banner

Первая рабочая неделя администрации Байдена, обещавшего «возвращение к нормальности», была связана с высокими ожиданиями. На первый взгляд, ожидания оправдались: были возвращены ежедневные брифинги, политика декларировалась в многостраничных «стратегиях», а не в твитах, а заявления официальных лиц, как писали американские СМИ, «стали глотком свежего воздуха и строились на фактах, а не возмутительных домыслах». В результате, первые шаги Байдена получили весьма высокую оценку в опросах общественного мнения. На практике же амбициозные планы администрации по обозначенным главой аппарата Белого дома Роном Клайном «четырем пересекающимся кризисам», столкнувшись с реальностью, были дополнены нюансами, значительно сокращающими их реальное действие.

Борьба с изменением климата

Одним из главных обещаний Байдена было превращение экологии в «центральный фактор в процессе внешнеполитического планирования, дипломатии и национальной безопасности». Выполняя обещание, Байден в первый же день запустил процесс восстановления участия США в Парижском соглашении по климату. Громкое и ответственное решение пока носит формальный характер, и администрации еще предстоит наполнить его конкретным содержанием: планами о реализации поставленных в соглашении целей и выполнением обязательств, взятых Бараком Обамой, по выделению 2 трлн долл. в Фонд зеленого климата, для чего потребуется согласие Конгресса.

При всей радикальности разворота курса по вопросу экологии, форма его реализации сохранила черты предыдущей администрации. Так, решение отозвать лицензию на строительство трубопровода Keystone XL вновь продемонстрировало пренебрежительное отношение США к северному соседу. Хотя отзыв лицензии ожидался, в Оттаве рассчитывали, что это будет сделано в более вежливой форме, например после проведения хотя бы символических предварительных консультаций. Кроме этого, в риторике по экологии сохранился сильный элемент заботы о рабочем классе, который Трамп использовал как обоснование выхода из Парижского соглашения. В частности, выступление Джона Керри, который будет заниматься международным сотрудничеством по климату, предваряло заявление Джины Маккарти, советника по национальной политике в области экологии, в котором она, апеллируя к понятию «экологическая справедливость», пообещала, что 40% выделяемых средств пойдут на создание «зеленых» рабочих мест в наиболее нуждающихся регионах.

Однако даже по такому приоритетному вопросу администрация не пошла против интересов корпораций. Вместо обещанного моратория на добычу полезных ископаемых на федеральных землях, выдача новых лицензий была «поставлена на паузу». Такая половинчатая мера продемонстрировала чуткость новой команды к интересам «нефтяного лобби» и юго-западным штатам. Сейчас официальная формулировка гласит, что окончательное решение будет принято после «изучения» вопроса и, нельзя исключать, что старые лицензии отменены не будут, а выдача новых возобновится с дополнительными условиями, например, по повышению экологических стандартов при добыче.

Возвращение Америки на мировую арену

Основным направлением разворота внешнеполитического курса заявлялся отказ от политики «Америка первая» и возвращение в международные институты и соглашения. Помимо Парижского соглашения, в первый день президентства Байден отменил решение Трампа о выходе из Всемирной организации здравоохранения. Как заявил назначенный представителем США в этой организации Энтони Фаучи, на практике это означает, что Вашингтон незамедлительно восстанавливает финансирование, присоединяется к текущим программам ВОЗ (в первую очередь, к программе вакцинирования COVAX), а также прекращает проводимое Трампом сокращение американского персонала при организации.

На этом возвращение США в международные институты пока остановилось. Между тем, на повестке дня стоят вопросы членства США в Совете по правам человека и ЮНЕСКО, в отношении которых уже раздаются призывы связать возвращение с требованиями по реформе этих институтов, то есть фактически продолжить политику Трампа. Также, несмотря на прокатившуюся в свое время волну возмущения, пока не отменены санкции в отношении членов Международного уголовного суда, и обещания «внимательно изучить» этот вопрос администрация сопроводила повторением претензий Трампа относительно возбужденных МУС расследований в отношении американских военных.

Помимо международных институтов, Байден обещал возвращение США в международные договоры. Одним из первых внешнеполитических действий администрации стала подготовка к продлению СНВ-3. После серии дипломатических контактов 27 января президенты России и США подтвердили намерение сохранить договор на максимально возможный срок – 5 лет. При этом неопределенной остается судьба Договора по открытому небу и «ядерной сделке» с Ираном. Хотя Байден в ноябре осудил решение Трампа о выходе из ДОН, его восстановление будет связано с крайне трудоемкой задачей по мобилизации Сената или поиска юридических путей обхода Конгресса, что пока не входит в приоритеты администрации. Столь же политически трудоемкой задачей станет реанимация СВПД и, как отметил в среду новый госсекретарь Энтони Блинкен, США «пока очень далеки» от этого.

