banner

Визит Петра Порошенко в Берлин, несмотря на заявленный плановый характер, всё же не мог рассматриваться в отрыве от подготовки ко второму туру президентских выборов на Украине. Многие ожидали, что Ангела Меркель, как и Эммануэль Макрон, захочет встретиться и с Владимиром Зеленским. Однако канцлерин предпочла не торопить события, заявив, что пока ей удобнее вести переговоры с действующим украинским лидером.

Правительство ФРГ намерено продлить присутствие бундесвера в Мали еще на один год. Оппозиция считает, что формат миссий ООН и ЕС из-за своей малочисленности и ограниченности в средствах не может принести в африканскую страну мир и стабильность. Берлину важно поддержать французского партнера, сохранить статус «ответственного» государства и обозначить свое присутствие на африканском континенте.

Предвыборный визит Порошенко к Меркель

13 апреля в Берлине канцлер Ангела Меркель провела переговоры с президентом Украины Петром Порошенко. Встреча лидеров двух стран, 16-я по счёту, состоялась почти за неделю до второго тура президентских выборов на Украине. Также Порошенко провёл встречи с председателем ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр и с представителями партии «Зелёные» Несмотря на заявления Меркель и Порошенко о плановом характере визита, эксперты рассматривали его как попытку украинского лидера заручиться поддержкой европейских партнёров перед новым голосованием. После Берлина президенту Украины предстояло отправиться в Париж для встречи с Эммануэлем Макроном, который, в отличие от Меркель, принял решение провести короткие переговоры и с конкурентом Порошенко – Владимиром Зеленским.

Ангела Меркель, в свою очередь, предпочла ограничить своё общение только действующим украинским президентом. На пресс-конференции она обосновала свою позицию тем, что с господином Порошенко она уже находится в «постоянном контакте». В последний раз лидеры встречались на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале текущего года. Канцлерин отметила, что считает важным, что она с господином Порошенко находится в диалоге уже продолжительное время.

Несмотря на заявленный «плановый характер» визита, выступление Петра Порошенко на совместной пресс-конференции значительно превышало по длительности выступление канцлерин и по своей тональности больше походило на одно из его предвыборных выступлений. Украинский президент не скупился на комплименты в адрес канцлерин, одновременно подчеркивая успехи своей работы за последние годы:

«Немаловажно и то, что, Вы, госпожа Бундесканцлерин всё время держите руку на пульсе. Вы всегда наблюдаете за ситуацией на Украине. Это позиция друга и партнёра. Мы это очень ценим. […] Госпожа Бундесканцлерин могла в ходе своего визита 1 ноября прошлого года убедиться, что Украина за последние пять лет изменилась в лучшую сторону. Мы благодарим Вас за позитивную оценку этих перемен. Украина ясно показала, что намерена и способна укрепить наше сотрудничество с ЕС. Мы сделаем всё возможное, чтобы соответствовать критериям, которые в будущем предоставят нам возможность вернуться в европейскую семью».

Не обошлось без критики в адрес конкурента Владимира Зеленского. Здесь Пётр Порошенко также стремился приблизиться к Европе, в том числе и по актуальным политическим проблемам, указав на распространённость популизма:

«Мы можем наблюдать, как так называемые внесистемные политики добиваются успеха в европейских странах. Это не является особенностью Украины. […] Украинцы хотят увидеть дебаты перед вторым туром президентских выборов, чтобы не покупать “кота в мешке”, чтобы знать, кого они поддерживают, реального или виртуального кандидата».

Партнёры по коалиции из СДПГ дали неоднозначную оценку визиту Порошенко, усмотрев в нём не плановые переговоры, а часть предвыборной кампании действующего президента, пока уступающего, по опросам, своему конкуренту. В данных условиях Меркель следовало ориентироваться на пример Эммануэля Макрона, не отказавшегося от встречи с Владимиром Зеленским. Выразителем недовольства со стороны социал-демократов выступил спикер партии в Бундестаге по внешнеполитическим вопросам Нильс Шмид:

«Несмотря на то, что Зеленский не так известен нам в Германии, и мы до сих пор хорошо сотрудничали с Порошенко, Зеленский также известен как сторонник проевропейского курса Украины выступает за единство страны. Вместо того, чтобы следовать за президентской кампанией Порошенко под девизом “Я или Путин”, было бы лучше, если Меркель, как и президент Макрон, стремилась бы к равному диалогу с обоими кандидатами».

В очередной раз Ангела Меркель показала, что предпочитает не совершать резких манёвров во внешней политике, иногда позволяя событиям идти согласно собственным логике и темпу. Даже если шансы на победу Владимира Зеленского во втором туре достаточно высоки, это недостаточный повод для личной аудиенции в Берлине. Тем более, что конкуренту Петра Порошенко вполне хватило общения с французским лидером для демонстрации своей поддержки в Европе.

Дебаты в Бундестаге о присутствии бундесвера в Мали

11 апреля глава МИД ФРГ Хайко Маас провел два выступления перед депутатами Бундестага. Оба они касались европейского военного присутствия в Мали: миссии ЕС EUTM Mali и участия бундесвера в миссии MINUSMA ООН. Министр стремился убедить депутатов одобрить присутствие бундесвера в африканской стране, т.к. это позволит обеспечить условия для её безопасного развития.

В своих речах Маас часто ссылался на свой визит в Мали, совершенный им шесть недель назад. По его личным наблюдениям, несмотря на существующие проблемы, присутствие международного контингента, в котором немецкие военнослужащие являются вторыми по численности, позволяет предотвратить скатывание ситуации к неуправляемому хаосу с тысячами человеческих жизней. Тренировочная миссия EUTM позволила улучшить ситуацию с боеспособностью малийской армии.

Оппонировали Маасу представители «Альтернативы для Германии». Выступавший от АдГ Лотар Майер заявил, что в своём нынешнем виде военная миссия европейцев неэффективна, а её успехи весьма относительны:

«Цели данной миссии сформулированы слишком размыто. Они не подлежат проверке. Конец миссии не просматривается, а размер представленного там контингента, в особенности немецкого, явно недостаточен относительно тех ожиданий, которые сформировались вокруг него. 400 служащих, 400 солдат. Если вы в самом деле хотите обеспечить безопасность на территории 1,2 млн кв. км. с населением в 17 млн человек, то вам вместо 400 солдат понадобятся 40 000 и даже больше».

Скептицизм правых популистов поддержали и на противоположном фланге. Представительница левых Катрин Фоглер подтвердила реальное отсутствие прогресса в мирном урегулировании кризиса в Мали:

«Сегодня правительство просит продлить пребывание 1100 солдат бундесвера в рамках миссии MINUSMA в Мали. На это потребуется выделить сумму на 12 месяцев в размере около 314 млн евро – это почти в шесть раз больше, чем выделяет программа “Гражданская служба мира” (прим. Zivile Friedensdienst – программа, финансируемая правительством ФРГ, по предотвращению гражданских конфликтов) на все свои проекты. Но несмотря на соглашение 2015 г. Мали ещё дальше от стабильности, чем шестью годами ранее. Только в результате последних месяцев жертвами нападений стали 600 человек».

«Опасной и сложной» охарактеризовал миссию MINUSMA представитель СвДП Биджан Джир-Сарай (Bijan Djir-Sarai). Тем не менее, он отметил, что прогресс в стабилизации положения в Мали, даже если он очень небольшой, всё же существует. Депутат от «свободных демократов» также призвал немецкое правительство оказывать усилия не только по военной линии, но и усилить программы экономической помощи региону. Депутаты от партий, представляющих правящую коалицию, и «Зелёные» в целом одобрили продление мандата бундесвера.

На данный момент в Мали в рамках двух миссий несут службу 1100 немецких военнослужащих. Всего контингент ООН насчитывает 11 000 человек. Миссия в Мали считается одной из самых опасных для миротворцев. С момента её начала в 2013 г. погибло 180 военнослужащих, 15 из них – в 2019 г.

Внутри правящей коалиции консенсус вокруг продления участия бундесвера в операциях в Мали в целом достигнут, и это значит, что немецкие солдаты останутся в африканской стране ещё как минимум на год. Военное присутствие ФРГ в Мали соответствует представления действующего правительства об «ответственном» государстве, которое содействует мирному урегулированию в конфликтах по всему земному шару. Бундесвер оказывает значительную помощь Франции, военнослужащие которой активнее всего задействованы непосредственно в боевых действиях. Бундесвер выполняет преимущественно логистические функции, прикрывая тылы и тренируя малийскую армию. Действующего контингента, безусловно, недостаточно для стабилизации ситуации в Мали, однако его присутствие предотвращает волнообразную хаотизацию процессов и фиксирует европейский (и, до известной степени, немецкий) интерес на африканском континенте.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше