banner

Пока Джо Байдена дебютировал на международной арене в качестве лидера демократического мира, в Вашингтоне жизнь продолжала кипеть. В последние недели законодатели продвинулись по целому ряду важных внутриполитических проблем: учредили Комиссию по расследованию «штурма Капитолия», продолжили готовиться к противостоянию Китаю, начали наступление на «большой тек» и достигли предварительного компромисса по инфраструктурному плану.

(Не) залечивая старые раны

Наиболее острые внутриполитические дебаты развернулись по двум законодательным инициативам – продуктам напряженного периода передачи президентской власти. Первая из них – учреждение Комиссии по расследованию событий 6 января («штурма Капитолия») – была принята в Палате представителей, но заблокирована в конце мая в Сенате. После того как создание «независимой» (то есть межпартийной) комиссии провалилось, демократы продолжили действовать в одиночку, и 24 июня спикер Нэнси Пелоси объявила, что специальная комиссия будет создана в Палате представителей. Благодаря этому демократы получат, хоть и менее авторитетную, чем планировали, площадку для критики республиканцев и сохранения темы Трампа, которого они считают главным зачинщиком произошедшего, в новостной повестке дня. Последнее, как показали прошедшие выборы, является действенным инструментом мобилизации демократического электората, а также больным местом республиканской партии, где сохраняется серьезный раскол относительно кандидатуры бывшего президента. Тем самым они продолжат играть на социальных противоречиях в политических целях, готовясь к следующему избирательному циклу.

Вторая инициатива – H.R. 1 или For the People Act – являлась более конструктивной и, предлагая широкий набор мер по реформе избирательной системы, была направлена на восстановление утраченного доверия институту выборов. Общий характер реформ – увеличение федерального контроля над избирательной системой, находящейся сегодня в ведении штатов, – категорически не поддерживается республиканцами, которые устроили масштабную кампанию по пересмотру правил проведения выборов на уровне штатов. Как и ожидалось, 22 июня в голосовании по партийной линии 50/50 законопроект был заблокирован в Сенате. Хотя демократы вместе с Белым домом продолжают грозить, что «битва еще не окончена», утечки от служащих Конгресса свидетельствуют о растущем раздражении относительно того, что драгоценное время тратится на заведомо провальные идеологические споры.

Поскольку обе инициативы были заблокированы посредством существующего в Сенате флибустьерства, внутри демократической партии возрос запрос на отмену данной процедуры. Пока Джо Мэнчин (дем., Западная Вирджиния), основной противник пересмотра существующих порядков, не поддается давлению, но дальнейший обструкционизм республиканцев может заставить его пересмотреть свои позиции.

Китай как катализатор межпартийного единства

Вопросом, по которому наблюдалось беспрецедентное, по сегодняшним меркам, межпартийное единство, стало противостояние Китаю. 8 июня 68 голосами против 32 Сенат поддержал Акт о стимулировании инноваций и повышении конкурентоспособности США (U.S. Innovation and Competition Act). Подготовленный при сотрудничестве шести комитетов, он является одним из самых масштабных законопроектов по поддержке национального производства в истории страны. Законопроект выделяет около 250 млрд долл. на всевозможные проекты в областях искусственного интеллекта, квантовых компьютеров, робототехники, сетей 5G, освоения космоса. Одной из самых больших статей расходов (52 млрд долл.) станет исследование полупроводников с целью снижения зависимости от импорта чипов (связанные с этим уязвимости продемонстрировала острая нехватка чипов в последние месяцы). Также Акт предполагает реформу Национального фонда науки и учреждает Управление по технологиям и инновациям.

Законопроект сейчас находится в Палате представителей, где он уже был одобрен профильным комитетом. Хотя ожидаются незначительные поправки, способные затянуть рассмотрение, законодатели уверены, что в скором времени он окажется на столе президента. Официальные заявления Вашингтона крайне осторожны и стараются не позиционировать Акт как направленный против КНР, однако при его подготовке законодатели регулярно апеллировали к угрозе со стороны Китая, на противостояние которой выстраивается вся государственная машина США.

Над Силиконовой долиной сгущаются тучи

В последние недели пришли в движение процессы в области борьбы с технологическими монополиями. Во-первых, была заполнена позиция главы Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission – FTC), одного из двух ключевых органов по надзору над выполнением антимонопольного регулирования. Второй – антимонопольное подразделение Министерства юстиций – пока остается без руководителя. Данного назначения ждали с большим нетерпением как показателя позиции администрации на этом направлении. Тесные связи демократов с IT-индустрией, а также заполнение вакансий бывшими сотрудниками интернет-гигантов вызывали большие сомнения относительно того, что Белый дом решится на серьезные реформы.

Как оказалось, сомнения были напрасными. 15 июня новой главой FTC стала Лина Хан, автор нашумевшей статьи о стратегии Amazon по захвату рынка, в прошлом журналист, с фокусом на разоблачении монопольных практик в различных отраслях экономики (кондитерских изделий, авиакомпаний, птицефабрик, банков), а в последние годы – руководитель исследовательской группы при подготовке доклада Конгресса о монополизации IT-рынка. В то время как назначение Хан является весьма знаковым, в первую очередь с точки зрения настроений администрации и Конгресса (ее кандидатура был одобрена подавляющим большинством голосов), оно еще не гарантирует успеха. И, пока прогрессивные комментаторы празднуют победу, деловые круги предупреждают, что ее ждет непростая битва в судах, которая может «подорвать авторитет Хан и деморализовать ее подчиненных».

Во-вторых, переполох на Капитолийском холме устроили внесенные 11 июня на рассмотрение Палаты представителей пять законопроектов, которые были составлены по итогам 16-месячного антимонопольного расследования на рынке цифровых услуг. Наименее противоречивый из них «Merger Filing Fee Modernization Act», аналог которого уже принят в Сенате, повышает сборы при проведении сделок слияния и поглощения и направлен на увеличение бюджетов двух надзорных органов. Оставшиеся четыре весьма радикальны и предписывают (1) запретить онлайн-платформам приоретизировать собственные товары и услуги или препятствовать продвижению товаров и услуг конкурентов (American Choice and Innovation Online Act), (2) запретить онлайн-платформам с рыночной капитализацией более $600 млрд и с минимум 50 млн активных персональных пользователей или 100 тысяч бизнес-аккаунтов внутри США любые сделки слияния и поглощения (Platform Competition and Opportunity Act), (3) запретить платформам, размещающим товары и услуги бизнесов, владеть потенциальными конкурентами таких бизнесов (Ending Platform Monopolies Act) и (4) обязать платформы выполнять единые стандарты сбора, хранения и обработки данных, что должно обеспечивать интероперабельность в цифровом пространстве (ACCESS Act). Хотя в них напрямую не упоминаются названия компаний, под установленные требования по капитализации и количеству пользователей подпадают только Apple, Amazon, Facebook, Google и (с оговорками) Microsoft.

Законопроекты, имея межпартийный список коспонсоров, вызвали серьезную оппозицию со стороны отдельных влиятельных республиканцев, что осложняет их принятие. В целом это важный, но пока только первый шаг, и многое будет зависеть от внесенных в процессе рассмотрения поправок, над чем уже изо всех сил трудятся лоббисты «большого тека».

«Искусство заключения сделок» от Байдена

Наконец, драматично развиваются переговоры по ключевой законодательной инициативе администрации – плану по восстановлению инфраструктуры, предполагавшей выделение порядка 2,2 трлн. долл. (а в расширенной версии – 4 трлн долл.) на инфраструктурные проекты, зеленую энергетику, повышение занятости и укрепление социального обеспечения.

Чтобы добиться подвижек по этому вопросу Байдену надо было собрать пазл из трех, казалось бы, несовместимых частей. Республиканцы были заинтересованы в выделении средств на «физическую» инфраструктуру, но выступали категорически против масштабных трат, предполагавших повышения налогов. Умеренные демократы отказались от принятия каких бы то ни было долгосрочных программ посредством процедурных уловок без межпартийной поддержки. Прогрессисты, явно теряя терпение, начали говорить, что больше не поддержат ни один законопроект без серьезного экологического и социального компонента.

Выпутываясь из этой ситуации, Байден провел мастер-класс по «искусству заключения сделок». После примирительного шага Белого дома – снижения стоимости плана до 1,2 трлн. долл. – республиканцы согласились сесть за стол переговоров. Была сформирована межпартийная группа законодателей, которая 23 июня достигла компромисса о выделении порядка 1 трлн долл., которые будут собраны из различных источников без повышения налогов. Одновременно, администрация и руководство демократов пообещали запустить процедуру «бюджетного примирения» (budget reconciliation), позволяющую принимать законы без участия республиканцев, и включить в рассматриваемый таким образом законопроект политические приоритеты прогрессистов. Что именно в него войдет станет предметом (без сомнения ожесточенного) торга в ближайшие недели, но Берни Сандерс уже дал понять, что продешевить не получится, и опубликовал «свой» инфраструктурный план – общей стоимостью в 6 трлн долл.

Пока что вся конструкция держится «на честном слове» руководства демократической партии. Республиканцы, получив сегодня то, что они хотели, сохраняют надежду на то, что демократы между собой еще могут и не договориться, а бюджетная дисциплина центристов позволит умерить пыл левого крыла. Прогрессисты должны будут в очередной раз капитулировать в обмен на общения, что в будущем все политические потери будут с лихвой компенсированы. Тем не менее, в администрации надеются, что это сработает, и 24 июня Джо Байден победоносно провозгласил: «У нас есть сделка», и, кивая в сторону законодателей, добавил: «Вообще, я ни в чем не уверен, за исключением надежности данного ими слова».

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше