banner

1 сентября МИД ФРГ опубликовал новые основные направления (Leitlinien) работы в Индо-тихоокеанском регионе под заголовком «Германия – Европа – Азия. Создавая XXI век вместе». Документ представляет собой изложение целей и задач, которые ставит перед собой немецкая дипломатия в регионе. Представленный текст свидетельствует о желании ФРГ нарастить своё присутствие в географически удаленном для себя, однако, несмотря на это, весьма важном регионе.

В предисловии к документу за авторством главы МИД ФРГ Хайко Мааса отмечается, что за последние годы значение Индо-Тихоокеанского региона для мировой политики и экономики возросло. Именно здесь американо-китайское соперничество развивается наиболее интенсивно. Министр отметил, что Германия, как крупная торговая держава и приверженец «мирового порядка, основанного на правилах» не намерена ограничивать свою роль в регионе статусом наблюдателя. Тем более, когда у ФРГ уже сложились многочисленные связи со странами региона, обусловленные экономическими и политическими интересами.

В документе указано, что Индо-Тихоокеанский регион станет ключевым для формирования международного порядка в XXI век. Признавая определенную терминологическую размытость, авторы доклада определяют Индо-тихоокеанский регион как пространство, ограниченное Индийским и Тихим океаном – место конкуренции разных стратегий и местонахождение глобальных производственно-сбытовых цепочек.

Среди ключевых интересов Германии в регионе, которые представили авторы документа, в основном обозначены традиционные для германской дипломатии понятия как сохранение мира и безопасности, защита окружающей среды и поддержка свободной торговли. Ряд других положений можно считать до известной степени специфичными.

В первую очередь, это касается диверсификации и углубления отношений со странами Индо-тихоокеанского региона. Несмотря на то, что в контексте данного пункта авторы избегали прямого упоминания Китая, очевидно, что речь идет, прежде всего, о необходимости «разбавить» германо-китайские отношения усилением коммуникации с другими государствами. На данный момент на КНР приходится более половины немецкого импорта в Индо-тихоокеанский регион, что можно считать недостаточным использованием его потенциала. Подчеркивается, что особое внимание должно быть уделено, прежде всего, «демократическим» странам региона.

Другим направленным на Китай пунктом документа можно считать отказ от однополярности и биполярности в выстраивании международных отношений в регионе. По мнению авторов документа, «ни одна страна не должна оказываться перед выбором между двумя сторонами» и попадать в одностороннюю зависимость.

Сравнительно новым пунктом, однако вполне соответствующим духу времени, можно считать «обеспечение доступа к достоверной информации». Социальные медиа признаны авторами документа эффективным инструментом внешней политики. В то же время, «авторитарные акторы» используют средства коммуникации для распространения недостоверной информации и манипулирования гражданским обществом. Немецкое правительство предполагает усилить свои инструменты по распространению «достоверной информации». Одним из них являются курсы подготовки журналистов Deutsche Welle и другие ресурсы медиаконцерна. Ожидается, что региональные центры немецкой культуры будут содействовать распространению «достоверной» информации о Германии.

Большое внимание в документе уделяется региональным интеграционным объединениям. Авторы с сожалением признают, что многочисленные и разнообразные с точки зрения политического устройства государства Индо-тихоокеанского региона пока не достигли больших успехов в формировании интеграционных структур. Единственной работоспособной региональной организацией немецкие дипломаты признают АСЕАН, с которой предполагается усилить сотрудничество как на национальном уровне, так и на уровне ЕС. Одним из важных направлений немецкой внешней политики здесь будет содействие укреплению внутрирегионального сотрудничества. При этом планируется, что немецкая дипломатия будет стремится синхронизировать свои действия с программами сотрудничества ЕС в регионе.

Новые направления внешней политики ФРГ в Индо-Тихоокеанском регионе отражают стремление Берлина выступать в качестве активного международного игрока на глобальном уровне. Представленные в документы цели, задачи и методы германской дипломатии призваны укрепить позиции немецкого бизнеса в регионе, прежде всего, за счет усиления его присутствия в средних и малых государствах, и обеспечить безопасность транспортных коридоров, ведущих к европейскому континенту.

Несмотря на то, что документ вынужден считаться с важным значением Китая как торгово-экономического партнера ФРГ, тезисы о необходимости «диверсификации» связей с регионом, а также развернутые отсылки к проблематике соблюдения прав человека и свободной торговли свидетельствуют о желании Берлина сформировать выгодные для себя отношения с другими региональными центрами. Примечательно само использование термина «Индо-Тихоокеанский регион», введенного в оборот сравнительно недавно при подаче американских политологов и направленного на сдерживание Китая.

Важной чертой анонсированной политики ФРГ в Индо-Тихоокеанском регионе является её комплексность и системность. Заявленные инструменты сотрудничества затрагивают экономику, социальную сферу, науку, культуру и СМИ. Продвижение интересов немецкого бизнеса предполагается вести одновременно с популяризацией немецкого языка, привлечением в ФРГ квалифицированных специалистов из региона и выстраиванием надежных морских и сухопутных маршрутов до Европы. Это позволяет говорить о том, что в Берлине придают большое значение укреплению немецких позиций в Юго-Восточной Азии.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше