banner

Пока весь мир следил за перемещениями Нэнси Пелоси, в США кипела внутриполитическая жизнь. Неожиданный всплеск межпартийного сотрудничества в Сенате, существенные подвижки по реализации политической программы Байдена, снижение цен на бензин и сомнения в неизбежности рецессии принесли череду неожиданных побед администрации и заодно укрепили позиции демократов в преддверии промежуточных выборов.

Инвестиции в полупроводники и науку

На фоне взбудораженных поездкой Нэнси Пелоси антикитайских настроений в Вашингтоне 27 июля Сенат в порыве межпартийного единства принял CHIPS Act, который после нескольких лет обсуждений был одобрен 64 голосами «за» при 33 «против». Принятие законопроекта является серьёзной победой для администрации Байдена, которая назвала развитие собственного производства полупроводников вопросом национальной безопасности. Указывая на схожие инициативы в ЕС, Индии, Японии, Южной Корее и Китае, министр обороны Ллойд Остин и министр торговли Джина Раймондо заявили, что без необходимых экономических стимулов США рискуют проиграть в конкуренции за новые производства и увеличить зависимость от импорта микропроцессоров. 

“CHIPS and Science Act”, подписание которого намечено на 9 августа, предполагает выделение 280 млрд долл. на повышение конкурентоспособности и национальной безопасности США в области высоких технологий. Из них более 200 млрд. будут распределены между государственными ведомствами для проведения широкого спектра научных исследований и разработок, а порядка 80 млрд пойдут на прямые субсидии (54 млрд) и налоговые льготы (24 млрд) для развития сетей 5G и поощрения производства полупроводников на территории США (что и дало название законопроекту: Creating helpful incentives to produce semiconductors – CHIPS). Конкретная разбивка средств между ведомствами стала предметом напряжённых дебатов в последние месяцы. Завершились они с небольшим перевесом в пользу демократов Палаты представителей, существенной победой которых стало включение в CHIPS Act положений о финансировании инноваций в области защиты окружающей среды (67 млрд долл.). Помимо этого, 81 млрд долл. получит Национальный фонд науки, 11 млрд Министерство торговли и 4 млрд Национальный институт стандартов и технологий.

Несмотря на повсеместное согласие с необходимостью инвестиций в науку и национальное производство микропроцессоров, дополнительную срочность чему добавило текущее обострение вокруг Тайваня, принятие законопроекта не было бесспорным. Против CHIPS Act, хоть и по разным причинам, выступили правые (либертарианские) и левые (прогрессистские) группы и законодатели, создавая до сих пор не наблюдавшуюся коалицию. Первые (например, Heritage Foundation и финансируемая семьей Кох организация Americans for Prosperity) раскритиковали законопроект за нарушение принципов свободной конкуренции и внедрение практики госплана. Среди вторых наиболее критическую позицию занял Берни Сандерс (незав., Вермонт), отметивший, что государство, раздавая средства корпорациям, которые уже получают многомиллиардные прибыли, неверно распределяет приоритеты. «Я не припомню, чтобы люди – а я много езжу по всей стране – говорили: Берни, возвращайся назад и сделай то, что надо, дай этим корпорациям с сумасшедшими прибылями, которые платят возмутительные бонусы своим управляющим директорам, миллиарды и миллиарды долларов», – заявил Сандерс. «Чем ты беднее, тем больше ты сейчас страдаешь. Даже люди среднего достатка испытывают серьезные трудности. Я никак не могу понять, почему мы хотим взять деньги у них и раздать их богатым», – поддержал его сенатор-республиканец Майк Ли (Юта).

Инвестиции в зеленую энергетику и налоговая реформа

Ещё одним подарком для Байдена стало возвращение на повестку дня экологического блока реформ. 27 июля сразу после успешного голосования в Сенате по CHIPS Act Джо Мэнчин (дем., Западная Вирджиния) объявил о своей поддержке «Акта по снижению инфляции» (Inflation Reduction Act) – переименованного под стать общественным настроениям пакета “Build Back Better”. Данный законопроект категорически не поддерживается республиканцами, поэтому его придётся принимать через процедуру «бюджетного согласования», для чего необходима поддержка всех 50 демократов в Сенате, в том числе двух наиболее скептически настроенных: представляющего угольный штат Джо Мэнчина и «красную» Аризону Кирстен Синемы.

Чтобы добиться согласия Мэнчина, демократам пришлось удовлетворить два ключевых требования сенатора: сделать законопроект бюджетно-нейтральным (доходы в бюджет от предполагаемых реформ должны превышать расходы) и сократить удар по «неэкологичным» отраслям. Для удовлетворения первого требования сенатора из законопроекта были вычеркнуты все социальные инициативы, в результате чего ценник билля упал с порядка 1,4 трлн до 400 млрд.

Данные расходы планируется компенсировать доходами от поправок в налоговый кодекс, которые отменяют ряд льгот для крупного бизнеса и финансистов. Во-первых, будет установлен минимальный налог для корпораций (с годовыми доходами более 1 млрд долл.) в 15% от доходов, указанных в корпоративной отчётности. Здесь важен именно последний пункт, так как он закроет лазейку, позволявшую ТНК декларировать разные показатели доходов в целях уплаты налогов в США (эффективная ставка корпоративного налога  в последние годы составила менее 10%) и в корпоративной отчётности (где высокий показатель прибыльности способствует росту стоимости акций). Во-вторых, будет увеличено финансирование налоговой службы (Internal Revenue Service – IRS) с целью укрепления надзорных функций ведомства. Хроническое недофинансирование IRS привело к тому, что ведомство стало отказываться от более ресурсоёмкого аудита налогов, выплаченных корпорациями и богатыми американцами, в пользу более простых проверок налоговых деклараций среднего класса, что, в свою очередь, позволило первым безнаказанно пользоваться всевозможными уловками при подаче деклараций. Наконец, законопроект закроет лазейку для руководителей финансовых фондов (т.н. «carried interest loophole»), позволявшую им декларировать доходы не как личные (по ставке 37%), а как доходы с капитала (20%) при условии, что они не выводят эти средства из фонда в течение 3 лет. Это, впрочем, ещё может быть исключено, учитывая оппозицию данной мере со стороны Кирстен Синемы.

Помимо налоговой реформы, повысить доходы планируется за счёт страховых компаний посредством разрешения государственной системе здравоохранение Medicade и Medicare торговаться по цене на лекарства, выписываемые по рецепту (сегодня государство должно возмещать полную стоимость таких лекарств, определяемую страховыми компаниями).

Достижению компромисса по второму требованию Мэнчина способствовал энергетический кризис, в ходе которого фактор экологичности уступил место важности увеличения национальной добычи энергоресурсов. В частности, новый законопроект, в отличие от предыдущей версии, предполагает финансирование не только возобновляемой энергетики и водородного топлива, но и атомной энергии, а также всех видов ископаемого топлива. Также не исключается ослабление введенного Байденом в первые дни президентства моратория на выдачу новых лицензий на добычу на федеральных землях.

Принятие данного законопроекта, который станет первой в истории США серьёзной инвестицией в «зеленую энергетику» и первым за последние десятилетия ужесточением налогообложения корпораций и финансового сектора, весьма вероятно, но пока не гарантировано. В то время как воодушевлённые «левые» после полного отчаяния последних месяцев готовы согласиться на синицу в руках (экологический блок), нежели ждать журавля в небе (социальные реформы), неясной остается позиция Кирстен Синемы. Также законопроекту еще предстоит пройти через т.н. “Bird Bath” – проверку на соответствие строгим правилам процедуры бюджетного согласования.

Экономическая рецессия в США?

Законодательным успехам администрации чуть было не помешала публикация данных по экономике, однако здесь в пользу Байдена сыграли развернувшиеся в США дебаты об определении понятия «рецессия», чему способствовала разнонаправленная динамика различных показателей.

28 июля Бюро экономического анализа Министерства торговли официально зафиксировало снижение ВВП на 0,9% во втором квартале, что после 1,6-процентного сокращения в первом квартале, согласно классическому определению, означает, что американская экономика вступила в рецессию. При этом Федеральный резервный банк Атланты уже прогнозирует 2-процентный рост в третьем квартале. Индекс потребительских цен в июне продолжил расти (до 9,1%), но цены на бензин снижаются пять недель подряд (с более 5 долл. до почти 4 долл. за галлон). Рост зарплат находится на исторических максимумах (6,7%) и продолжает ускоряться, но индекс потребительской уверенности снижается три месяца подряд (43% американцев считают, что в следующие 12 месяцев их экономическое положение ухудшится по сравнению с 13% в апреле). Несмотря на то что Федрезерв продолжает агрессивно повышать базовую ставку, средняя ставка по ипотеке уже две недели снижается (хотя текущий уровень в 4,99% по-прежнему значительно выше прошлогоднего в 2,77%). Безработица сохраняется на самом низком за последние 50 лет уровне (3,6%), но растущее число компаний, в том числе крупнейшие работодатели Amazon и Walmart, объявляют о планируемых массовых сокращениях.

В результате никто не может понять, что на самом деле происходит с американской экономикой. Палитра мнений достаточно пёстрая: «не может быть, что экономика сокращается с такими показателями по остальным параметрам» (Джером Пауэлл, глава ФРС), «это рецессия, просто очень странная» (Wall Street Journal), «с 1948 года всегда после двух последовательных кварталов снижения ВВП впоследствии объявлялась рецессия» (Роберт Барро, профессор экономики в Гарвардском университете), «мы пока не в рецессии, но риски таковой повышаются» (S&P Global Market Intelligence).

Как бы то ни было, споры вокруг рецессии, наложившиеся на ощутимое снижение цены на бензин и перспектива госинвестиций в частный сектор сгладили негативный эффект от публикуемой статистики, дав администрации по крайней мере временную передышку, а демократам – надежду на промежуточных выборах.

Последствия для ноябрьских выборов

Дополнительные положительные сигналы для демократов поступают с праймериз. На прошедшей неделе настоящей сенсацией стало голосование в Канзасе, где, помимо выбора кандидатов от партий, избирателям было предложено проголосовать за внесение поправки в конституцию штата, которая запретила бы аборты. Это был первый подобный эксперимент после решения Верховного суда, ставший лакмусовой бумажкой электорального поведения в новых условиях после отмены “Roe v. Wade”. Вывода получилось два. Во-первых, вопрос абортов обладает существенным мобилизационным потенциалом: явка увеличилась на 60% по сравнению с 2018 годом, а порядка 150 тыс. человек (20%)  – проголосовали только по вопросу абортов, но не за кандидата. А во-вторых, даже в такой вотчине республиканцев как Канзас уверенную победу (59% к 41%) одержало «право женщины на выбор», то есть повестка демократов.

Другими менее очевидными факторами являются последовательные победы на республиканских праймериз наиболее радикальных кандидатов, поддержанных Дональдом Трампом. Получающие большинство голосов среди республиканского электората благодаря мотивированным сторонникам бывшего президента, в ноябре они могут показаться менее предпочтительными в сравнении с более традиционным кандидатом от демократической партии. По крайней мере, такого мнения придерживаются в Комитете демократической партии по выборам в Конгресс, который вмешивается в республиканские праймериз и тратит сотни тысяч долларов на продвижение по всей стране наиболее одиозных кандидатов. Либо такая «вызывающая беспокойство», «циничная», «очень опасная», «ужасная», «фундаментально рискованная» стратегия сработает и демократам удастся развернуть ситуацию, либо в январе 2023 года в Конгрессе окажется масса крайне радикальных законодателей, а на руководящих постах в ключевых штатах – люди, готовые пересмотреть результаты следующих президентских выборов.

Пока, впрочем, ситуация начала сдвигаться в пользу демократов. Прогноз агентства по электоральной статистике “Fivethirtyeight” по Сенату, отдавая предпочтение республиканцам в начале июня, сегодня называет более вероятным контроль верхней палаты демократами (59 шансов из 100). В Палате представителей победа демократов по-прежнему оценивается как маловероятная, однако после решения Верховного суда преимущество республиканцев стало постепенно сокращаться.

 

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше