС все-таки будут расширены. 15 декабря Государственный департамент США выразил поддержку европейским депутатам, добившимся принятия резолюции Европарламента, содержащей призыв к властям ЕС отказаться от строительства газопровода «Северный поток – 2». Иранским властям удалось нормализовать курс национальной валюты благодаря интервенциям Центрального банка. Тегеран располагает достаточными резервами, чтобы удержать инфляцию от дальнейшего роста.
13 декабря на саммите лидеров ЕС в Брюсселе принято единогласное решение продлить антироссийские санкции еще на полгода. Об этом сообщил Дональд Туск, председатель Европейского совета. В качестве причины продления он указал «нулевой прогресс в выполнении Минских соглашений». При этом речь не идет о расширении санкций в связи с происшествием в Керченском проливе. Однако эта тема не отошла на второй план. 17 декабря Курт Волкер, спецпредставитель США по вопросам урегулирования конфликта на Украине, заявил на брифинге, что он обсуждал с европейскими официальными лицами вопрос усиления давления на Россию из-за азовского инцидента, эта идея получила определенную поддержку и он не исключает, что в горизонте одного-двух месяцев какие-то шаги в этом направлении будут сделаны.
Между тем, в центре внимания вновь оказался «Северный поток – 2». 15 декабря Госдеп США одобрил решимость ЕС «призвать Россию к ответу за агрессию против Украины». Имеется в виду не только решение ЕС продлить антироссийские санкции на новый срок, но и осуждение европейскими парламентариями проекта новой газовой магистрали. Дело в том, что ранее, 12 декабря, Европарламент принял резолюцию, в которой осудил строительство газопровода «Северный поток – 2» и призвал к его прекращению, так как это «политический проект, который создает угрозу европейской энергетической безопасности».
Перед этим, 11 декабря, палатой представителей США была принята резолюция, которая содержит призыв к европейским правительствам отказаться от строительства газопровода и выражает поддержку идеи наложить санкции на этот проект в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Ее инициатор – республиканец Майкл Конуэй. Центральная мысль документа состоит в том, что Россия, реализуя проект, стремится усилить контроль над газовым рынком ЕС, где и без того имеет 40% долю, причем одиннадцать государств региона удовлетворяют до 75% своей потребности в топливе за счет российского сырья.
Ни с какими реальными последствиями эти две резолюции пока не сопряжены. Однако эксперт Атлантического совета Агния Григас отмечает трансатлантическую сплоченность критиков «Северного проекта – 2». С ее точки зрения, такая синхронность действий парламентариев не просто символический жест, а признак зарождения нового консенсуса относительно неприемлемости строительства трубопровода.
Иранские власти нормализуют курс риала
К середине декабря с.г. иранский риал укрепился на 44% по отношению к доллару, если сравнивать текущий курс с уровнем сентября. Это результат целенаправленных усилий финансовых регуляторов страны, стремящихся предотвратить валютный кризис, угроза которого возникла после возобновления американских санкций. Первоочередная задача – остановить рост инфляции, достигшей в октябре 36,9% в годовом выражении, и таким образом снять социальную напряженность, опасную эскалацией уличных протестов. Нормализация курса стала возможной благодаря распродаже Центробанком части долларовых резервов, причем не только в Иране, но и на других рынках валюты, где торгуется риал, в особенности в Ираке и ОАЭ. В настоящее время резервы иранского Центробанка составляют не менее $108 млрд. Запас прочности есть.
Монетарные усилия по укреплению риала сопровождаются репрессиями против спекулянтов. В частности, по данным Reuters, в ноябре с.г. были казнены два теневых финансиста, обвиненные в манипуляциях валютным рынком. При этом ранее власти сами воспользовались обесценением риала, продавая долларовую нефтяную выручку по рекордно высокому обменному курсу, чтобы затем вырученные средства в национальной валюте направить на пополнение бюджета госбанков и пенсионного фонда.
Обратная сторона кризиса государственных финансов – развитие криптовалют. Характеристики биткойна и его аналогов привлекают иранцев, которые лишены возможности сберегать как в национальной валюте из-за ее ненадежности, так и в долларах из-за ограничений валютного контроля, препятствующих обмену риала на доллары по рыночному курсу. Децентрализация механизма криптовалют вкупе с надежностью трансакций делают их удобным платежным средством в условиях экономической блокады. Правительство Ирана в стремлении поощрить развитие этой сферы планирует легализовать майнинг криптовалют.
В европейском экспертном сообществе продолжается обсуждение того, каким должен быть формат канала финансовой коммуникации между ЕС и Ираном в условиях американских запретов. Политический аналитик Аксель Хеллман полагает, что имеет смысл создать отдельный механизм для проведения трансакций гуманитарной направленности. Это гарантированный способ защититься от американских обвинений в попытке обхода санкционных барьеров. В сущности, если предельно широко трактовать понятие гуманитарной помощи населению, то этому критерию может соответствовать львиная доля торговли ЕС и Ирана потребительскими товарами.
Билл Пауэлл, обозреватель Newsweek, считает, что антииранские санкции вредят Западу. Во-первых, они закрыли западным компаниям доступ к разработке огромного нефтегазового месторождения Южный Парс. Французская Total после заключения ядерной сделки приобрела долю в этом проекте, однако после восстановления американского режима санкций уступила ее Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Во-вторых, санкции Вашингтона побудили Тегеран, Пекин и Москву к более тесной кооперации. В-третьих, Иран, вынужденно изобретая схемы торговли нефтью, которые трудно отследить, дает понять другим странам третьего мира, что американские регуляторы не всесильны.