Реагируя на намерение Пекина ужесточить давление на Гонконг, Госдепартамент США 27 мая сообщил о пересмотре особого статуса данной территории с точки зрения американского законодательства. Хотя Вашингтон заверил, что таким образом стремится надавить на Пекин и постарается сократить негативные последствия для Гонконга, эксперты, в целом, согласились, что сама угроза отмены преференциальных отношений станет еще одним фактором размежевания двух экономик, которое, к тому же, грозит распространиться на финансовую сферу.
На прошедшей в отношениях неделе США пошли на дальнейшее обострение отношений с Китаем. 27 мая Госдепартамент официально информировал Конгресс о том, что «Гонконг более не имеет оснований рассчитывать на особый подход в американском законодательстве в том виде, какой предполагало американское законодательство в отношении Гонконга до 1997 года». За этой бюрократической формулировкой скрывается ответ администрации Дональда Трампа на намерение КНР принять закон о национальной безопасности Гонконга, который, с точки зрения Вашингтона, подрывает принцип «одна страна, две системы» и, следовательно, лишает Гонконг права претендовать на отличные от других городов Китая отношения с США.
Преференциальные отношения между США и Гонконгом заложены в законе 1992 года, который предполагал особый статус для данной территории с точки зрения американского законодательства после ее передачи Китаю в 1997 году. Одним из компонентов такого статуса стало предоставление экономических преференций, что являлось залогом превращения Гонконга в один из мировых финансовых центров, используемого как Китаем для привлечения иностранных инвестиций, так и западными компаниями в качестве плацдарма для выхода на китайский рынок.
На фоне масштабных протестов в Гонконге Конгресс в ноябре прошлого года внес поправки в данный закон, привязав особый статус к степени автономности территории от Китая. В этой связи госсекретарь был обязан как минимум раз в год отчитываться перед законодателями о «влиянии эрозии автономии Гонконга» на его особые отношений с США. Первый такой отчет должен был быть предоставлен до 31 марта. Тем не менее, Госдепартамент, ссылаясь на поступающие из Китая «тревожные сигналы», отложил вынесение решения. Неделю назад сигналы превратились в реальные действия, когда вопрос о принятии закона о национальной безопасности был включен в повестку дня Всекитайского собрания народных представителей. «За последние две недели Пекин начал действовать более решительно. […] Скорость развития событий увеличилась, поэтому и мы тоже поторопились с публикацией отчета», – объяснил 27 мая помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Дэвид Стилвелл.
На практике решение Госдепартамента не влечет автоматической отмены особых отношений с Гонконгом. Если ноябрьское решение Конгресса вложило в руки администрации топор, чтобы отрубить Гонконг от американского рынка, то отчет Госдепартамента этот топор занес. Теперь же Дональд Трамп должен решить, по чему именно и с какой скоростью наносить удар. Спектр возможных действий администрации достаточно широк и, помимо собственно отмены преференциального статуса, может включать персональные санкции в отношении китайских чиновников, распространение тарифов на торговлю с Гонконгом, запрет на передачу чувствительных технологий, отказ от упрощенной выдачи виз.
Вместо того, чтобы рубить с плеча, администрация может начать постепенное сокращение «привилегий» Гонконга, считает Джуд Бланшетт, специалист по Китаю в Центре стратегических и международных исследований. Эту версию косвенно подтвердил и Стилвелл. Категорически отказываясь предвосхищать решение президента, которое может быть принято уже до конца недели, он, тем не менее, отметил, что дальнейшие действия будут максимально таргетированными, чтобы принудить китайское руководство изменить политику в отношении Гонконга. При этом Стилвелл признал, что шансы на то, что Пекин откажется от текущего курса, крайне низки, однако угрозы могут заставить Китай с большей осторожностью подходить к реализации закона на практике.
Какие бы шаги ни последовали, уже сама угроза отмены особого статуса станет еще одним фактором происходящего размежевания экономик. «Вы увидите постепенный уход компаний, у которых есть региональные представительства в Гонконге, потому что сейчас все понимают, что текущая ситуация не обеспечивает стабильности в долгосрочной перспективе», – отметил Иан Бреммер, руководитель аналитического агентства «Eurasia Group». С ним соглашается Джуд Бланшетт:
«Это бомба, заложенная под и без того разрушающуюся конструкцию, что в очередной раз демонстрирует быстрый рост взрывоопасных элементов в двусторонних отношениях, детали которых уже никто не берется предсказывать. Это понимают компании и инвесторы: никто сейчас не может сказать, из какого именно разлома вылетят черные лебеди».
Данной динамике будет способствовать позиция Китая, для экономики которого особый статус Гонконга более не является столь уж ценным активом, считает Тим Саммерс, старший научный сотрудник Королевского института международных отношений Chatham House. В 1997 году на Гонконг приходилось 18% китайского ВВП, теперь же этот показатель не превышает 2-3%. «Поставьте это в контекст объемов торговли Китая и увидите, насколько это незначительно. Если президент Трамп и решит ограничить преференции, то пострадает Гонконг, в то время как для Китая кардинально ничего не изменится». С таким подходом не согласен Джордж Магнус, ассоциированный сотрудник Центра по изучению Китая Оксфордского университета. По его мнению, Гонконг, имеющий собственную валюту, привязанную к американскому доллару, является «ключевым проводником иностранного капитала на китайский фондовый рынок»:
«Это окно в мир для финансовой системы Китая и окно в Китай для финансов всего мира».
В этом плане, продолжает эксперт, любые действия США в отношении Гонконга будут являться, прежде всего, ударом по китайской финансовой системе, что, в свою очередь, откроет новый фронт в противостоянии между двумя странами, которого ранее старались избегать.