banner

Германия пытается навести порядок в Западной Африке, через которую проходят миграционные потоки в ЕС. Берлин ограничен в силовых инструментах и делает ставку на поддержку действий африканских стран. В результате значительные территории продолжают контролироваться террористическими группировками, а официальные правительства в регионе жалуются на избирательный характер немецкой финансовой помощи.

Диалог Берлина с «тропическим Трампом» Болсонару складывается проще, чем с американским президентом. На переговорах с бразильским лидером Хайко Маас совместил правозащитную риторику и защиту окружающей среды с перспективами углубления экономического сотрудничества в приемлемой для Болсонару пропорции. Маас стремился подчеркнуть общее в международном положении Европы и Латинской Америки, противопоставив страны двух континентов «диктующим свои правила военным державам».

В Берлине так и не дождались госсекретаря Майка Помпео, отменившего свой визит в столицу ФРГ за несколько часов до начала переговоров с Ангелой Меркель. Срыв поездки свидетельствует о низком приоритете Германии для администрации Трампа. Впрочем, сами переговоры вряд ли смогли бы внести ясность в накопившиеся противоречия между Вашингтоном и Берлином.

Визит Ангелы Меркель в Западную Африку

В начале мая Ангела Меркель совершила трехдневный тур по Африке, посетив Буркина-Фасо, Мали и Нигер, преодолев в общей сложности более 10 000 км. В рамках президентской встречи стран G5 Sahel в Уагадугу канцлерин также провела переговоры с лидерами Мавритании и Чада. В программе визита Меркель также значились традиционные встречи с представителями гражданского общества, посещение военнослужащих бундесвера в Мали, а также миссии ЕС «EUCAP Sahel Niger Mission».

Основными темами визита стали вопросы безопасности, экономического развития африканских стран и проблемы нелегальной миграции. В последнее время Берлин стал проявлять повышенное внимание к Западной Африке – совсем недавно с визитом здесь побывал Хайко Маас, а сама Меркель приезжала сюда более десяти раз. Граничащий со средиземноморьем регион остается одним из основных каналов нелегальной миграции в страны ЕС, выступая и как транзитная зона, и как непосредственный источник мигрантов. Так, согласно европейской статистике, через Нигер, считающийся одним из беднейших государств мира, проходит до 90% мигрантов из Африки, которые затем направляются в Ливию и, далее, в Европу. Однако и другие государства региона испытывают серьезные трудности в экономике и безопасности.

Стратегия правительства Ангелы Меркель основана на укреплении безопасности границ западноафриканских стран, что позволит создать трудности для нелегальной миграции еще на дальних подходах к ЕС. Для этого Берлин намерен нарастить инвестиции в регион, привлекая к этому крупный германский бизнес, и активно участвовать в миротворческом процессе под эгидой ООН и ЕС. Пока немецкому правительству трудно разорвать замкнутый круг: предприниматели боятся активно вкладывать деньги в африканские страны из-за политической нестабильности, которая, в свою очередь, усугубляется слабой экономикой и отсутствием перспектив для местного населения.

Впрочем, несмотря на благие намерения, германская политика в Африке вызывает критику в том числе и со стороны самих государств региона. Накануне визита Меркель в Нигер министр внутренних дел страны Мухаммед Базум в интервью Die Welt выразил разочарование действиями Берлина и Брюсселя, чья поддержка, якобы, несоразмерна реальным усилиям его страны по борьбе с нелегальной миграцией. Власти Нигера заявляют, что последние несколько лет удалось снизить поток мигрантов через свою территорию более чем в 10 раз – со 150 тыс. человек до 10 тыс. человек в год. Министр призвать европейцев к гибкой инвестиционной политике, направленной в том числе на здравоохранение и образование. В переговорах с президентом Нигера Махамадом Иссуфой Ангела Меркель заявила о намерении инвестировать 15 млн. евро на модернизацию больниц и создание небольших медицинских пунктов по всей стране, 10 млн. на строительство колодцев и школ и 10 млн. на строительство водохранилища для сельскохозяйственных нужд. Кроме того, в Нигер будет направлен военный советник из бундесвера для помощи военному руководству.

Сопоставимые выплаты анонсированы и для других стран региона. 5,5 млн. евро будет инвестировано в сельское хозяйство Буркина-Фаса, страдающее от иссушения почв. Подтвердились и программы экономической помощи для Мали.

Если на критику о недостаточном финансировании Берлин может ответить новыми финансовыми вливаниями, то вопросы о способности Германии разрешить ситуацию с безопасностью в регионе остается открытым. Миссия бундесвера в Мали является второй по численности зарубежной операцией германских вооруженных сил после Афганистана, однако она насчитывает не более тысячи человек. Даже с учетом военнослужащих других государств миссия MINUSMA, насчитывающая 5 000 солдат и офицеров, справедливо критикуется оппозицией в ФРГ как явно недостаточная для наведения порядка в Мали. На встрече со студентами в университете Уагадугу Ангеле Меркель пришлось признать, что в вопросе обеспечения безопасности Германия находится в более уязвимом положении, чем другие страны.

По итогам переговоров со странами G5 Sahel, на которых обсуждались совместные действия государств региона по борьбе с террористическими организациями, Меркель оставалось лишь констатировать, что «террористы действуют быстро, и необходимо действовать быстрее их». Требование африканских стран к ЕС выработать непротиворечивую позицию по ситуации в Ливии, которой придается важное значение в регионе, также осталось без определенного ответа со стороны канцлерин. Президент Буркина-Фасо Рок Марк Кристиан Каборе дипломатично охарактеризовал сотрудничество с Германией как «сдержанное, но эффективное».

Очередная поездка Меркель в Западную Африку, подтвердив заинтересованность Берлина в стабильности региона, тем не менее не разрешила вопросов со стороны скептиков о действенности выбранной Германией стратегии. Немецкие инвестиции по-прежнему рискуют попасть на неподготовленную для них почву без положительного эффекта. ФРГ не имеет сейчас достаточно ресурсов для создания в регионе устойчивой системы безопасности и вынуждена делать ставку на усилия правительств группы G5.

Визит Хайко Мааса в Бразилию

30 апреля глава МИД ФРГ Хайко Маас в рамках своего латиноамерикаснкого турне совершил визит в Бразилию, где провел переговоры с президентом страны Жаиром Болсонару. Немецкий министр стал первым высокопоставленным европейским политиком, которые встретился с новым бразильским лидером. Репутация Болсонару как «тропического Трампа» предполагала непростой характер разговора, однако состоявшийся диалог завершился без скандала.

Накануне своего визита Маас опубликовал в Tagesspiel колонку, в который предпринял попытку обосновать важное значение Латинской Америки и стран Карибского бассейна для ЕС. По мнению Мааса, в современном мире, характеризующимся ростом популизма, влиянием авторитарных моделей управления и нарастающим соперничеством Китая и США, Европа и Латинская Америка находятся в схожем положении на международной арене и должны укреплять свое партнерство:

«Для нас многое поставлено на карту в Латинской Америке, Карибском бассейне и Европе. В мире, где право сильного, заменяет силу права, мы можем только нести потери. Мы не военные сверхдержавы. Мы не можем и не хотим навязывать другим свои правила. Если мы хотим высказывать своё мнение, если мы хотим не допустить, чтобы решения принимались через нашу голову, мы должны укрепить наше сотрудничество».

Министр перечислил успешные примеры экономического сотрудничества между странами ЕС и Латинской Америки, обрисовав в завершение своей статьи поистине глобальные перспективы дальнейшей кооперации:

«Мы должны преследовать наши общие ценности и интересы по всему миру. Вместе у нас есть для этого силы: 61 государство ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна образуют почти треть ООН. У нас проживает более миллиарда мужчин и женщин, и мы производить 40% мирового ВНП. Наступило время вместе использовать эту силу».

Вероятно, посыл Мааса был отмечен в Бразилии. Переговоры немецкого гостя с бразильским коллегой Эрнесту Араужу и президентом Болсонару прошли в дружеской атмосфере. Фундаментальные расхождения немецкого руководства и Болсонару в вопросах изменения климата и защиты прав человека удалось обозначить как темы, обсуждение которых состоялось без ущерба для намерения Бразилии и ФРГ укреплять сотрудничество в экономике и развивать стратегическое партнерство. В Сан-Паулу расположено свыше 1000 немецких компаний, что делает мегаполис крупнейшим зарубежным экономическим центром для Германского бизнеса.

Сигналы Мааса для Латинской Америки логически продолжают его идею о союзе демократических государств как альтернативы популистскому движению, охватившему США и ряд других стран Запада, а также авторитарным режимам. Сомнительная репутация Болсонару у немецкого истеблишмента, тем не менее, оставляет больше возможностей для диалога, чем в случае с Дональдом Трампом, по мнению многих немецких экспертов абсолютно недоговороспособного, а экономический потенциал Бразилии делает латиноамериканскую страну перспективным партнером для Берлина, сопоставимым с Канадой или Японией. Бразилия и ФРГ совместно работают над перспективным проектом реформы ООН и стремятся занять кресла постоянных членов Совета Безопасности. Наконец, обе страны объединяет позиция по ситуации в Венесуэле, где они выразили поддержку самопровозглашенному президенту Хуану Гуайдо. Популистская повестка дня Болсонару, хотя и вызывает несогласие Берлина, всё же не является непреодолимым препятствием для германской и европейской дипломатии.

Сорвавшийся визит Помпео

7 мая в канун торжеств по случаю окончания Второй мировой войны в Европе в Берлине ожидали приезда госсекретаря Майка Помпео. Программа визита предполагала переговоры с Хайко Маасом и Ангелой Меркель по широкому кругу вопросов американо-германских связей и международных отношений. Однако за несколько часов до начала встречи с Меркель посольство США в ФРГ объявило об отмене визита. Вместо Берлина госсекретарь отправился в Багдад для обсуждения ирано-иракских отношений, вызвавших обеспокоенность США из-за активности Тегерана в регионе. Помпео провел телефонный разговор с Маасом, в ходе которого немецкая сторона обозначила своё понимание относительно ситуации с отменой визита и выразила надежду на скорейшее определение новой даты для поездки госсекретаря в Германию.

Внезапная замена Берлина на Багдад в расписании Помпео, несмотря на формальное наличие «уважительной причины», стала еще одним показателем проблем в американо-германских отношениях. За год своего пребывания на должности госсекретаря Помпео так и не совершил поездку в Германию, посетив при этом 38 стран, в том числе и ближайших соседей ФРГ. Опыт переговоров с Маасом можно охарактеризовать как неудачный для немецкой стороны – участники диалога так и не пришли к консенсусу по чувствительным вопросам, например, американским пошлинам на сталь и алюминий.

Формально Берлин предпочел сделать вид, что ситуация с отменой визита не является критической. Хайко Маас заявил, что диалог с Вашингтоном является «жизненно необходимым» для ФРГ, а депутаты от ХДС успокаивали коллег в Бундестаге тем, что отмена поездки Помпео никак не связана с проблемами в двухсторонних отношениях США и ФРГ. Впрочем, член ХДС Норберт Рёттген признал, что «даже если мы говорим о том, что есть неопровержимые причины для отказа, это, к сожалению, соответствует актуальному состоянию отношений между двумя правительствами».

Даже если решение Помпео действительно вызвано глубокой озабоченностью действиями Ирана, легкость, с которой встреча с канцлером ФРГ была отменена за считанные часы, свидетельствует о низком приоритете Германии во внешнеполитическом планировании США на данный момент. Переговоры с Меркель и Маасом предстояли быть непростыми и лишенными очевидной возможности для компромиссов. Одним из главным вопросов была судьба газопровода «Северный поток – 2», где у Вашингтона и Берлина сохраняются диаметрально противоположные позиции. В администрации Трампа дали понять, что готовы бороться против проекта до конца, тогда как решимость Меркель его защитить выходит за рамки преимущественно соглашательной позиции с действиями американского союзника. Новые переговоры с Помпео превратились бы в очередной обмен привычными аргументами, которые уже хорошо известны в Берлине и Вашингтоне. Схожую эффективность имело, вероятно, и обсуждение других проблемных вопросов. Встреча подобного формата в самом деле может быть отложена без значительного ущерба для американо-германских отношений.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше