banner

В среду участники коалиционных переговоров представили соглашение, которое определит курс нового правительства. Во внешней политике Берлина появятся новые акценты, но сохранится основное содержание.

24 ноября Социал-демократическая партия Германии, «Зелёные» и Свободная демократическая партия Германии представили коалиционный договор. Седьмой раздел документа озаглавлен «Ответственность Германии за Европу и мир» и посвящен будущей внешней политике ФРГ. Это примирительный текст между более прагматичным подходом СДПГ и идеалистическим настроем «Зелёных» и СвДП, которые менее реалистично выстраивают свои идеалы вокруг либеральных ценностей, борьбы с изменением климата и правозащитной тематики. В новом правительстве канцлером станет кандидат от победившей на выборах СДПГ Олаф Шольц, а пост министра иностранных дел займет сопредседатель «Зелёных» Анналена Бербок. Ожидается, что она будет формировать внешнюю политику страны на основе трёх парадигм.

Во-первых, это будет западно-ориентированная внешняя политика. Образование и опыт работы Бербок связаны прежде всего с Великобританией и структурами Европейского союза, а в отношении незападных стран, прежде всего России и Китая, сопредседатель «Зелёных» всегда выступала за более жесткий курс. «Новая глава МИДа, Бербок, училась в Лондоне и побывала в США, остальной мир она ещё не знает. Будет с ним знакомиться», — считает немецкий политолог Александр Рар.

Во-вторых, под руководством «Зелёных» внешняя политика Германии станет значительно более «климатической». Вопросы экологии в целом занимают центральное место во всём коалиционном договоре — слово «климат» встречается в документе на 54 раза чаще, чем «Германия». С одной стороны, партнеры по коалиции высказываются за «международное устойчивое развитие». С другой – в документе заметно, что в климатической внешней политике приоритет будет отдаваться «Зелёной сделке» ЕС и Трансатлантическому партнерству. Климат может стать как шансом для инклюзивного сотрудничества, так и новым камнем преткновения и темой для обвинений противников.

В-третьих, «Зелёные» добились закрепления в документе термина «феминистская внешняя политика» (Feminist Foreign Policy), в рамках которой Германия планирует увеличить «представительство женщин на международных руководящих должностях». Это понятие «Зелёные» переняли от шведского МИДа, где программа поддержки женщин во внешней политике проводится с 2014 года. Однако в договоре не указано, какие конкретно цели ставит перед собой правительство и как будет их достигать. Поэтому «феминистская внешняя политика» рискует остаться красивым слоганом, на основе которого Анналена Бербок будет поддерживать свой имидж в качестве первой в истории Германии женщины на этом посту, компенсируя отсутствие правительственного опыта и неубедительное участие в предвыборной гонке.

Тем не менее основу внешней политики определяет не министр, а канцлер. Олаф Шольц, который воспринимается в качестве продолжателя курса Меркель, сохранит преемственность с предыдущим правительством по ключевым вопросам.

Это уже заметно в новом коалиционном договоре. Многие формулировки документа не сильно отличаются от договорённостей, которые были достигнуты в последние месяцы работы Меркель на посту канцлера. Укрепление автономного и самостоятельного Европейского союза на основе франко-германского тандема — центральная тема прощального визита Меркель в Париж. Опора на трансатлантическое сотрудничество уходящий канцлер подтвердила в ходе американо-германских переговоров с Джо Байденом на полях cаммита «Большой двадцатки» в Риме. Отношения нового правительства с Китаем будут основываться на двухкомпонентном подходе, который Меркель предложила разработать на июньском саммите НАТО и включить в него как соперничество, так и партнерство. Турция, как отметила Меркель в Стамбуле в октябре, сохранит значение важного соседа ЕС и партнёра в НАТО, несмотря на ценностные расхождения двух стран.

Неоднозначно в соглашении описана политика Берлина по отношению к России. «Содержательные и стабильные отношения с Россией» — важная цель нового правительства во внешней политике. Этому может способствовать сотрудничество в отдельных вопросах (водородная энергетика, климат, здравоохранение). Тем не менее в тексте прямо сказано, что Берлин поддерживает Киев в «восстановлении территориальной целостности» и считает «неприемлемым вмешательство России во внутренние дела Беларуси для поддержки Лукашенко». Новое правительство критикует Москву по внутриполитическим вопросам и обязуется поддерживать российское гражданское общество. Для этого партнёры по коалиции рассматривают введение безвизового режима для россиян моложе 25 лет.

Прописанные в коалиционном договоре формулировки по отношению к России гораздо больше похожи на текст предвыборной программы социал-демократов, нежели двух других партий. Это даёт шанс на то, что отношения с Москвой будут прерогативой канцлера из СДПГ, а не министра иностранных дел от «Зелёных». Планируемая Олафом Шольцем новая «восточная политика» в духе Вилли Брандта не приведет к кардинальному пересмотру отношений с Москвой, но может сохранить сотрудничество по взаимовыгодным направлениям и снизить напряжённость, которую нередко за последние годы искусственно повышали «Зелёные».

Другой важный вопрос — насколько изменится подход по отношению к Москве со стороны «Зелёных» после прихода к власти. Политикам в оппозиции легче критиковать и очернять недружественные страны для поддержания собственного имиджа, нежели лицам, занимающим высокопоставленные министерские должности. Недавно «Зелёные» выступили против новых санкций США по отношению к Северному потоку-2. «Мы не понимаем, что это за дружба, когда вводятся санкции за сделки с третьей стороной. Газопровод был и остаётся ошибочным решением. Но это решение Германии, а не США», — заявил депутат в бундестаге от «Зелёных» Омид Нурипур. Некоторые эксперты восприняли это как «метаморфозу на пути из оппозиции в правительство».

На ближайшие четыре года внешняя политика может нередко становиться предметом споров между прагматичным и готовым к компромиссам канцлером и более прямо и резко настроенным министром. В связи с этим напрашивается вопрос: могут ли внешнеполитические недопонимания стать причиной распада правящей коалиции. Судя по тому, насколько мало внимания уделяли международной повестке дня в ходе предвыборной гонки, коалиционных переговоров и даже сейчас после публикации соглашения, недопонимания по внешнеполитическим вопросам относятся к наименее вероятным проблемам, способным спровоцировать внутриполитический кризис.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше