5 октября в Вене состоялось заседание ОПЕК+, по итогам которого было принято решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в день. Администрация США, настаивающая на необходимости снижения цен на энергоносители для смягчения надвигающегося экономического кризиса, восприняла это как удар по американским интересам и пообещала ответить. Некоторые аналитики называли действия Саудовской Аравии, играющей ключевую роль в картеле, попыткой вновь привлечь внимание к своим интересам. Однако экономическая ситуация слишком сложна, чтобы играть в подобные игры, – Саудовская Аравия в первую очередь преследует свои экономические интересы: на фоне наступающей рецессии и сокращающегося спроса на энергоносители Эр-Рияд стремится поддержать уровень цен. Экономика королевства неустойчива к ценовым шокам и нуждается в большом объёме средств для программ экономического развития и диверсификации. К этому добавилось недовольство политикой США, в результате чего решение принималось без оглядки на их интересы.
5 октября в Вене на первом оффлайн-заседании со времён начала пандемии страны ОПЕК+ приняли решение сократить добычу нефти на 2 миллиона баррелей в день и продлить соглашение до конца 2023 года, объясняя это необходимостью поддержания стабильности цен на мировом нефтяном рынке.
Администрация США пригрозила принять меры против Саудовской Аравии, вместе с Россией играющей ключевую роль в формате ОПЕК+. В США настаивают, что для удержания мировой экономики, и в первую очередь американской, от быстрого скатывания в рецессию, необходимо снижение мировых цен на энергоносители. За несколько дней до заседания США пытались убедить страны картеля не голосовать за снижение квот на добычу, апеллируя к их союзническим обязательствам перед Вашингтоном.
Вашингтон воспринял решение Саудовской Аравии практически как враждебное действие. Некоторые конгрессмены даже стали призывать в ответ вывести системы ПВО-ПРО из Саудовской Аравии и её главного союзника в регионе и в ОПЕК ОАЭ. Демократической администрации Байдена стали предъявлять обвинения в том, что визит американского президента в середине июля в Джидду, после которого наследный принц намекал, что может прислушаться к интересам США, ничего не принёс. При этом ранее администрация не реагировала так остро на решения картеля: в данном случае это объясняется стремлением продемонстрировать избирателям решимость избежать рецессии в преддверии промежуточных выборов в Конгресс, на которых демократическая партия может лишиться большинства в обеих палатах. Кроме того, в США воспринимают решение ОПЕК+ как выгодное России, что разрушает ряды мировой коалиции, которую Вашингтон стремится выстроить против Москвы.
Саудовская Аравия, очевидно, знала о том, какова будет реакция Вашингтона в случае, если добыча будет снижена. Эр-Рияд понимал, что в Вашингтоне не оценят коктейль «ОПЕК+», однако всё равно преподнесли его на стол Белому дому. Это вызвало споры среди аналитиков о том, было ли это попыткой Эр-Рияда вновь привлечь внимание Вашингтона к тому, что происходит «за его барной стойкой», или же всего лишь стремлением приготовить тот напиток, который Эр-Рияд считает нужным сделать в текущей ситуации.
На самом деле коктейль «ОПЕК+», как и другие коктейли, состоит из двух ингредиентов: базы и модификатора. База – крепкий напиток, который даёт коктейлю основной градус и направление. В данном случае это собственная стратегия Саудовской Аравии и картеля на нефтяном рынке. Модификатор – напиток, разбавляющий базу и придающий особенный вкус и аромат. В случае «ОПЕК+» – это стремление продемонстрировать Вашингтону свою неудовлетворённость его политикой.
Стратегия ОПЕК+
Рассмотрим базу коктейля. Члены ОПЕК+ во главе с саудитами настаивают, что решение о снижении добычи диктовалось исключительно экономическими соображениями: необходимо сохранять стабильность цен, чтобы дать хоть какие-то ориентиры рынку в период нестабильности. На пресс-конференции по итогам встречи министр энергетики Саудовской Аравии Абдель-Азиз ибн Салман Аль Сауд сказал: «В данный момент нашим приоритетом является стабилизация рынка… Почему мы установили квоты на столь долгий период? Мы хотели дать рынку ориентир». Его слова подтвердил и генеральный секретарь ОПЕК. Члены картеля также хотят поддержать нефтегазовые компании, мало инвестировавшие в свои производства в этом году. Так, генеральный директор Saudi Aramco Амин Насер на отраслевой конференции в Лондоне заявил: «Рынок сосредоточен на том, что произойдёт со спросом в случае рецессии в разных частях мира. Однако, они не концентрируются на основах предложения», т.е. никто не уделяет внимания состоянию компаний, добывающих энергоресурсы.
Экономические данные подтверждают версию ОПЕК+. По данным недавно опубликованного доклада UNCTAD «Торговля и развитие 2022», в этом году мировая экономика вырастет лишь на 2,5%, что на 1 п.п. ниже, чем организация прогнозировала в своём прошлогоднем докладе. Тренды на мировых рынках ресурсов открыто демонстрируют, что мир быстро войдёт в состояние к рецессии и длительный период стагнации в случае, если развитые страны не прекратят политику ужесточения фискальной и монетарной политики. Со снижением мировых темпов ростов, снижается и спрос на нефть – страны ОПЕК+ стремятся урезать предложение, чтобы поддержать цены на текущем уровне и избежать их обвального падения вследствие сокращения спроса, как это было, например, в начале пандемии в 2020 году (тогда цена на фьючерсы была даже отрицательной). В этом смысле Эр-Рияд следует своим собственным экономическим интересам и интересам всех нефтедобывающих стран.
На пресс-конференции по итогам заседания ОПЕК+ Абдель-Азиз ибн Салман Аль Сауд представил журналистам таблицу, демонстрирующую уровень изменения цен на различные энергоносители по сравнению с январём нынешнего года: цены на сорта нефти изменились в пределах от 1 до 6%, в то время как цены на газ и уголь – от 33 до 125%. Таким образом, он хотел показать, что ОПЕК стремится сохранять стабильность на рынке в нестабильное для мировой экономики время. «Я работаю в этой отрасли 35 лет. Пусть ко мне подойдёт тот, кто считает, что за это время мы проходили через ситуацию, подобную нынешней» – заявил он. По мнению саудовского министра и его коллег из ОАЭ и Кувейта, также выступивших на пресс-конференции, мировая экономика проходит через невероятный период волатильности, и ОПЕК стремится придать хоть какую-то определённость компаниям, работающим на рынке. Однако, прикрываясь интересами всего мирового рынка, они забыли упомянуть то, как изменения в ценах могут повлиять на экономическую систему их собственных стран.
Экономика Саудовской Аравии крайне неустойчива к нефтяным шокам. Проводимые с 2017 года экономические реформы в отсутствие значимых успехов в диверсификации экономики, по данным саудовского исследовательского института KAPSARC, сделали её ещё более неустойчивой. Доходы от нефти составляют 73% поступлений в бюджет Саудовской Аравии, в то время как «чёрное золото» составляет 82% экспорта. Экономические реформы, среди которых введение НДС в 2018 году и приравнивание цен на бензин и газ к мировым значениям, на данный момент лишь привели к увеличению волатильности бюджетных поступлений, а следовательно и большей волатильности расходов.
По разным данным в следующем году Саудовской Аравии будет необходима цена от 69 долл до 76 долл. за баррель, чтобы составить сбалансированный бюджет, а в этом году – 79 долл. Нынешний уровень цен свыше 90 долл. создаёт достаточный запас прочности для королевства, и обещает перспективы бюджетного профицита, который впоследствии может быть использован для удовлетворения растущих трат королевства. Саудовскому бюджету необходимы значительные средства для продолжения амбициозной программы экономической диверсификации Vision 2030. Одной из ключевых целей является развитие технологического сектора, для чего в стране развиваются сразу несколько мегапроектов, в том числе инновационный город NEOM. Этим летом в рамках проекта было анонсировано строительство 170-километрового здания, которое должно произвести революции в сфере урбанистики. Первая фаза NEOM, завершение которой планируется на 2030 год, обойдётся бюджету королевства и его суверенному инвестиционному фонду PIF в 320 млрд долл. Вероятно, в реальности королевству понадобится существенно больше средств, как это бывает в случае всех мегапроектов.
В результате, так же как администрация США обвиняет Саудовскую Аравию в росте цен на нефть, королевство могло бы обвинить ФРС в резком повышении процентных ставок в этом году. Это не только снижает инвестиционную активность частных компаний, которые королевство стремится привлечь к участию в мегапроектах, но и ведёт к удорожанию кредитов, которые могли бы помочь напрямую финансировать проект (а компания, развивающая NEOM уже прибегала к займам).
Саудовско-американские отношения
Что касается модификатора коктейля «ОПЕК+», то его состав остался за пределами официальных встреч. Здесь важно упомянуть ключевое расхождение в ожиданиях сторон друг от друга: каждая ожидает от другой одного, а в результате получает совсем иное. В США уделяют ключевое значение вопросам прав человека, в чём Саудовская Аравия не может похвастаться успехами, и при этом понимают, что фактически обеспечивают внешнюю защиту королевства. В Саудовской Аравии в то же время уверены, что Вашингтон не понимает их ключевые интересы в области безопасности. Доказательством этого, по мнению Эр-Рияда служит продолжение переговоров по ядерной сделке, несмотря на постоянные тупики на переговорах, а также вялая реакция США на атаки хуситов и Ирана на НПЗ Абкайк и Хурайс в 2019 году и продолжавшиеся после этого регулярные нападения на саудовскую и эмиратскую гражданскую инфраструктуру со стороны йеменских повстанцев.
Американский специалист по Ближнему Востоку Дэвид Де Роше указывает, что саудовско-американские отношения уже давно характеризовались наличием неудовлетворённых ожиданий, в результате чего в момент серьёзного испытания на прочность произошёл конфликт. Так, США наблюдали за отсутствием прогресса в области прав человека и даже откатом в этой области (в случае убийства журналиста Джамаля Хашогги), в то время как в Саудовской Аравии видели, как новые поколения американских политиков предлагали всё новые теории о том, как решить проблемы Ближнего Востока, не советуясь с самими представителями региона. А жить с последствиями американской политики в регионе приходится именно саудитам.
Саудовские официальные лица жаловались на попытки Вашингтона запугать их и занять определённые политические позиции. В королевстве чувствовали, что альянс с США перестал быть взаимовыгодным и пора пересмотреть суть отношений двух стран. Стоит отметить, что неформальная основа союза в виде соглашения «нефть в обмен на безопасность», истоки которого уходят ещё к 1940-м гг. перестала работать с началом сланцевой революции в США: если в 1990-2000-е гг. США импортировали порядка 1,5 млн баррелей саудовской нефти в день, то в 2020 г. этот показатель не превышает 500 тысяч. США на данный момент могут сами обеспечить себя нефтью, в результате чего основа союза оказалась размытой. Новые саудовско-американские отношения должны учитывать интересы обеих стран в равной степени. В число интересов Саудовской Аравии входит стабильность цен на нефть, и США должны с этим считаться, несмотря на желание администрации Байдена добавить себе очков перед промежуточными выборами.
Коктейль «ОПЕК+» получил довольно интересный состав. База из экономических интересов и модификатор в виде недовольства Вашингтоном. В Саудовской Аравии их смешали, но не взбалтывали, чтобы составляющие проникли друг в друга, но при этом тот, кому подадут напиток, смог по отдельности ощутить вкус и аромат обоих ингредиентов.