18 мая в Сочи прошли переговоры канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента России Владимира Путина. Встреча лидеров двух стран подвела итог «российской недели» немецкой дипломатии, начавшейся с поездок в Россию главы МИД ФРГ Хайко Мааса и министра экономики ФРГ Петера Альтмайера.
В отличие от переговоров на уровне глав внешнеполитических ведомств, встреча Меркель и Путина прошла в дружелюбной атмосфере. Сторонам удалось договориться по большинству вопросов, и многие немецкие аналитики осторожно предположили, что худшее в российско-немецких отношениях уже позади. В России эксперты придерживаются более сдержанной позиции, полагая, что значительных корректив внешнеполитического курса Берлина ждать не стоит. Москве необходимо выстраивать свои отношения с Германией таким образом, чтобы минимизировать влияние на них трансатлантических связей ФРГ.
На саммите ЕС – Западные Балканы в Софии участники обсуждали не столько региональную проблематику, сколько были заняты выработкой единой позиции ЕС по иранской ядерной сделке. Обычно несговорчивые европейцы, как старые, так и новые, на этот раз проявили показательное единодушие. Представители всех 28 стран выступили за сохранение соглашения с Ираном. Что касается расширения ЕС в Западных Балканах, то на итоговой пресс-конференции Ангела Меркель заметила, что никаких решений на этот счет в ходе саммита принято не было, но «все страны региона имеют ясную перспективу вступления в Европейский союз». Впрочем, от конкретной информации по срокам канцлерин предпочла уклониться.
Переговоры Ангелы Меркель и Владимира Путина в Сочи
18 мая в Сочи прошли переговоры канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента России Владимира Путина. Встреча лидеров двух стран подвела итог «российской недели» немецкой дипломатии, начавшейся с поездок в Россию главы МИД ФРГ Хайко Мааса и министра экономики ФРГ Петера Альтмайера.
В отличие от переговоров на уровне глав внешнеполитических ведомств, встреча Меркель и Путина прошла в дружелюбной атмосфере. Оба лидера пребывали в хорошем расположении духа. Владимир Путин встретил немецкую гостью на пороге резиденции «Бочаров Ручей» и вручил канцлерин букет цветов, чем раздосадовал издание Bild, усмотревшее в этом гендерную дискриминацию и попытку оскорбления. Впрочем, гораздо больше Меркель удивили не цветы, а Дмитрий Медведев, с которым она неожиданно встретилась на пороге сочинской резиденции. Только что завершивший работу по согласованию нового кабинета, российский премьер-министр выразил готовность сотрудничать с немецкой стороной. Канцлерин, столкнувшись с множеством проблем при формировании своего правительства, могла лишь удивиться оперативности кадровых перемен в Кремле.
Основными темами для переговоров стали не только российско-немецкие отношения, но и широкий круг вопросов мировой политики: кризисы на Украине и в Сирии, вопрос сохранения иранской ядерной сделки. На совместной пресс-конференции Путин и Меркель в целом продемонстрировали здесь единство позиций. Так, по Украине стороны выразили готовность продолжить работу в нормандском формате и высказались за необходимость подготовки новой встречи на высшем уровне в его рамках. Кроме того, Москва и Берлин подтвердили приверженность иранской ядерной сделке. Сохраняются сложности вокруг Сирии, где Меркель раскритиковала Указ №10 правительства Башара Асада, согласно которому люди теряют право на владение своей недвижимостью в САР, если до определенного срока не заявят о праве собственности.
В сфере двухсторонних отношений самым главным достижением переговоров можно считать подтверждение намерения двух стран завершить реализацию проекта «Северный поток-2». Ранее сообщалось, что Дональд Трамп на последних переговорах с Меркель в Вашингтоне требовал от ФРГ отказаться от газопровода из России в обмен на отмену пошлин на сталь и алюминий. На пресс-конференции после переговоров в Сочи Меркель подтвердила экономическую значимость «Северного потока-2» и гарантии Москвы на продолжение транзита по украинскому маршруту. Владимир Путин увязал противодействие проекту со стороны США с экономическими интересами Вашингтона и подвел здесь определенную черту, заявив, что Москва готова бороться за этот проект.
Позитивный тон переговоров позволил многим экспертам и журналистам сделать осторожный вывод о том, что худшее в российско-немецких отношениях уже позади. При этом, по мнению наблюдателей из ФРГ, заслуги Москвы в этом почти нет. Как утверждает Кристофер Хоффманн из Spiegel, Владимиру Путину повезло с международной конъектурой, которая сближает позиции России и ФРГ. Выход США из иранской ядерной сделки и назревающая торговая война между союзниками по трансатлантическому партнерству размывают единство Запада, заставляя Берлин искать поддержки у тех сил, с которыми возможен конструктивный и предметный диалог. С учетом особой роли Москвы в ключевых международных кризисах, в разрешении которых участвует также и Берлин, Меркель на переговорах в Сочи поневоле оказалась в положении просителя.
По мнению Миодрага Зорича из DW, одним из проигравших по итогам сочинских переговоров стал Киев. Формально Россия согласилась на сохранение транзита газа через Украину, однако нет ясности, кем будут определяться его базовые параметры. Вероятно, Киеву придется вести с Москвой отдельные переговоры по этому вопросу при посредничестве ФРГ или ЕС. Примечательно, что накануне сочинской встречи в FAZ появилась статья украинского президента Петра Порошенко, в которой он называет «Северный поток-2» «исторической ошибкой», которую Германия может совершить в ближайшее время. Апеллируя к авторитету первого немецкого канцлера Конрада Аденауэра, Порошенко призвал Берлин отказаться от инвестиций в «разрушение Европы» и, вместо этого, модернизировать украинский газопровод. С украинским президентом солидарен и редактор FAZ Бертольд Колер, считающий, что Москва равнодушна к энергетической безопасности в Европе и проектом «Северный поток-2» стремится, в первую очередь, ослабить «свободный Запад». Впрочем, и он признал, что инициатива на сочинских переговорах была на стороне Путина.
В отличие от немецких СМИ, выразивших осторожный оптимизм по началу нормализации российско-немецких отношений, эксперты из России смотрят на перспективы двухсторонних связей между двумя странами более сдержанно. Так, Федор Лукьянов не верит в возможность существенной коррекции Берлином своего внешнеполитического курса из-за глубокой ориентированности немецких элит на трансатлантические связи. При этом ФРГ не заинтересована в ослаблении единства ЕС, тогда как резкое улучшение отношений с Россией вызовет противодействие со стороны Польши и прибалтийских государств. Мало надежды на восточную политику немецких социал-демократов – личность Хайко Мааса демонстрирует, что новое поколение СДПГ подходит к наследию Вилли Брандта крайне избирательно. Что касается «Альтернативы для Германии», то этой партии еще предстоит набраться политического опыта, и до определенного момента (самое ранее – до следующих парламентских выборов) она будет довольствоваться статусом главной оппозиционной силы в Германии, не имея возможности принимать решения на государственном уровне.
Действительно, завершение «российской недели» германской дипломатии на высокой ноте не должно давать повода для завышенных ожиданий. Вероятно, Москве и Берлину удалось временно остановить резко негативный тренд последних месяцев в отношениях между двумя странами. Во многом эта стало возможным вследствие внешних вызовов и агрессивных действий со стороны США, а не из-за самоценного стремления России и ФРГ привести в порядок испортившиеся отношения. Несмотря на то, что и Меркель, и Путин на пресс-конференции подчеркивали независимый характер российско-немецких связей, в этот раз игнорировать американский фактор было невозможно.
России необходимо выстраивать свои отношения с Германией таким образом, чтобы минимизировать влияние на них трансатлантических связей ФРГ. При нынешней ситуации Берлин, даже сталкиваясь с прямыми оскорблениями из-за океана, продолжает оглядываться на западного партнера, словно ожидая, что морок Трампа вот-вот спадет. Для обретения немецким истэблишментом полноценного стратегического видения в духе Аденауэра или Брандта понадобится значительное время. До этого момента Россия не должна ставить Германию в ситуацию открытого выбора между Евроатлантикой и Евразией. Опираясь на устоявшиеся экономические связи и взаимодействие на уровне гражданского общества, необходимо выстраивать образ России как надежного и открытого партнера, предоставляющего безграничные возможности для немецкого бизнеса. Актуальная с недавних пор проблема формирования российского лобби в США в полной мере справедлива и для ФРГ, несмотря на очевидную разницу в специфике двух стран.
Саммит ЕС – Западные Балканы в Софии
17 мая в Софии прошел саммит ЕС – Западные Балканы. В мероприятии приняли участие представители всех 28 стран, входящих в Европейский союз, а также представители 6 государств балканского региона – Сербии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии (БЮРМ) и Косово. Германию на саммите представляла канцлер Ангела Меркель. Организованный по инициативе Болгарии саммит был призван ускорить процесс принятия в ЕС балканских государств, в первую очередь Сербии и Черногории, которые могут стать частью объединенной Европы уже в 2025 г.
Несмотря на заявленные цели, региональная европейская проблематика отошла на второй план перед актуальной необходимостью ЕС выработать скоординированную позицию по выходу США из иранской ядерной сделки. Обычно несговорчивые европейцы, как старые, так и новые, на этот раз проявили показательное единодушие. Представители всех 28 стран выступили за сохранение соглашения с Ираном. В поддержку курса европейской дипломатии, а также позиции Германии, Франции и Великобритании, выступили и такие традиционные сторонники действий Вашингтона, как Польша и страны Прибалтики.
Что касается расширения ЕС в Западных Балканах, то на итоговой пресс-конференцииАнгела Меркель заметила, что никаких решений на этот счет в ходе саммита принято не было, но «все страны региона имеют ясную перспективу вступления в Европейский союз». Впрочем, когда журналист задал вопрос о конкретных сроках вступления отдельных государств региона в ЕС, канцлерин предпочла уйти от прямого ответа, опровергнув даже 2025 год как вероятный временной ориентир в этом процессе. Меркель отметила, что в регионе сохраняется множество проблем – от взаимного признания государствами своих границ до соблюдения принципа верховенства закона. ЕС уже имеет негативный опыт с Хорватией и Словений, которые до сих пор не уладили вопрос о собственных границах, и никто в Брюсселе не хочет его повторять.
В итоговом документе саммита – Софийской декларации – также отсутствует конкретика по расширению ЕС. Страны региона в документе обозначаются как «партнеры», а не государства, очевидно, с учетом косовского прецедента и особой позиции страдающей от сепаратизма Испании. В основном документ носит характер декларации о намерениях, поддерживая евроинтеграционные устремления Западных Балкан. Предполагается углубить экономическое взаимодействие, увеличить инвестиции в инфраструктурные проекты, расширить межкультурные связи за счет программы Erasmus и т.п.
Осторожность Меркель в западнобалканском вопросе снова стала поводом для её критики. По мнению экспертов, регион в последние годы испытывает нарастающее влияние со стороны России и Китая. Промедление в процессе его евроинтеграции еще больше отдалит его от Брюсселя. Впрочем, с предусмотрительной позицией Меркель солидарен президент Франции Эммануэль Макрон, который заявил, что дальнейшее расширение ЕС невозможно, пока не будут предоставлены соответствующие гарантии. Регион накопил множество проблем, и закрыть на них глаза, как это было ранее в случае с Болгарией или Румынией, не получится.