На саммите «двадцатки» в Осаке Ангела Меркель показала, что, несмотря на недавние проблемы со здоровьем, она находится в хорошей физической форме. Канцлерин выдержала переговорный марафон, обсудив широкий перечень вопросов с коллегами из других крупнейших экономик мира. При содействии Меркель удало подписать соглашение о свободной торговле между странами ЕС и Мерсокур и сформулировать итоговый документ саммита.
Вместо Манфреда Вебера кресло председателя Еврокомиссии займет министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен. Неожиданная кандидатура стала следствием долгого переговорного процесса и стремления ЕНП закрепить за собой статус победителя на выборах в Европарламент. В отличие от Вебера, фон дер Ляйен является опытным политиком и управленцем, что может лишь усилить опасения Парижа вокруг очередного усиления Германии в ЕС.
Ангела Меркель на саммите «двадцатки» в Осаке
Главный вопрос, который беспокоил немецких журналистов в преддверии саммита «группы двадцати» в Осаке, касался не программы мероприятия, а самочувствия канцлерин. Два приступа тремора, вызванные, по официальной версии, жаркой погодой, поставили вопрос о состоянии здоровья 64-летнего лидера ФРГ. Многие сомневались, что канцлерин сможет выдержать переговорный марафон в Японии и вообще приедет на саммит. Однако Меркель показала, что находится в хорошей физической форме, лишь немного замешкавшись с выбором кресла во время переговоров с Владимиром Путиным.
В итоге после саммита немецкие газеты, напротив, назвали Меркель одним из главных действующих лиц мероприятия, без которого было бы невозможно согласование его итогового документа. В отличии от Эммануэля Макрона или Дональда Туска, Меркель не стала вступать с российским лидером в полемику о судьбе либерализма, но проявила традиционно сильные черты переговорщика, посодействовав тому, чтобы скептические настроения не попали в официальные документы «двадцатки». Канцлер ФРГ предпочла также не отвечать на критику Владимира Путина её решения о массовом допуске мигрантов в ФРГ 2015 году и на замечания лидера Бразилии Жаира Болсонару об «экологическим психозе» Меркель и Макрона, якобы ставящих проблемы окружающей среды выше всего остального.
В Берлине усвоили уроки прошлого саммита, участники которого проявили мало интереса к декларируемому Германией многостороннему подходу и сосредоточились на двухсторонних встречах. Тогда встречу «двадцатки» немецкие СМИ назвали «балом националистов». На этот раз Меркель удалось выдержать баланс между обсуждением глобальных вопросов и решением внешнеполитических задач ФРГ и ЕС.
Главным событием европейской дипломатии на саммите можно считать заключение соглашения о свободной торговле между ЕС и Мерсокур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай). Документ подразумевает отмену большинства пошлин на экспорт товаров, благодаря чему европейские компании могут сэкономить до 4 млрд евро в год. Переговоры о заключении соглашения продолжались 20 лет и их успешное завершение стало одним из наиболее громких результатов «двадцатки». Однако результат многолетней работы остается под угрозой – официальная представительница французского правительства Сибет Ндиайе заявила, что Париж не готов на данный момент ратифицировать соглашение с южноамериканскими странами. Франция увязывает готовность подписать соглашение с выполнением Бразилией условий Парижского соглашения по климату и защитой тропических лесов Амазонке.
На позитивной ноте прошли переговоры с Дональдом Трампом. Американский президент был щедр на комплименты с адрес Меркель, назвав её «фантастической женщиной» и «великолепным другом». Тем не менее, никаких указаний на разрешение в ходе переговоров германо-американских противоречий в экономике и торговле не последовало.
Одной из проблем немецкой делегации на саммите стала слабая коммуникация со своим пулом журналистов. В Spiegel с негодованием отметили, что в то время как другие правительства постоянно информировали свою прессу о собственных успехах, руководство ФРГ оставалось немногословным:
«Если кто-то хотел узнать, о чём говорили канцлерин с Си Цзиньпином, то ему следовало спросить об этом у журналистов «China Daily».
Несмотря на успешное завершение саммита в Осаке, в Германии по-прежнему недовольны форматом «двадцатки». По мнению критиков, саммиты двадцати крупнейших экономик мира не приводят к их сотрудничеству в борьбе с глобальными угрозами, а остаются местом ситуативных двухсторонних переговоров, которые могут быть проведены и в другом формате. Лидеры государств, такие как Дональд Трамп, определяют своё переговорное расписание с учетом собственных интересов, порой игнорируя общие заседания. Другие лидеры – такие как Владимир Путин – используют площадки саммита для критики западных ценностей, ответ на которую получается сумбурным.
Однако похоже, что Берлин постепенно привыкает к новым переговорным условиям и успешно подстраивается под новый формат работы. За короткое время Ангела Меркель смогла провести впечатляющий переговорный марафон, встретившись с десятком мировых лидеров и обсудив широкий круг международных проблем: от Минских соглашений до торговли с южноамериканскими странами. Даже если бы участникам саммита не удалось согласовать итоговый документ, для Германии мероприятие в Осаке все равно бы прошло с большой пользой.
Урсула фон дер Ляйен – председатель Еврокомиссии
На полях саммита группы двадцати в Осаке европейские лидеры нашли возможность продолжить дискуссию о будущем председателе Еврокомиссии. Переговоры были призваны подготовить почву для саммита ЕС, где предполагалось принять окончательное решение по кандидату на пост главы Еврокомиссии и другим ведущим позициям в ЕС. Однако, если в ходе общения европейских лидеров в Осаке и удалось достичь каких-то договоренностей, в Брюсселе они потеряли свою силу.
Продолжительная серия заседаний, продолжавшаяся в сумме около 20 часов так и не определила фигуру председателя Еврокомиссии. Кандидаты от ЕНП и социал-демократов Манфред Вебер и Франц Тиммерманс фактически утратили шансы занять должность главы Еврокомиссии. Если кандидатура Вебера была отклонена при сильном давлении со стороны президента Франции Эммануэля Макрона, то Тиммерманс вызвал недовольство представителей Восточной Европы и христианских демократов. Отвод двух ключевых кандидатов поставил переговорщиков в ситуацию, близкую к тупиковой. Президент Макрон посетовал на недоговороспособность своих европейских партнеров, заявив, что невозможно говорить о расширении ЕС при сохраняющихся политических механизмах и разногласиях.
При этом в ЕНП призвали Меркель активнее лоббировать интересы христианских демократов, одержавших на выборах победу, пусть и потерявших голоса с по сравнению с прошлой избирательной компании. Тем самым была обозначена красная черта для переговоров – пост главы Еврокомиссии при любых условиях должен остаться за ЕНП. Возобновившееся 2 июля днем переговоры показали, что Меркель восприняла пожелания своих коллег ЕНП со всей серьезностью.
Результатом нового раунда дебатов стало неожиданное выдвижение на пост главы Еврокомиссии министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляйен (ХДС). Появление новых кандидатов, способных стать компромиссными фигурами, рассматривалось как один из возможных способов выхода из затянувшегося переговорного процесса. Однако кандидатура фон дер Ляйен если и упоминалась ранее среди возможных новых претендентов на высокий пост, то скорее в рамках гипотетических предположений, а не в качестве реальной перспективы.
В отличие от Манферда Вебера Урсула фон дер Ляйен является политическим тяжеловесом с богатым опытом в государственном управлении (именно недостаток управленческого опыта был основным объектом для критики Вебера). С 2005 года она занимала ряд министерских позиций в правительстве ФРГ, с довольно разной сферой ответственности. Так, госпожа фон дер Ляйен последовательно занимала посты министра по делам семьи, пенсионеров, женщин и молодежи, министра труда и общественных дел и, наконец, министра обороны. Также она претендовала на должность президента ФРГ и рассматривалась в числе возможных преемников Ангелы Меркель на посту канцлера.
Фон дер Ляйен может похвастаться «интернациональной» биографией. До 13 лет она проживала в Бельгии, обучалась в Лондонской школе экономики и политических наук, четыре года вместе с мужем – представителем древнего немецкого дворянского рода – проживала в США. Фон дер Ляйен пользуется репутацией убежденного сторонника укрепление евро-атлантических связей. Одна из немногих в руководстве ФРГ фон дер Ляйен сравнительно спокойно относилась к Дональду Трампу, призвав не устраивать скандал вокруг каждого сообщения в твиттере президента-миллиардера. Ожидалось, что кресло министра обороны ФРГ она в скором времени может сменить на позицию Генерального секретаря НАТО.
Одновременно Урсула фон дер Ляйен выступает за глубокую интеграцию европейских стран в «Соединенные Штаты Европы». В 2015 году она инициировала возобновление встреч министров обороны в рамках «Веймарского треугольника» с коллегами из Франции и Польши. В то же время министр обороны ФРГ не склонна спешить с созданием европейской армии, считая, что приоритет в командовании над вооруженными силами должен оставаться у национальных парламентов.
Для Эммануэля Макрона, видевшего в кандидатуре Манфреда Вебера чрезмерное усиление Германии в ЕС, Урсула фон дер Ляйен вряд ли будет удобной фигурой на посту главы Еврокомиссии. Министр обороны ФРГ успела зарекомендовать себя в качестве опытного политика, устойчивого к критике и способного проводить собственную линию вопреки внешнему давлению. Нет сомнений в том, что на новой должности она будет действовать более решительно и независимо (в том числе и от самой Меркель), чем Манфред Вебер.
Для Ангелы Меркель переход фон дер Ляйен в Еврокомиссию позволит снять общественный негатив вокруг министерства обороны, критикуемого за неэффективное расходование бюджетных средств. Избыточное внимание женщины-военного министра к вопросам военно-социальной работы давно вызывает раздражение у офицерского состава бундесвера, недовольного плачевным состоянием материально-технической базы немецкой армии. Теперь у канцлерин появится возможность удовлетворить запрос военных на новое руководство, более приближенное к проблемам обороны.