На прошедшей неделе Китай и США, уже готовившие церемонию подписания торгового соглашения, оказались на грани срыва переговоров. Обвиняя Пекин в отказе от предварительных договорённостей, администрация Трампа выполнила давнее обещание повысить тарифы на 200 млрд долл. китайского экспорта с 10% до 25%, а также начала формальную процедуру введения пошлин на оставшиеся китайские товары (более 300 млрд долл.). Китай ответил выборочным повышением тарифов на 60 млрд долл. американского экспорта, нанеся основной удар по сельскому хозяйству США. В отсутствие конкретных планов о новых раундах переговоров, вся надежда сегодня возложена на личную встречу лидеров двух стран на полях «двадцатки», которая состоится в конце июня в Японии.
Визит госсекретаря Майка Помпео в Россию американские СМИ осветили неожиданно конструктивно, уделяя минимум внимания вопросу «вмешательства». Сам Помпео, подводя итог встречам, заметил, что речь не идёт о сотрудничестве или конфронтации, но о возможности найти точки пересечения между национальными интересами двух стран. При этом, госсекретарь подчеркнул, что диалог с Москвой необходим Вашингтону для «разблокирования» многих ключевых вопросов современной повестки дня.
Торговые переговоры с Китаем
Ещё в начале мая ничего не предвещало беды. Американские наблюдатели предсказывали заключение «сделки» между Китаем и США если не «в течение недели», то уж точно к концу месяца. Уверенность была настолько велика, что, когда 5 мая Дональд Трамп неожиданно сообщил об увеличении тарифов на 200 млн долл. китайского экспорта с 10% до 25% с 10 мая, данный шаг был расценен как финишный рывок – попытка Трампа добиться последних уступок перед подписанием соглашения.
Однако вскоре стало понятно, что переговоры вместо победного спринта застряли в болоте. По словам администрации, вся вина лежит на Пекине, который в последний момент начал отказываться от предыдущих договорённостей. «Мы движемся назад, а не вперед, и, по мнению президента, это неприемлемо, – прокомментировал решение Трампа торговый представитель Роберт Лайтхайзер. – За последние семь дней, или около того, мы наблюдали эрозию обязательств со стороны Китая». Подобные опасения, что Китай не собирается проводить «системные реформы» (открывать доступ для американских компаний, отменять государственные дотации ключевым отраслям развития, ужесточать защиту интеллектуальной собственности, и т.п.), звучали ещё в феврале, однако тогда Дональд Трамп пошёл другим путём и вместо выполнения обещания повысить тарифы (должно было произойти 1 марта), бессрочно его отложил. Помимо требования о реформах в последние дни появился ещё один камень преткновения – уже введённые тарифы. Вашингтон не собирался их отменять до тех пор, пока не будут исполнены обязательства договора, в то время как Пекин не хотел подписывать договор, если тарифы, используемые как инструмент переговоров, не будут отменены.
Несмотря на маневр администрации, Пекин после некоторого промедления согласился на проведение намеченного на 9-10 мая очередного раунд торговых переговоров. Сократив состав делегации и лишив главного переговорщика вице-премьера Лю Хэ статуса «специального посланника», а следовательно, полномочий принимать решения «на месте», Пекин принял решение «продолжить разговаривать», хотя надежды на какой-то положительный результат было мало. В итоге после двух дней встреч китайская делегация покинула Вашингтон без договорённости о следующем раунде и с новыми тарифами на китайский экспорт, которые вступили в силу в ночь с 9 на 10 мая.
Ответ Пекина последовал через несколько дней – после того как Лю Хэ проинформировал Си Цзиньпина о состоявшихся беседах. В понедельник, через несколько минут после «твита» Трампа, призывающего КНР не принимать ответных мер, а то «всё станет намного хуже», Китай сообщил, что повысит тарифы на 60 млрд американского экспорта. При этом, в отличие от Вашингтона, Пекин традиционно выбрал более гибкий подход, нанося удар по американским фермерам. Наибольшее увеличение тарифов (до 25%) произойдёт в отношении продуктов животноводства, специй, замороженных фруктов и овощей. Пошлины на американские запчасти для автомобилей, медицинское и фермерское оборудование, напротив, останутся без изменений – на уровне 5%. При этом руководство КНР сообщило, что будет предоставлять исключения для некоторых китайских компаний. Новые тарифы вступят в силу с 1 июня.
В понедельник офис торгового представителя начал процесс по введению тарифов на оставшийся китайский экспорт – более 300 млрд долл. Формальные процедуры, предполагающие слушания (назначенные на 17 июня) и период внесения предложений со стороны общественности (продлится до 24 июня), означают, что решение об их введении как раз придётся на саммит «Группы 20» в конце июня. При этом ведомство уже заметило, что не планирует вводить тарифы на медицинские препараты и оборудование, а также некоторые редкоземельные металлы и «другие критически важные минералы». В выходные советник президента по экономическим вопросам Ларри Кадлоу был вынужден признать, что «никаких конкретных планов» относительно дальнейшего диалога с Китаем не существует. При этом он дал понять, что всё будет зависеть от личной встречи двух лидеров на полях «двадцатки».
Между тем обе стороны сигнализировали внутренней аудитории, что стоит готовиться к затяжному противостоянию. Так, администрация Трампа на этой неделе начала подготовку нового пакета мер по помощи американским фермерам (15 млрд долл.). В прошлом году на эти цели уже было выделено 12 млрд долл. Большая часть этой суммы пошла на прямые выплаты, и порядка 1,2 млрд долл. – на дополнительные закупки продовольствия для школьных столовых и пунктов раздачи питания малоимущим (т.н. food banks). Более того, министр финансов Стивен Мнучин в среду неожиданно сообщил о прогрессе в переговорах с Канадой и Мексикой по тарифам на сталь и алюминий, успех которых может привести к отмене введённых этими странами ответных тарифов на американскую с/х продукцию.
Резко изменился тон публикаций в китайских СМИ. Если раньше термина «торговая война» старательно избегали, то теперь торговые противоречия с США были названы «народной войной», в которой, «преодолевая препятствия», Китай сможет «использовать невзгоды в свою пользу». В выходные официальная газета компартии Китая «Жэньминь жибао» написала, что любое торговое соглашение с США должно быть «сбалансированным» и «не подрывать суверенитет и достоинство (китайской) нации».
«Для меня это является сигналом того, что все затягивается, – заметил в среду эксперт Центра стратегических и международных исследований Билл Райнш. – Я думаю, если бы (Китай) думал, что это был лишь незначительный сбой и все еще можно поправить, риторика была бы совершенно другой».
Жёсткая линия Трампа в отношении Китая получила широкую поддержку законодателей. Глава сенатского комитета по финансам Чак Грассли (респ., Айова) призвал президента «не сдаваться и заключить верифицируемое соглашение, которое призовет Китай к ответу за его недобросовестную торговлю». Сенатор Майк Раундз (респ.) из штата Южная Дакота, который вместе с Северной Дакотой и Огайо является основным производителем американской с/х продукции, заверил Трампа, что фермеры «поймут»:
«Эти парням сейчас очень нелегко и долго они так не протянут, но когда с ними разговариваешь, он отвечают “мы понимаем”, “мы уверены, что президент очень старается”».
На стороне президента выступил и политический оппонент Трампа Чак Шумер (Нью-Йорк), глава демократического меньшинства в Сенате:
«Я надеюсь, он не отступит и не согласится на слабое соглашение, иначе Китай продолжит наносить нам вред при каждом удобном случае».
Впрочем, такие заявления не стоит принимать за чистую монету. Республиканцы, многие из которых (в тайне) выступают за свободу торговли, вынуждены соглашаться с Трампом, чтобы не потерять поддержки электората. По последним опросам, позиции Трампа среди республиканцев продолжили крепнуть, и сегодня доля одобряющих работу президента приближается к 90%. Демократы, призывая Трампа к жёсткости с Китаем, отрезают ему пути для компромисса и лишают возможности записать себе в актив «сделку века». Если же соглашение будет заключено, то у них уже будет подготовлена почва для обвинений Трампа в уступках Пекину.
Визит Помпео в Россию
13-14 мая госсекретарь Майк Помпео совершил свой первый визит в Россию, в ходе которого он посетил Москву, где встретился с сотрудниками американского посольства и американскими «лидерами бизнес-сообщества», после чего отправился в Сочи для переговоров с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным.
На брифинге Госдепартамента, посвящённом визиту, главным пунктом повестки дня было названо «обсуждение контроля над вооружениями». Потенциальные соглашения в этой области, как отметил сотрудник внешнеполитического ведомства США, должны «отражать современные реалии»: «Эти соглашения должны включать большее количество стран и учитывать более широкий спектр вооружений, чем наши текущие соглашения с Россией».
Сам госсекретарь, подводя итог своим беседам в Сочи, хоть и отметил, что данному вопросу было посвящено много времени, поставил его на последнее место после Сирии (по которой состоялось «продуктивное обсуждение» «вещей, которые мы можем сделать совместно»), Афганистана («мы смогли обозначить по-настоящему конструктивные детали» дальнейшего процесса) и Северной Кореи (где страны «имеют общие цели» и, хотя Москва понимает, что США будут возглавлять процесс, для его продвижения будет необходима совместная работа с Россией).
В целом, Помпео, говоря о том, каким он видит будущее отношений с Россией, старательно избегал однозначных формулировок, таких как «сотрудничество» или «конфронтация». Вместо этого он неоднократно подчеркнул, что диалог с Москвой необходим, чтобы «разблокировать («unlock») некоторые из наиболее сложных вопросов» современных международных отношений. При этом он заметил, что там, где имеются разногласия, США «будут упорно защищать свои интересы», осознавая, что и Россия «будет делать то же самое в отношении своих интересов».
Конструктивный тон Помпео, очевидно, передался и американским СМИ, в публикациях которых хоть и остались отголоски темы «вмешательства», намного больше внимания было уделено содержательной части переговоров, получивших сдержанно оптимистические оценки. Так, новостное агентство CNN назвало визит госсекретаря «микро-оттепелью». Газета Washington Post заметила, что завершение расследования Мюллера открывает пространство для диалога, к которому, впрочем, обе стороны «подходят очень настороженно». Газета New York Times, отмечая сохранение «глубоких противоречий» между двумя странами, неожиданно заметила, что есть различные трактовки причин ухудшения отношений: «Запад склонен называть причиной напряжённости в отношениях с Россией попытки Москвы дестабилизировать её соперников, подорвать демократию и союзы и расширить влияние. У господина Лаврова другое более простое объяснение удручающему состоянию отношений с Вашингтоном: «“анти-российский настрой” администрации Обамы, хотя и нельзя сказать, что за последние два года администрации Трампа произошли существенные улучшения».
В официальных заявлениях Госдепартамента нельзя не заметить постоянной отсылки к Белому дому, что указывает на то, что последние слово в отношениях с Россией будет за президентом. При этом, однако, в Москву был направлен не представитель администрации – советник по национальной безопасности Джон Болтон (в прошлом году уже дважды посетивший Россию), а Помпео, в последнее время всё чаще выполняющий нехарактерные для его позиции поручения президента. В марте, например, всех удивила поездка госсекретаря в глубинную Америку, где он выслушал американских фермеров, обеспокоенных торговыми войнами Трампа.