Стратегия по борьбе с коронавирусом

Лейтмотивом предвыборной кампании Байдена была критика «неадекватного» ответа администрации Трампа на пандемию. Однако, получив возможность принимать решения, администрация Байдена, с некоторыми косметическими поправками, фактически продолжила предыдущий курс. Громкие заявления («100 миллионов вакцин за первые 100 дней» или «каждый желающий сможет вакцинироваться до начала весны») натолкнулись на реалии федерального устройства и децентрализованной системы здравоохранения США. Так, указ Байдена об обязательном ношении масок ограничился «государственными учреждениями» – единственными, на что распространяется власть президента. Обещание более эффективного проведения вакцинации столкнулось с проблемой невозможности учета местоположения вакцин, распределенных между различными медицинскими центрами и частными клиниками. Планы в разы нарастить количество доз ограничиваются производственными мощностями неподвластных государству частных компаний Moderna и Pfizer, и сейчас реализация этого обещания во многом будет зависеть от результатов испытаний третьей вакцины Johnson&Johnson, завершение которых ожидается не раньше апреля.

В таких условиях администрация за последнюю неделю была вынуждена пересмотреть ожидаемые сроки вакцинации 300 млн человек (именно столько, как утверждают эксперты, необходимо для выработки группового иммунитета) с весны на конец лета – начало осени, а Байден признал, что «ничто не сможет изменить траекторию пандемии» в ближайшее время. В результате даже пребывающие в эйфории от возвращения «взрослых» американские СМИ и эксперты призвали Байдена действовать более решительно и перестать перекладывать вину на Трампа.

Преодоление экономического спада

Первые действия администрации Байдена в экономической сфере отметились тремя ключевыми инициативами. Еще до инаугурации был представлен 1,9-триллионный пакет помощи, включающий, среди прочего, единоразовые выплаты, продление пособий по безработице и поддержку местных правительств. В то время как демократы могут принять этот законопроект незамедлительно без республиканцев (используя процедуру «budget reconciliation»), пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что Байден предпочитает межпартийный подход, а значит не только сумма экономического стимула может быть снижена, но и сроки принятия могут быть значительно отодвинуты.

Вторым знаковым шагом в области экономики стала инициатива «Покупай американское». Представленная как популистская мера по поддержке американских рабочих, данная инициатива, по мнению экспертов, будет иметь минимальные последствия для производственных цепочек. В частности, она распространяется только на госзакупки, где еще с 1930-х годов действуют правила о приоритете национальных производителей, а также содержит очень мягкие требования по определению страны происхождения товара (например, если товар был собран в США из импортных частей, он считается американским).

Наконец, администрация заявила, что выполнит давнее обещание по повышению минимальной оплаты труда до 15 долл. в час с установленных еще в 2009 году 7,25 долл. В то время как Берни Сандерс, получивший пост председателя сенатского комитета по бюджету, назвал это «моральным императивом» и пообещал сделать все возможное, чтобы инициатива была реализована в кратчайшие сроки, подписанный Байденом указ ограничивается поручением «принять необходимые меры», а внесенный демократами законопроект предусматривает лишь постепенное увеличение МРОТ к 2025 году.

По каким стандартам оценивать администрацию Байдена?

Критикуя ограниченный характер первых шагов администрации Байдена, необходимо оговориться, что профильные министры, ответственные за реализацию данных инициатив, только входят в курс дел, а сам характер ответственного профессионального руководства страной не подразумевает быстрых и простых решений для обозначенных Роном Клайном «четырех кризисов». Однако, как справедливо заметили на этой неделе прогрессивные СМИ, многое зависит от того, по каким стандартам оценивать деятельность администрации. Сегодня страна неизбежно сравнивает Байдена с Трампом, и поэтому само возвращение к нормальному порядку уже воспринимается как превышение ожиданий. Со временем ощущение перманентного хаоса предыдущей администрации развеется и тогда элиты США, минимально затронутые текущим кризисом, будут оценивать деятельность администрации по стандартам Обамы: положительные оценки будет получать инкрементальное движение в правильном направлении, даже если оно будет лишено радикальных качественных улучшений в жизни страны. Проблема же заключается в том, что в условиях углубления социального раскола все большее количество американцев, разочаровавшихся в «американской мечте», хотят видеть в Байдене нового Франклина Делано Рузвельта, который в первые 100 дней президентства добился от Конгресса принятия 15 масштабных законопроектов по преодолению последствий Великой депрессии. В администрации Байдена, повесившего на самом видном месте Овального кабинета портрет 32-го президента США, очевидно, это понимают. Но 30 президентских указов, принятых с оглядкой на интересы корпораций и легко отменяемых следующим президентом, явно не соответствуют столь необходимым сегодня стандартам Рузвельта.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше