Американо-германские противоречия и скандал на саммите «Группы семи»
8 июня в канадском Квебеке прошел очередной саммит «Группы семи». Встреча лидеров «семерки» сопровождалась скандалами, которые позволили многим наблюдателям говорить о новом формате саммита: G6+1 (шесть стран плюс США). После саммита Дональд Трамп раскритиковал в своем твиттере по очереди Канаду, Германию и Францию. Фотография, запечатлевшая Ангелу Меркель и Дональда Трампа как непримиримых оппонентов, по общему мнению, стала символическим воплощением духа саммита.
Руководство ФРГ планировало использовать формат «семерки» для очередной попытки нормализовать отношения с США, но проблемы начались еще до начала саммита. Незадолго до открытия встречи Трамп неожиданно высказался за возвращение формата «Группы восьми», призывая возобновить участие России в работе группы. Меркель пришлось оппонировать американскому лидеру, объясняя, что участие Москвы во встречах «семерки» невозможно до тех пор, пока не будет достигнут прогресс в урегулировании Украинского кризиса. Ее позицию поддержали Эммануэль Макрон, Тереза Мэй и Джастин Трюдо. Итальянский премьер-министр Джузеппе Конте, поддержавший Трампа, оказался в меньшинстве.
Эксперты, которые предсказывали, что канадский саммит завершится без подписания итогового коммюнике, оказались правы. Как и ожидалось, сумятицу внес американский лидер, отозвавший свою подпись под финальным документом уже с борта своего самолета по пути в Сингапур. Поводом для такой реакции стала критика американских пошлин Джастином Трюдо. Однако в последовавших сообщениях в твиттере досталось и Берлину. Трамп напомнил Германии о невыполнении финансовой дисциплины в рамках НАТО, несколько занизив реальные цифры процентов ВВП ФРГ, выделяемых на оборону:
“Германия платит в НАТО едва 1% ВВП, тогда как мы платим 4% нашего ВВП, значительно большего. Верит ли кто-то, что это имеет смысл? Мы защищаем Европу (что хорошо) ценой больших финансовых потерь, а затем терпим несправедливые убытки в торговле. Грядут перемены!”
Ответная реакция германских официальных лиц и прессы представляла собой уже привычное сочетание растерянности и недоумения, в отдельных случаях переходящих в открытое раздражение. Ангела Меркель охарактеризовала поведение Трампа как «отрезвляющее и немного удручающее». Глава МИД ФРГ Хайко Маас отметил в своем твиттере, что «одним сообщением в твиттере можно в одночасье подорвать большое доверие».
Из респектабельных немецких СМИ наиболее жестко высказалась Süddeutsche Zeitung, призвавшая Меркель отказаться от любых попыток наладить отношения с действующей американской администрацией. По мнению издания, Трамп остается абсолютно недоговороспособным. Германии остается укреплять механизмы ЕС и усилить взаимодействие с Францией, в том числе и в таких международных форматах как «Группа семи».
Несмотря на отзыв американской подписи, правительство ФРГ заявило о своей приверженности итоговому коммюнике, подготовленному после саммита. Германия продолжает инерционное движение в устоявшейся парадигме единства Запада даже при отходе от неё ключевого игрока. В равной степени это является следствием отсутствия проработанных альтернатив и преимущественно ценностным характером современной немецкой внешней политики.
Избрание ФРГ непостоянным членом Совбеза ООН
7 июня в Генеральной Ассамблее ООН состоялись выборы непостоянных членов Совета Безопасности. За кандидатуру Германии было отдано 184 из 193 голосов при необходимом минимуме в 129 (две трети стран-членов ООН). Таким образом, ФРГ в шестой раз в своей истории будет представлена в Совбезе – или в седьмой, если считать однократное членство ГДР. В последний раз представитель ФРГ присутствовал в Совбезе с 2011 по 2012 год. Вместе с Германией кресла непостоянных членов получили Бельгия, Индонезия, Доминиканская Республика и ЮАР.
Борьба за место в Совбезе ООН была важным проектом немецкой дипломатии. Последние полгода представители немецкого внешнеполитического ведомства стремились обеспечить Германии широкую поддержку как среди крупнейших мировых держав, так и у африканских государств, обладающих большим количество голосов в ООН. Очевидно, усилия Берлина возымели свой эффект.
При этом кандидатура Германии оказалась фактически безальтернативной. Кроме ФРГ на два места от стран Западной Европы претендовала только Бельгия. Израиль – наиболее вероятный конкурент Берлина – взял самоотвод своей заявки за несколько недель до голосования, чем значительно облегчил задачу немецким лоббистам.
Наряду с удовлетворением, которое выразили немецкие официальные лица, возникла дискуссия о том, как Германия может использовать свое место в Совбезе, чтобы оказывать влияние на мировую политику. В основном все рекомендации указывают на необходимость проведения европейскими государствами скоординированной политики для противодействия угрозам со стороны России, Китая и США. Проблема единой Европы, таким образом, перенеслась и на институты ООН. По мнению издания Tagesspiel, единственным ответом на лозунг «Америка прежде всего» может быть «объединенная Европа». В интервью Frankfurter Allgemeinen Sonntagszeitung Ангела Меркель заявила, что одним из базовых направлений работы ФРГ в Совбезе ООН станет тесное взаимодействие с Францией – единственным европейским государством (после Брексита), имеющим право вето.
По-прежнему актуальной задачей для германских политиков остается реформа ООН, которая предоставила бы ФРГ место постоянного члена Совбеза ООН, наряду с Японией, Бразилией и Индией. Внешнеполитические эксперты из СвДП отметили, что Германия давно заслужила это место: как ответственное государство и один из крупнейших финансовых доноров ООН. Эти тезисы разделяют и среди немецкого руководства.
Безусловно, присутствие Германии в Совбезе открывает новые перспективы для реализации ее внешнеполитического курса. В первую очередь, это касается гуманитарных и экономических проектов. У Берлина появилась еще одна площадка, где он может проявлять свою «ответственность», которую многие ожидают.
В то же время пространство для инициатив в Совбезе будет ограничено как правом вето постоянных членов, так и спецификой текущего расклада сил в мировой политике. Эффективность работы немецких представителей будет определяться их способностью действовать в связке с Францией. Здесь успехи будут зависеть от особенностей реформирования ЕС франко-немецким тандемом. Противоречия внутри Европы будут отражаться на работе ООН и наоборот. Парижу предстоит в одиночку отстаивать интересы ЕС и Германии перед США, Китаем, Россией и Великобританией.
Новые переговоры в Минском формате в Берлине
Вечером 11 июня в Берлине состоялись переговоры нормандской четверки на уровне глав министров иностранных дел. В переговорах приняли участие Сергей Лавров, Хайко Маас, Жан-Ив Ле Дриан и Павел Климкин. Встреча в немецкой столице стала первой в данном формате за последние 16 месяцев.
Существенного изменения позиций участников нормандской четверки в ходе переговоров не произошло. Вопрос о миротворцах, наиболее актуальный на данный момент, так и остался на стадии обсуждения формата миссии. Москва и Киев сохраняют противоположные взгляды на будущее участия ООН в конфликте, выступая за ограниченную миссию по охране наблюдателей ОБСЕ или обширный миротворческий контингент на всей территории ЛДНР (в первую очередь, на границе непризнанных республик и России) соответственно. Германии и Франции не удалось их сблизить или обозначить свою поддержку какому-то конкретному варианту.
Несмотря на отсутствие явного прогресса, германский МИД записал организацию берлинской встречи в свой актив. Удалось достигнуть определенных успехов в гуманитарной сфере, где важным показателем стали телефонные переговоры Владимира Путина и Петра Порошенко. Германия и Франция анонсировали предоставление новых технических решений для разминирования прифронтовых областей. Наконец, Хайко Маас подчеркнул важность самого факта состоявшейся встречи, которая хотя бы формально сдвинула мирный процесс с мертвой точки.
Берлинская встреча оставила множество вопросов о будущем конфликта на Юго-Востоке Украины. Стороны в очередной раз обозначили свои позиции, но не предложили механизмов преодоления противоречий. Однако прошедшая встреча может уже считаться успешной, если её итоги предотвратили возможную эскалацию конфликта в дни Чемпионата мира по футболу в России.