banner

18 декабря Конгресс официально завершил работу в этом году. На этот раз обошлось без традиционной рождественской драмы: не было ни серьезной угрозы бюджетного кризиса, ни внеочередных ночных голосований, законодатели не допустили дефолта и одобрили рекордное количество номинаций. Однако за подобной видимостью внутриполитической стабилизации скрываются серьезные проблемы Белого дома: важнейшие бюджетные вопросы были не решены, а перенесены на политически острый предвыборный период, ключевые реформы администрации оказались на грани срыва, а раскол демократической партии достиг уровня гражданской войны, которая может стоить демократам большинства в Сенате еще до промежуточных выборов.

Бюджетное перемирие

2 декабря, за день до надвигающегося «шатдауна», Палата представителей и вскоре после нее Сенат приняли резолюцию о продлении текущего уровня финансирования (continuing resolution) до 18 февраля 2022 года. Исход голосования до последнего оставался под вопросом из-за оппозиции республиканцев политике администрации по обязательному вакцинированию. Если в Палате представителей, где достаточно простого большинства, голосования по партийной линии оказалось достаточно, то в Сенате, где необходимо 60 голосов, оно стало возможным только после того, как недовольным республиканцам пообещали отдельно поставить на голосование законопроект, запрещающий выделение средств на надзор за выполнением обязательного вакцинирования. Выходом из ситуации стал политический фарс, позволивший всем сохранить лицо: законопроект был вынесен на голосование, что дало республиканцам возможность заявить о политической победе при том, что было заранее известно, что он не пройдет, так как в этот день два республиканца отсутствовали в Сенате, да и сам законопроект не был так важен, поскольку требование администрации уже успешно оспаривается через суды по всей стране.

При этом основные бюджетные споры еще впереди и достигнутый компромисс о продлении текущего уровня финансирования не означает исчезновения разногласий. В то время как администрация и поддерживающие ее демократы хотят включить в свой первый бюджет все знаковые политические приоритеты, республиканцы уже готовятся идти на промежуточные выборы с лозунгами о необходимости сокращения госрасходов и борьбе с инфляцией, а значит, чем ближе к выборам будет переноситься срок для принятия бюджета, тем выше будут ставки и вероятность бюджетного кризиса. Впрочем, противоречия по «гражданским» статьям расходов никак не отразились на военных тратах: оборонный бюджет был принят без промедления и сегодня ожидает подписания на столе президента.

Угроза дефолта отложена на год

Если к «шатдаунам» в США уже привыкли, то больше ажиотажа вызвало голосование по потолку госдолга. 15 декабря, согласно предупреждениям министра финансов Джанет Йеллен, истекали резервы Казначейства для реализации финансовых обязательств правительства США, и в отсутствие закона, повышающего верхний предел заимствований, страна была бы вынуждена объявить технический дефолт. В то время как никто в Вашингтоне не желал такого исхода, республиканцы, формально выступающие за бюджетную дисциплину (о которой они благополучно забывают, когда речь идет о снижении налогов или повышении оборонного бюджета), не могли позволить себе проголосовать за повышение потолка госдолга, особенно когда демократы были в состоянии сделать это и без них через процедуру бюджетного примирения.

Как и в случае с резолюцией о продлении бюджета, лидеры двух партий в Сенате Митч Макконнелл (респ., Теннесси) и Чак Шумер (дем., Нью-Йорк) спрятали достигнутый компромисс за ширму политического театра. Чтобы не заставлять республиканцев голосовать за политически опасную меру, Макконнелл поддержал единоразовое изменение процедуры повышения потолка госдолга, позволив ее принятие простым большинством голосов, вместо необходимых 60. В результате, 14 декабря голосованием по партийной линии в обеих палатах был принят законопроект, увеличивший верхний предел заимствований на 2,5 трлн долл. (с текущих 28,9 трлн долл.), чего, по словам Шумера, должно хватить, чтобы отложить данный вопрос на период после промежуточных выборов 2022 года.

Такая временная мера, однако, не решает долгосрочной проблемы. Механизм потолка госдолга давно утратил практический смысл и превратился в невынужденный повод для внутриполитического обострения, сопровождаемого реальной угрозой экономической дестабилизации. В этой связи в последнее время нарастают призывы, если не его отмены, для чего потребуется поправка к Конституции, то хотя бы реформы, которая может варьироваться от весьма радикальной (увеличение потолка до абсурдно высокой цифры) до вполне выполнимых (сопровождать каждое законодательство, связанное с госрасходами, пунктом об автоматическом повышении заимствований).

Послы в обмен на санкции

В последние часы работы Конгресса законодатели достигли еще один компромисс – по одобрению кандидатур на заполнение вакансий в органах исполнительной власти, большую часть которых составляют послы. Противостояние по данному вопросу началось еще в марте, когда сенатор Тед Круз (респ., Техас) заявил о блокировании ускоренной процедуры одобрения номинаций до тех пор, пока администрация не предпримет меры по ограничению работы «Северного потока-2». Данный метод законодательного шантажа не новый, но Круз довел его до беспрецедентных масштабов: если ранее протестующие сенаторы выбирали в качестве заложников 1-2 политических назначенцев, то Круз саботировал заполнение почти 40 вакансий на различные посты в Госдепартаменте, Министерстве финансов и USAID, включая своих бывших коллег (Джефф Флейк, Том Юдалл) и идеологических соратников (вдова сенатора Джона Маккена Синди Маккейн).

Первые признаки возможной договоренности между Тедом Крузом и Чаком Шумером появились в конце октября, когда законопроект с санкциями был включен в пакет из 25 поправок к оборонному бюджету. В случае принятия, поправка обязывала бы президента в течение 15 дней ввести санкции (отказ в выдаче визы и блокирование собственности) в отношении лиц, участвующих в планировании, строительстве и функционировании «Северного потока-2». Однако сенаторы саботировали голосование по поправкам, что сорвало реализацию сделки. Тогда Шумер пообещал отдельно вынести законопроект на голосование в Сенате до 14 января, после чего Тед Круз снял блокировку с 36 кандидатур, которые были поспешно одобрены Сенатом 18 декабря.

В отличие от поправки к оборонному бюджету, который нельзя не принять, прохождение данной меры в качестве отдельного законопроекта будет намного сложнее и оставляет администрации, до сих пор выступавшей против таких санкций, достаточно пространства для маневра, чтобы при желании этому помешать. Хотя в Сенате успех законопроекта весьма вероятен (особенно на фоне текущего обострения вокруг Украины), некоторые сенаторы, например, близкий соратник Байдена демократ из Делавэра Крис Кунс, уже заметили, что хотели бы увидеть в тексте исключения для Германии. При этом сделка с Крузом касается только Сената, после одобрения которого законопроект отправится в Палату представителей, где его судьба будет полностью зависеть от спикера Нэнси Пелоси, которая может просто не выносить законопроект на голосование.

В целом, казалось бы, миновавшая с принятием оборонного бюджета угроза санкций «Северному потоку-2» на этой неделе вернулась на повестку дня Конгресса, хоть и в менее угрожающем и более управляемом администрацией виде.

Джо Мэнчин против демократической партии

На фоне непривычно продуктивного межпартийного взаимодействия в последние дни работы Конгресса серьезно обострились противоречия внутри демократической партии. 19 декабря сенатор Джо Мэнчин (дем., Западная Вирджиния) заявил об отказе поддержать проект социальных реформ (Build Back Better Act), фактически не оставив шансов на принятие политической программы Джо Байдена в ближайшее время. Позиция Мэнчина была вполне ожидаема. После того как была принята первая часть инфраструктурной реформы отдельно от социальных реформ, ничто не заставляло сенатора от «красного» штата, где 88% электричества генерируется на угольных ТЭС и где в 2020 году 68,6% населения проголосовало за Трампа, поддерживать законопроект, содержащий ужесточение экологических требований, повышение налогов и расширение социальных программ.

Но удивительной оказалась форма, в которой Мэнчин сообщил о своем решении. Сделал он это в эфире поддерживающего республиканцев телеканала Fox News, предупредив администрацию менее чем за 30 минут до интервью (причем не лично, а через помощника) и отказавшись отвечать на незамедлительно последовавшие звонки из Белого дома. Застигнутая врасплох администрация ответила нехарактерно эмоциональным заявлением, в котором обвинила сенатора в предательстве лично Джо Байдена. Вместе с президентом на Мэнчина накинулись не только разъяренные «левые», но и руководство демократической партии, пригрозившее сделать все, чтобы у избирателей Западной Вирджинии не осталось сомнений в том, кто мешает повышению их уровня жизни.

В разгоревшийся костер масла подлили республиканцы. Со словами «у нас ему будет комфортнее» Митч Макконнелл пригласил Джо Мэнчина перейти в республиканскую партию, сенатор из Арканзаса Том Коттон пообещал принять демократа «с распростертыми объятиями», а Тед Круз признал, что в последнее время в частных беседах с Мэнчином не раз поднимал этот вопрос. Хотя такой вариант многие называют маловероятным, перспектива потери большинства в Сенате, а вместе с этим возможности определять повестку дня, не может не пугать демократов и администрацию, которая уже на следующий день после гневного заявления вернулась к обычной риторике о готовности договариваться с сенатором-бунтовщиком.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше