banner

Хотя подведение итогов ещё продолжается, состоявшиеся 8 ноября выборы уже преподнесли массу сюрпризов и ещё долгое время будут оставаться предметом дискуссий среди аналитиков, пытающихся разобраться в причинах произошедшего и сделать выводы для будущих кампаний. Однако с одним выводом согласны все: ожидаемой «красной волны» не состоялось.

Первые впечатления по итогам выборов

Стабильно низкий рейтинг одобрения президента, по-прежнему высокая инфляция и остающиеся вблизи исторических максимумов цены на бензин, подскочившее за последние два года количество американцев, отмечающих ухудшение своего материального положения и разочарование направлением развития страны – всё указывало на высокие шансы республиканцев вернуть себе контроль над обеими палатами Конгресса. Однако уже через несколько минут после закрытия избирательных участков 8 ноября стали поступать противоречивые сигналы.

Уверенная победа республиканцев в некогда «колеблющейся» Флориде соседствовала с успехами демократов в ключевых для последних двух президентских выборов штатах «ржавого пояса»: Висконсине, Мичигане и Пенсильвании. При повсеместном провале отрицающих победу Байдена и поддержанных Трампом кандидатов-республиканцев, свое место в Палате представителей отстояла одиозная трампистка Марджори Тейлор Грин, а новичок республиканец-популист Джей Ди Вэнс сместил в Огайо демократа Тима Райана, завершив его почти 20-летнюю политическую карьеру. Несмотря на в целом превзошедшие ожидания результаты демократов в Нью-Йорке, поражение потерпел один из партийных тяжеловесов Шон Патрик Малони, руководивший Комитетом демпартии по выборам в Конгресс (DCCC). Свои места без проблем сохранили как губернатор Флориды Рон Десантис, известный борьбой против локдаунов, так и губернатор Мичигана Гретчен Уитмер, прославившаяся на всю страну введением жестких и временами абсурдных запретов во времена пандемии.

В результате получается весьма пестрая картина прошедших выборов, исход которых определялся не столько общими для всей страны макро-трендами, сколько динамикой каждой конкретной гонки с, порой, уникальными особенностями происходящего. Ярким примером этого является борьба за сенатское кресло от Джорджии, где ни демократ Рафаэль Уорнок, ни республиканец Хершел Уокер не набрали 50% и сейчас ожидают второго тура. Произошло это из-за участия в гонке третьего кандидата – либертарианца, получившего 2,1% голосов. Хотя неверно было бы утверждать, что в его отсутствие все голоса достались бы наиболее идеологически близкому республиканцу, даже половины из них хватило бы, чтобы Уокер победил в первом туре. Таким образом можно сказать, что сохраняющимися шансами на победу демократ Уорнок обязан уникальному порядку проведения выборов в штате и конкретному сложившемуся политическому раскладу.

На уникальность каждой гонки указывает и нехарактерно большое количество т.н. «split ticket» –  ситуаций, когда в борьбе за места губернатора и сенатора в одном штате победу одерживали представители от разных партий. Это означает, что многие избиратели голосовали не по принципу партийной принадлежности, но в зависимости от отношения к конкретному кандидату. В этой связи ещё одним важным фактором в этом году стало т.н. «качество кандидатов» – наличие профессиональных и личных качеств для исполнения роли, на которую они избираются. Здесь стоит признать, что сработала рискованная стратегия демократов, которые во время республиканских праймериз инвестировали в поддержку наиболее радикальных и одиозных кандидатов-трампистов. Легко побеждая среди республиканцев, они оказались неубедительными в сравнении с более опытными («качественными») кандидатами-демократами на ноябрьских выборах. Стратегии демократов активно, хоть и несознательно, подыгрывал и сам Дональд Трамп, который, поддерживая кандидатов, исходил не из их шансов на победу, но из лояльности ему лично.

Такое повсеместное поражение республиканцев-трампистов спровоцировало массу спекуляций о политическом будущем 45-го президента, который планировал торжественно объявить о своем намерении участвовать в следующих выборах «на волне» уверенной победы республиканцев. Поскольку уверенной победы не произошло, и более того, Трамп был назначен главным виновником неудовлетворительных результатов, момент для запуска президентской кампании является не самым удачным и объявление может быть отложено. Одновременно, это не означает, что Трамп завтра исчезнет с политической арены, как бы этого ни хотелось республиканской партии. А значит, сохранится неоднозначная ситуация для партии в целом, когда одна поддержка Трампа ещё не гарантирует победы, а прямая конфронтация с Трампом точно гарантирует поражение.

