Переговоры Ангелы Меркель и Владимира Путина в Мезеберге оказались в центре внимания СМИ и экспертного сообщества. Несмотря на накопившиеся противоречия, Москва и Берлин нашли решимость обсудить широкий спектр вопросов: от Сирии и Украины до «Северного потока-2» и экономических санкций. Многие заговорили о новом этапе российско-германских отношений. Однако, реальных основания для подобного оптимизма не так много. В лучшем случае, стороны продемонстрировали здоровый прагматизм. Реальные итоги переговоров будет возможно оценить после введения нового пакета американских санкций, направленного против «Северного потока-2», или после очередной встречи «Нормандской четверки».
На фоне дебатов в ХДС о возможном альянсе с Левыми на востоке Германии Ангела Меркель совершила поездку в Саксонию. Канцлерин встретилась с местным руководством ХДС и попыталась воодушевить однопартийцев. Признав ошибки, допущенные в миграционной политике в 2015 году, Меркель подтвердила свое нежелание сотрудничать с Левыми и, тем более, АдГ. ХДС придется серьезно поработать над собственным рейтингом в восточных землях, чтобы выдержать проверку выборами 2019 года.
Переговоры Ангелы Меркель и Владимира Путина в Мезеберге
18 августа в резиденции федерального канцлера в Мезеберге (Бранденбург) состоялись переговоры Владимира Путина и Ангелы Меркель. Встреча продолжалась более трех часов. Это первые двухсторонние переговоры лидеров России и ФРГ на территории Германии за последние четыре года.
Несмотря на то, что переговоры прошли за закрытыми дверями, примерный перечень обсуждаемых тем был озвучен представителями России и Германии еще накануне встречи и практически полностью подтвердился в ходе заявлений для прессы перед началом переговоров. Во время разговора двух лидеров предполагалось сверить позиции по основным международным проблемам, в решении которых активно участвуют Москва и Берлин: сирийскому и украинскому кризисам, иранской ядерной сделке, режиму экономических санкций. Было анонсировано и обсуждение вопросов двухсторонних отношений, экономического сотрудничества.
Переговоры в Мезеберге вызвали активное обсуждение в СМИ и экспертном сообществе. «Прагматизм» был, пожалуй, наиболее часто встречающимся словом в многочисленных обзорах и статьях. Имея различные позиции по целому ряду вопросов, Германия и Россия, тем не менее, смогли сформировать конструктивное дискуссионное пространство с множеством точек соприкосновения. По мнению эксперта DGAP Штефана Майстера, переговоры в Мезеберге обозначили новый этап российско-немецких отношений, подведя черту под периодом, начавшимся с событий украинского кризиса. Как отмечает Майстер, если в последние годы динамика отношений Москвы и Берлина в значительной степени определялась дискуссией вокруг конфликта на востоке Украины, то теперь стороны нашли в себе силы расширить рамки диалога.
Так произошло, например, с сирийским конфликтом. Степень и форма вовлеченности в него России и ФРГ различна. Однако, исходя из заявлений перед переговорами Меркель и Путина, именно этой теме предстояло стать одной из основных. Высказываются предположения, что Москва, инициируя начало полноформатных восстановительных работ на освобожденных сирийских территориях и привлекая к ним немецкие деньги, предлагает Берлину возможность облегчить миграционную нагрузку. Речь идет, в первую очередь, не о беженцах, уже оказавшихся в ФРГ, а о сирийских гражданах в Турции и Иоардании, содержание которых во многом обеспечивается немецким правительством. В то же время, для Меркель остается важным политическое будущее САР, увязанное с вопросом проведения выборов и уходом Башара Асада.
Еще одним заключением наблюдателей за переговорами стало признание того факта, что Путин и Меркель, несмотря на серьезные различия в своих политических взглядах, являются друг для друга удобными партнерами для переговоров. Ряд немецких изданий проследили историю встреч двух лидеров, начиная с 2006 года, и пришли к выводу, что их взаимоотношения смогли сохранить высокий уровень доверия вопреки многим негативным факторам. Отчасти этому поспособствовали отсутствие языкового барьера и значительный политический опыт, как Путина, так и Меркель. SZ сравнила российского лидера с Хорстом Зеехофером, с которым у Меркель периодически возникают споры и противоречия, но который, однако, абсолютно незаменим для канцлерин.
Нельзя не согласиться и с тем, что нынешнее прагматичное сближение во многом обусловлено внешними факторами, центральным из которых является политика американского президента Дональда Трампа. Неопределенность внешнеполитического курса США пугает их европейских союзников и, безусловно, настораживает оппонентов. Американские санкции вокруг проекта «Северный поток-2» являются наиболее показательным примером внешней политики администрации Трампа, сближающей ориентированную на трансатлантические связи ФРГ и Россию.
Итоги переговоров представляются сейчас малоочевидными. Единственным событием, которое можно рассматривать как косвенное следствие общения двух лидеров – возможный перенос выборов в ДНР. Вероятно, о конкретных решениях, если таковые были приняты, станет возможно говорить, когда США введут новый пакет санкций, направленный против «Северного потока-2», или после очередной встречи «Нормандской четверки».
Конструктивный характер встречи в Мезеберге, тем не менее, не должен давать повода для утверждений о резкой нормализации отношений между Россией и ФРГ. Даже если Меркель и Путин договорились о совместных действиях по защите проекта «Северный поток-2», нет никаких гарантий, что немецкая сторона будет готова расшатывать трансатлантическое единство по собственной инициативе. Так, совместные встречи и консультации лидеров России, Германии и Франции в 2003 году не только не смогли предотвратить американское вторжение в Ирак, но и не затронули основ внешнеполитической ориентации европейцев. Мезебергские переговоры, отягощенные грузом взаимных претензий Москвы и Берлина, потенциально оставляют еще меньше компромиссного пространства, чем это было 15 лет назад.
Наконец, еще до начала переговоров стали появляться признаки того, что Берлин и Москва рассматривают друг друга в качестве партнера, более заинтересованного в достижении конкретных результатов. Немецкие СМИ указывали на падение рейтинга Владимира Путина из-за пенсионной реформы, экономические трудности вследствие санкционного давления, усталость населения от войны в Сирии. Российские эксперты, в свою очередь также обращали внимание на падающий рейтинг канцлерин из-за нерешенности миграционного кризиса, заинтересованность Германии в обеспечении собственной энергетической безопасности, чувство неуверенности перед непредсказуемым заокеанским союзником. Подобный подход может, с одной стороны, привести к сближению через поиск компромиссных решений, а с другой – к стремлению говорить с партнером с позиции силы, на языке ультиматумов.
Визит Ангелы Меркель в Саксонию и продолжение дебатов о союзе ХДС с Левыми
На фоне дебатов в ХДС о возможном альянсе с Левыми на востоке Германии Ангела Меркель совершила поездку в Саксонию. Канцлерин встретилась с министром-президентом Саксонии Михаэлем Кретчмером, ответила на вопросы обеспокоенных однопартийцев и посетила завод Trumpf в городе Нойкирх.
В ходе визита Меркель подтвердила своё желание избегать альянса с Левыми и АдГ. Однако гораздо большее внимание было уделено миграционному кризису. В ответ на многочисленные вопросы и критику Меркель пришлось признать, что ситуация 2015 года, отмеченная пиком миграционных потоков в ФРГ не должна повториться в будущем. Председатель саксонского ХДС Франк Купфер подтвердил:
«Со всей самокритичностью мы услышали от канцлера: были допущены ошибки».
Представители саксонского ХДС справедливо усматривают зависимость между драматичным падением рейтинга партии и неудачами в разрешении миграционного кризиса. Большинство претензий предсказуемо предъявлялось Ангеле Меркель как инициатору либерализации политики гостеприимства. На земельных выборах в Саксонии в 2019 году ХДС рискует потерять около половины мандатов в ландтаге и выйти из правящей коалиции. Канцлерин оставалось лишь успокаивать однопартийцев и призвать их решать возникающие проблемы.
Провал ХДС в Саксонии будет означать победу на земельных выборах ведущих оппозиционных сил на территории бывшей ГДР: «Альтернативы для Германии» и Левых. С учетом того, что обе партии пользуются репутациями «парий» со стороны политического истеблишмента Германии, не исключено, что их представители предпримут попытку договориться о временном сотрудничестве на земельном уровне, несмотря на полярность политических платформ. И хотя в соседней Тюрингии правящая коалиция при ведущей роли Левых показала свою жизнеспособность (Левые – СДПГ – Зеленые), нет никаких оснований считать, что ХДС готова смириться с потерей важной федеральной земли.