Участие Дональда Трампа в саммите «группы двадцати» обошлось без эксцессов, свойственных появлению американского президента на международных форумах. В заключительной декларации лидеры ведущих экономик, как и в прошлый раз, учли особую позицию США по вопросам экологии, отказались от осуждения протекционизма, а также согласились с необходимостью реформы ВТО. Поддержанная Вашингтоном инициатива Японии по запуску диалога по регулированию потоков информации натолкнулась на оппозицию в лице Индии, Индонезии и ЮАР, сославшихся на то, что предлагаемый режим учитывает интересы крупных технологических компаний развитых государств в ущерб более слабому IT-сектору развивающихся стран.
Столь ожидаемая встреча Дональда Трампа с Си Цзиньпином закончилась очередным перемирием, и лидеры, согласившись на ряд встречных уступок, решили вернуться за стол переговоров. Однако первоначальный оптимизм, с которым была встречена эта новость, постепенно рассеялся: за исключением точечных и, как оказалось, трудновыполнимых обещаний, стороны предпочли не касаться ключевых противоречий, которые и привели к майскому кризису.
Саммит «группы двадцати»
Для американских СМИ состоявшийся 28-29 июня в Осаке саммит лидеров государств, представляющих 85% мировой экономики, являлся не более чем фоном для двусторонних встреч Дональда Трампа. В редких комментариях, посвящённых самому мероприятию, саммит получил сдержанно-оптимистические оценки. «Успех в принятии заключительного коммюнике показал, что “группа двадцати” постепенно учится справляться с деструктивным влиянием президента США Дональда Трампа, но за это приходится платить и принимать слабые соглашения, которые ни к чему не обязывают лидеров государств», – написала в субботу газета Financial Times.
Как и на предыдущем саммите, заключительная декларация учла «особую» позицию американской администрации по свободе торговли и вопросу климата. В то время как все лидеры подписались под общей целью по продвижению «сильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного (экономического) роста», в декларации уже во второй раз отсутствовал некогда ключевой для «двадцатки» принцип недопустимости протекционизма в торговле. Более того, впервые была отмечена «комплементарная роль двусторонних и региональных соглашений по свободной торговле». Курс на реформирование Всемирной торговой организации, провозглашенный на предыдущем саммите, в этот раз был несколько конкретизирован. Так, участники сделали акцент на необходимости реформы механизма по разрешению споров, который находился на грани кризиса в свете отказа США разблокировать назначение членов Апелляционного органа. Всё это, в целом, соответствовало основным требованиям американской делегации. Единственным завуалированным упрёком в адрес США стала поддержка на саммите коммюнике министров финансов и глав центробанков, подписанное 9 июня, в котором одним из рисков для глобального роста были названы «торговые противоречия».
Ещё накануне саммита наибольшие споры ожидались по вопросу экологии. 26 июня президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что не подпишет заключительного документа, если в нём не будет чёткой позиции по борьбе с изменением климата. Бросая прямой вызов США, он заметил: «Если кто-то откажется это подписывать, это их дело. Но мы все должны поддержать нашу общую цель». Трамп на этот раз воздержался от публичных нападок на французского лидера, но попытался в ходе саммита ослабить единство, о котором говорил Макрон, и убедить глав Саудовской Аравии, Бразилии, Австралии и Турции поддержать более слабые формулировки по экологии. В результате, была использована формула прошлого саммита «19+1»: после слов о «необратимости» и обязательности «полного выполнения» Парижского соглашения был добавлен пункт о том, что «Соединённые Штаты подтверждают своё решение выйти из Парижского соглашения, поскольку оно ставит американских рабочих и налогоплательщиков в невыгодное положение».
Наметились противоречия и по такому новому для «двадцатки» вопросу как международное регулирование информационного пространства. Ещё в январе японский премьер-министр Синдзо Абэ пообещал, что саммит в Осаке войдёт в историю благодаря запуску международного диалога по регулированию трансграничных потоков данных. Однако его предложение построить дискуссию вокруг тезиса «свободные потоки информации в условиях доверия» (Data Free Flow with Trust – DFFT) не было поддержано рядом развивающихся государств, и Индия, Индонезия и ЮАР отказались подписать Декларацию по цифровой экономике, призванную запустить т.н. «Осакский трэк». Как объяснил министр торговли и промышленности Индии Пиюш Гоял, развивающиеся страны отстают в вопросах цифровой торговли, поэтому им требуется «своевременная поддержка в создании цифровой инфраструктуры», что «позволило бы всем странам в равной степени выигрывать от свободных потоков информации».
Торговое перемирие между США и Китаем
Главная же интрига «двадцатки», с точки американских СМИ, была связана со встречей Дональда Трампа с главой КНР Си Цзиньпином. После того как торговые переговоры в начале мая зашли в тупик, американская администрация продолжила эскалацию угроз. За прошедшие полтора месяца США ввели серьёзные ограничения на китайскую компанию Huawei, а также начали подготовку к введению тарифов на весь объём китайского экспорта. На этом фоне судьба торговых отношений между ведущими экономиками мира вновь оказалась в заложниках личной встречи двух лидеров.
Как и предсказывали многие аналитики, переговоры завершились перемирием. Дональд Трамп отказался от введения новых тарифов и пообещал снять некоторые ограничения с Huawei. Си Цзиньпин, по словам Трампа, пока не подтверждённым официальным Пекином, обязался нарастить закупки сельхозпродукции. В результате обе стороны согласились вернуться за стол переговоров. На первый взгляд, такой результат был более чем удовлетворительным, доказательством чему послужили новые рекордные показатели американских фондовых рынков. Однако при более детальном рассмотрении стороны, скорее, согласились остаться в тупике, нежели искать из него выход.
Во-первых, вся ситуация почти полностью повторяет декабрьские события, когда под угрозой увеличения тарифов Китай согласился на начало переговоров, сделав при этом несколько жестов доброй воли, в том числе в отношении американских фермеров. Однако, когда дело дошло до переноса устных обещаний на бумагу, Пекин отказался от наиболее важных для США пунктов о системных реформах, что и привело к майскому кризису. Пока что никаких признаков качественных изменений не видно, а значит, нельзя исключать повторения этой ситуации. Даже наоборот, если ранее Вашингтон поставил сроки для достижения хотя бы предварительного соглашения, что продемонстрировало нацеленность на достижение результата, то теперь ни о каких конкретных временных рамках речи не идёт.
Во-вторых, до сих пор остаются непонятны детали данных двумя лидерами обещаний. Обязательство Китая нарастить импорт американских с/х товаров, как указывают аналитики, хоть и может привести к ряду отдельных крупных закупок, не будет означать снятия барьеров на китайском рынке для американских аграриев. А именно это обещала администрация Трампа, призывая фермеров «потерпеть».
Ещё больше вопросов вызывало заявление американского президента в отношении китайского технологического гиганта Huawei. 15 мая Белый дом внёс эту компанию в «чёрный список» за «деятельность, подрывающую национальную безопасность США». На практике это означало, что американским компаниям-поставщикам оборудования для Huawei потребуется специальное разрешение властей. Это противоречивое решение стало серьёзным ударом как по китайской компании, которой предсказывали остановку производства в течение 12 месяцев, так и по технологическому сектору США, который только в 2018 году получил заказы от Huawei на 11 млрд долл.. В таких условиях не удивительно, что вопрос о Huawei поднимался на встрече двух лидеров, после которой американский президент написал:
«По просьбе наших IT-компаний и президента Си я согласился разрешить китайской компании Huawei покупать продукты, которые не затрагивают нашу национальную безопасность».
Поскольку борьба с китайскими технологическими компаниями несколько обособлена от «торговой войны» и ведётся в контексте «национальной безопасности», эта уступка спровоцировала особенно острую реакцию законодателей из обеих партий, которые обвинили президента в неспособности защитить национальные интересы и пообещали в случае послаблений в отношении Huawei заменить (легко отменяемый) президентский указ на (практически вечный) закон. Такие угрозы заставили администрацию смягчить тон обещания, и советник президента по экономике Ларри Кадлоу 30 июня заверил, что речь идёт только об «обычных товарах», «которые находятся в свободном доступе по всему миру»: «Мы сейчас просто немного ослабим хватку, может быть, Министерство торговли выдаст пару лишних лицензий». А на следующий день сотрудники министерства получили инструкцию продолжать рассматривать вопрос предоставления лицензий на сделки с Huawei с учётом того, что компания находится в «чёрном списке», то есть «применять принцип презумпции запрета».
Наконец, не была устранена сама причина провала торговых переговоров: в заявлениях официальных лиц по итогам встречи отсутствовали какие-либо намёки на обсуждение таких вопросов как увеличение доступа американских компаний на китайский рынок, защита прав собственности, отказ Пекина от государственных субсидий и т.п. Если в декабре Пекин не исключил возможности таких структурных реформ, к которым призывает Вашингтон, то теперь об этом даже не упоминалось. Более того, 4 июля представитель Министерства торговли КНР добавил к этому новый потенциальный камень преткновения и заявил, что соглашение будет невозможно без отмены всех уже введённых тарифов, что идёт в разрез с позицией администрации. Как заметил в марте Дональд Трамп, «(тарифы) будут действовать ещё довольно долго, потому что мы хотим быть уверены, что, если соглашение будет заключено, Китай будет его выполнять».
«Это всё напоминает канал [на котором показывают классику кино]: мы всё это уже видели и, наверняка, ещё не раз увидим, – прокомментировал результаты встречи старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Билл Райнш. – Да, конечно, сегодня все рады: тарифов не будет, рынки подскочили, катастрофы удалось избежать. Но всё это превращается в какую-то затянувшуюся безвыходную ситуацию. Перемирие, как вы знаете, это не решение. Поэтому я думаю, что (Дональд Трамп) неизбежно столкнется с необходимостью сделать выбор: либо заключить слабую сделку, либо продолжить эскалацию, и тогда уже удар по потребителю будет действительно серьёзным».