Когда ждать результатов

Длительная избирательная агония уже становится традицией в США: окончательные результаты выборов и, соответственно, конкретный расклад в палатах Конгресса, может определиться ещё не скоро. В Сенате на вечер 10 ноября, согласно прогнозу New York Times, при 49 местах у республиканцев и демократов неизвестным оставался исход выборов в Джорджии и Неваде. Как отмечалось выше, победитель в Джорджии будет определен по результатам второго тура, который состоится 6 декабря. Шансы у двух кандидатов примерно равные.

Промедление в Неваде связано с подсчетом бюллетеней, отправленных по почте, которые, согласно законам штата, можно отправлять до истечения дня голосования. На данный момент (при подсчитанных 83% голосов) с перевесом в 1,8 п.п. лидирует республиканец. Однако, учитывая, что оставшиеся бюллетени были отправлены по почте, а такой вид голосования особенно популярен среди демократов, ожидается, что оставшиеся голоса будут отданы преимущественно за его соперницу. Вопрос остается лишь в том, хватит ли их, чтобы наверстать отставание. Напомним, что для получения большинства в Сенате республиканцам необходимо одержать победу в обоих штатах, так как при разделении верхней палаты 50/50 решающий голос будет за вице-президентом Камалой Харрис.

В Палате представителей ситуация одновременно и более, и менее определенная. С одной стороны, мало кто сомневается в лидерстве республиканцев: при необходимых 218 местах республиканцы уже победили или уверенно лидируют в 219, демократы – в 206 (согласно прогнозу New York Times). С другой стороны, большинство из оставшихся спорных округов расположены в Калифорнии и Нью-Йорке – двух штатах, славящихся своей неторопливостью при подсчете голосов. Поэтому пока непонятно, каким именно будет преимущество республиканцев.

Последствия для второй половины президентства Байдена

В любом случае, такие близкие результаты в обеих палатах увеличат «вязкость» политических процессов в США на следующие два года. Для блокирования той или иной инициативы будет достаточно одного голоса в Сенате и пяти-семи в Палате представителей. Если Нэнси Пелоси и Чаку Шумеру удавалось, хоть и не без срывов, поддерживать единство демократов, то новому (наиболее вероятному) спикеру Палаты Кевину Маккарти ещё предстоит проявить себя в качестве руководителя менее дисциплинированных республиканцев. Однажды уже добившись отставки своего лидера Джона Бейнера, наиболее радикальные представители Фридом Кокус, к которым теперь добавились ещё более своевольные трамписты, уже выставляют условия в обмен на поддержку Маккарти 3 января на выборах спикера.

Чуть большей дисциплинированности можно ожидать от республиканцев в случае получения ими контроля не только над Палатой представителей, но и над Сенатом, когда на помощь Маккарти придет крайне опытный Митч Макконнелл. Такая возможность если не влиять на политический курс страны (для чего было бы необходимо две трети голосов Сената, позволяющие преодолевать президентское вето), то хотя бы максимально портить жизнь администрации Байдена может стать мобилизующим фактором для сглаживания противоречий внутри партии. Будь-то дрязги внутри республиканской партии (в первом случае) или политические схватки между республиканским Конгрессом и демократической администрацией (во втором случае), можно ожидать, что намного больше энергии Вашингтона будет уходить на внутриполитические препирательства и символические демарши с минимумом практических результатов.

Это может проявиться в показательных слушаниях или, в крайнем случае, заведомо обречённом на провал импичменте президента, попытках отменить уже действующие законы или принять новые в пику политической программе демократов, на которые Байден уже пообещал накладывать вето. В этой связи наиболее опасные ситуации могут возникнуть в отношении «законодательства, которое нельзя не принять», например бюджета или потолка госдолга. Для их прохождения потребуется кооперация обеих палат Конгресса и администрации, а провал будет грозить серьезными внутриполитическими кризисами.

Ещё одной областью, где республиканцы уже давно жаждут проявить себя, является аудит всевозможных аспектов деятельности администрации Байдена. Помимо нашумевшего обещания повысить контроль над помощью Украине, они грозили расследовать вывод войск из Афганистана, создать отдельную комиссию для изучения политического и экономического влияния Китая внутри США, перепроверить правильность принятия решений во времена пандемии, а также разобраться с «политизацией» Министерства юстиций (рейдами против Дональда Трампа и наказанием участников штурма Капитолия).

Наконец, редкими областями сотрудничества между республиканским Конгрессом и демократической администрацией могут стать регулирование «IT-гигантов» и инвестиции в национальную добычу энергоресурсов. Республиканцы уже давно негодуют по поводу чрезмерной власти социальных сетей в вопросах модерирования контента, что может органично встроиться в намерения администрации по демонополизации сектора в целом. Во втором случае, хотя инвестиции в национальную энергетику противоречат зеленой повестке дня администрации, она может нехотя уступить республиканцам, для которых это является приоритетом, учитывая сложившиеся обстоятельства на мировом рынке.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше