banner

Второй раунд торговых переговоров между США и Китаем завершился на менее оптимистичной ноте, чем первый. Пекин, продолжая демонстрировать готовность уступать некоторым требованиям Вашингтона, остановился на полпути, и одно из главных условий США – создание механизма по надзору над реализацией договоренностей – так и не получило конкретного наполнения и, скорее всего, будет отложено до личной встречи глав государств в конце февраля. Между тем, эскалация ситуации с Huawei продемонстрировала, что борьба США с китайским технологическим сектором является, по словам администрации, «параллельным процессом» и, как предсказывают эксперты, продолжится вне зависимости от результатов «торговой войны».

После того как первый натиск Вашингтона на правительство Мадуро не привел к признанию Хуана Гуайдо подавляющим количеством государств, США на этой неделе занялись укреплением позиций, готовясь к более длительной политической борьбе. С этой целью в Госдепартаменте была создана специальная должность «куратора» политики в отношении Венесуэлы, произошла эвакуация «необязательного» дипломатического персонала из Каракаса, утечки из Пентагона опровергли наличие каких бы то ни было планов военного вмешательства, а Помпео сигнализировал готовность подождать с резолюциями в Совбезе ООН до тех пор, пока у Гуайдо не наберется достаточной международной поддержки. Вместе с тем, администрация предприняла усилия для ускорения этого процесса, наложив санкции на венесуэльского нефтяного монополиста PDVSA и пообещав финансовую поддержку Гуайдо.

Второй раунд торговых переговоров с Китаем

В среду стартовал второй раунд переговоров между США и Китаем, на этот раз с участием глав делегаций – торгового представителя Роберта Лайтхайзера и вице-премьера Лю Хэ. У сторон остается еще месяц для достижения масштабного соглашения по «архитектуре» двусторонних торговых отношений. В противном случае 2 марта Вашингтон обещает перейти к реализации отложенных угроз: повышению уже существующих тарифов с 10% до 25% и расширению пошлин на весь объем китайского импорта.

Если первый раунд был направлен на прощупывание почвы и, в целом был назван удачным, поскольку КНР продемонстрировала готовность идти на уступки, а США – стремление договариваться, а не продолжать торговую войну, то от второй встречи ожидалось наполнение переговорного процесса конкретикой. Наиболее оптимистичные прогнозы предсказывали составлении рамочного соглашения – основы для всеобъемлющей «сделки».

С точки зрения Вашингтона, удачное соглашение должно не только расширить доступ на китайский рынок для американских компаний, но и создать условия для успешной конкуренции с китайскими компаниями. Последнее подразумевает, среди прочего, отмену государственных дотаций китайским компаниям. Как заметил в понедельник министр финансов Стивен Мнючин, для США ключевыми элементами нового соглашения будут являться защита интеллектуальной собственности, отказ Пекина от принуждения иностранных компаний к созданию совместных предприятий с китайскими бизнесами, а также действенный механизм надзора над реализацией договоренностей.

Пекин пока встретил Вашингтон на полпути, привезя на переговоры предложение по расширению импорта американской сельхозпродукции и энергоресурсов, а также обещание пустить американский капитал в финансовую сферу. В подтверждение последнего 28 января рейтинговое агентство S&P получило лицензию на предоставление услуг в Китае без создания обязательного в таком случая совместного предприятия с китайской компанией. Это, однако, показалось США недостаточным, и Дональд Трамп после личной встречи с Лю Хэ в четверг написал:

«Ждем, когда Китай откроет свои рынки не только для финансовых услуг, что они уже делают, но и для наших производителей, фермеров и других бизнесов в различных сферах. Без этого сделка будет невозможна!»

Более того, общим негативным фоном для переговоров служило обострение противоречий вокруг китайского технологического гиганта Huawei. В понедельник Министерство юстиций США предъявило официальные обвинения компании в нарушении американских законов по десяти пунктам, а также подала запрос на экстрадицию финансового директора Мэн Ваньчжоу, задержанной в Ванкувере (Канада) почти два месяца назад. Комментируя данный шаг, представители министерств юстиций, финансов и внутренней безопасности отметили, что компания Huawei не только нарушала антииранские санкции США (что было официальным поводом для задержания Ваньчжоу), но и предпринимала попытки для похищения технологий, разрабатываемых американской компанией T-Mobile. Более того они отметили, что реализуемая в США продукция Huawei может быть использована для шпионажа, а значит, представляет угрозу национальной безопасности.

Администрация опроверглакакую бы то ни было связь между переговорами и предъявлением обвинений в адрес Huawei, отметив, что «это два совершенно разных дела». Подтверждая параллельность этих процессов, Дэвид Лоевингер, до 2012 года курировавший отношения с Китаем в Казначействе США, заметил: «Из этого можно сделать один вывод: что бы ни произошло на фронте торговой войны, война в технологическом пространстве будет только нарастать. Это касается не только юридических мер в отношении китайских компаний и их руководителей, но более широких ограничений в отношении китайского технологического сектора».

Тем не менее Пекину удалось одержать тактическую победу, заручившись согласием Дональда Трампа на личную встречу с Си Цзиньпином в конце февраля. Учитывая продолжающуюся борьбу в окружении президента между условными «глобалистами», стремящимися не допустить масштабных потрясений от торговых противоречий с Китаем, и «ястребами», считающими, что только при условии угрозы таких потрясений Пекин согласится на структурные изменения, выход Трампа на первый план может склонить чашу весов в сторону первых. Как отмечал ранее «ястреб» Лайтхайзер, президент измеряет свой успех экономическим ростом и показателями фондовых рынков, поэтому он может проявить слабость, если они начнут колебаться в условиях неопределенности в торговых отношениях с Китаем.

Второй раунд борьбы с Мадуро

После того как правительство Мадуро устояло под первым натиском со стороны США, а достаточная часть международная общественности, как продемонстрировало заседание Совета Безопасности ООН, выступила за более легитимные способы разрешения кризиса, чем предлагаемое Вашингтоном незамедлительное признание Хуана Гуайдо в качестве исполняющего обязанности президента, администрация начала готовиться к более затяжному политическому противостоянию.

Во-первых, в пятницу в Госдепартаменте появился новый пост куратора политики в отношении Венесуэлы. В качестве подкрепления Госдепартамент привлек «ветерана дипломатической службы» Эллиотта Абрамса. На потенциальные планы Абрамса на данной позиции может указать его довольно противоречивое прошлое. Занимая различные посты в Госдепартаменте в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша, ст., Абрамс неоднократно подвергался критике со стороны правозащитных организаций, которые обвиняли его в покрывательстве нарушений прав человека со стороны лояльных США латиноамериканских правительств. В начале 1990-х Абрамс «прославился» причастностью к делу Иран-Контрас, где он был признан виновным (но позже помилован президентом) в сознательном сокрытии информации от Конгресса. Находясь в тени в течение президентства Клинтона, Абрамс вернулся на госслужбу в качестве куратора ближневосточного направления в Совете по национальной безопасности в администрации Джорджа Буша, мл., где он являлся ярым сторонником иракской кампании, работал над культивацией поддержки Израилю со стороны евангелистов в США, а также его имя появлялось в репортажах о причастности США к провалившейся попытке переворота в Венесуэле в 2002 году.

В целом, данное назначение с настороженностью восприняли даже американские СМИ, открыто выступающие в поддержку Гуайдо. «Угрозы Трампа о вторжении в Венесуэлу, подкрепленные назначением Абрамса, показывают, что несмотря на предвыборные заявления о неприятии идеи продвижения демократии и военных авантюр, Трамп не смог устоять перед интервенционистскими рефлексами американского правительства. Этот рефлекс, основанный на идее о том, что наше полушарие входит в сферу гегемонии США и что американские войска могут «обучить демократии» менее развитые страны, был краеугольным камнем отношений между Вашингтоном и Латинской Америкой. Будучи рефлексом, он действует вне зависимости от уроков истории», – написала во вторник газета «Washington Post».

Во-вторых, несмотря на ранние заявления, Вашингтон все же отозвал часть дипломатического персонала, не участвующего в осуществлении критических функций. Эвакуация проходила при содействии местной полиции на коммерческих авиалиниях, и из 124 человек (из них 46 – члены семей) в Венесуэле осталось «несколько десятков» дипслужащих. При этом, пока Джон Болтон продолжает настаивать о существовании «всех опций», Пентагон заявил, что администрация не обращалась за помощью в обеспечении безопасности посольства в Каракасе, а цитируемые в СМИ заявления неназванных сотрудников минобороны,  свидетельствуют о том, что Пентагон пока не вовлечен в политическое планирование в отношении Венесуэлы: «Позвольте мне вылить вам всем на голову ведро холодной воды: в настоящее время никаких действий в этом направлении не предпринимается», – приводятся слова одного из них.

В-третьих, госсекретарь Помпео довольно уклончиво прокомментировал дальнейшие планы администрации по легитимизации Гуайдо на международной арене. Настаивая на важности многостороннего подхода, Помпео отметил, что «(США) продолжат работать над расширением поддержки» Гуайдо, что «необходимые резолюции будут предложены (на рассмотрение Совбеза ООН) в подходящее для этого время», и что США поддерживают диалог «со всеми странами», включая Россию и Китай.

При этом, однако, Вашингтон предпринял шаги для того, чтобы максимально сократить сроки такого политического процесса путем усиления давления на Мадуро и предоставлением помощи Гуайдо. В понедельник администрация сообщила о введении санкций в отношении государственной нефтедобывающей компании Венесуэлы PDVSA, заблокировав активы компании на сумму 7 млрд. долл. со ссылкой на необходимость «прекратить присвоение Мадуро богатств Венесуэлы и сохранить их для населения страны». Несмотря на то, что импорт венесуэльской нефти в США на протяжении последних лет постепенно снижался, Венесуэла остается на 3-4 месте в совокупном импорте (на нее пришлось 7% всей импортированной в США нефти в 2017 году), а также является одним из основных источников тяжелой нефти для нефтеперерабатывающих предприятий Мексиканского залива, в первую очередь, Valero и американской «дочки» PDVSA – Citgo. Поэтому, чтобы смягчить удар по южным штатам, министр финансов Мнючин сообщил, что санкции будут сопровождаться «временными исключениями» для американских компаний.

В дополнение к санкциям Госдепартамент 25 января сертифицировал передачу средств на счетах Центробанка Венесуэлы в США под управление Гуайдо (точные суммы не сообщаются), а также добился заморозки счетов правительства Венесуэлы в Банке Англии (1,2 млрд. долл.). Наконец, Помпео объявил о выделении гуманитарной помощи на сумму 20 млн. долл. правительству Гуайдо, однако конкретные механизмы предоставления помощи пока разрабатываются.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше