banner

Несмотря на осложнившееся положение России на мировой арене и продолжение украинского кризиса, Россия продолжает играть главную роль в нормализации ситуации в Сирии. Это касается как экономического восстановления страны, так и политического урегулирования и установления контроля правительства над всей территорией страны. Однако это требует времени: сложнейший клубок противоречий вокруг сирийского кризиса невозможно разрешить мгновенно, как бы этого не желали сами сирийцы, недовольные медленным развитием событий.

         Хотя украинский кризис и новые горячие точки на постсоветском пространстве требуют значительных дипломатических, а иногда и военных ресурсов, Россия продолжает оставаться важным игроком в сирийском конфликте и на Ближнем Востоке. Спекуляции на тему того, что Россия может вывести вооруженные силы из Сирии для их использования на Украине, были не раз опровергнуты спецпредставителем президента России по сирийскому урегулированию Александром Лаврентьевым.

         С 2015 года российская авиация внесла решающий вклад в победу над ИГИЛ и освобождение большей части территории страны от экстремистов. Российская дипломатия помогла стабилизировать региональную обстановку и найти конструктивный подход к работе с другими акторами, влияющими на динамику сирийского кризиса – Турцией и Ираном – в рамках так называемого астанинского формата. Россия также имеет возможность управления эскалацией в отношениях Сирии и Израиля, регулярно проводящего атаки на иранские объекты на территории САР, которые в некоторых случаях приводят к гибели и сирийских граждан.

         Военная фаза конфликта в основном завершилась к концу 2018 года, когда были ликвидированы очаги сопротивления экстремистов на юге и в центральной части Сирии. После этого военно-политическая ситуация в основном стабилизировалась и перед Россией и сирийским руководством встали два ключевых вопроса: 1) экономическое восстановление страны, разрушенной гражданской войной; 2) восстановление суверенитета над территориями, контролируемыми другими силами (Турция, Иран, США и вооруженные группировки оппозиции и экстремистов). К этому также можно добавить вопрос возвращения сирийских беженцев, многие из которых являются высококлассными специалистами, чьи знания необходимы для восстановления нормальной жизни в стране.

         Однако, с 2019 года значительного прогресса в этих вопросах не наблюдалось, что начало вызывать определённое недовольство сирийской стороны, скрыто упрекающей Россию в недостаточных усилиях по помощи арабской республике и использовании своего военного присутствия на территории страны для увеличения влияния на Ближнем Востоке. Россия в то же время стремится к политическому урегулированию кризиса и не рассматривает Башара Асада как несменяемую фигуру на сирийской политической арене.

         Не имея значительных собственных ресурсов для экономического восстановления Сирии, Россия стремилась примирить сирийцев с арабскими монархиями Персидского залива, обладающими значительным финансовыми ресурсами. Однако, арабские лидеры долгое время опасались, что плодами их экономических усилий может воспользоваться Иран, имеющий прямое военное присутствие в Сирии, в результате чего значительного прогресс не наблюдалось

         В восстановлении суверенитета над оставшейся частью сирийской территории также имеются трудности: США в союзе с курдскими вооружёнными формирования YPG продолжают контролировать ситуацию на восточном берегу Ефрата, курды сохраняют самоуправление на севере Сирии, а Идлиб продолжают контролировать группировки, поддерживаемые Турцией.

С началом украинского кризиса вопрос о будущей роли России в сирийском конфликте стал ещё более актуальным. На фоне снижения экономических возможностей в результате западных санкций, а также изменений в динамике самого сирийского кризиса критические голоса в отношении способности России продолжать играть активную роль в сирийском кризисе стали раздаваться громче. Напряжённость актуализировало стремление Турции провести новую военную операцию в Сирии в этом ноябре. Летом в результате саммита в астанинском формате в Тегеране Турция фактически отказалась от проведения военной операции на севере Сирии. Однако, после теракта в Стамбуле 13 ноября, в котором турецкое руководство обвинило Рабочую партию Курдистана, действовавшую, как утверждают в Анкаре, с территории курдских анклавов в Сирии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь заговорил о проведении наземной военной операции. Этому предшествовали турецкие воздушные удары по курдским военным объектам. С 2017 года Турция провела на севере Сирии три успешные военные операции, что заставляет опасаться курдские формирования YPG за свои территории и в этот раз. Лидеры курдов призывают Россию и США вновь оказать давление на Эрдогана, чтобы предотвратить проведение операции.  

Какую роль может и должна играть Россия в Сирии в нынешних условиях? Даже до начала украинского кризиса действия России в ситуации, в которой находится Сирия, не могли принести быстрых результатов – это должна быть планомерная долгосрочная работа, требующая многочисленных усилий.

Рассмотрим экономический аспект кризиса. Экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, имеется значительный дефицит торгового баланса, нехватка иностранной валюты, проблемы в области продовольственной безопасности. В нынешних условиях, когда необходимо восстановление четырёх новых областей, вошедших в состав России, а также концентрация ресурсов в области ВПК для продолжения СВО, Москва не может напрямую способствовать восстановлению арабской республики. Однако, Россия может использовать своё уникальное положение на Ближнем Востоке, позволяющее ей развивать отношения как с Ираном, так и с арабскими монархиями Персидского залива, для поиска компромиссов и привлечения их ресурсов на благо сирийской экономики. Признаком успешной работы на данном направлении стал первый с начала гражданской войны визит сирийского президента в арабскую страну – в середине марта 2022 года он посетил ОАЭ, где встретился с наследным принцем Абу-Даби Мохаммедом бен Зайдом, тогда являвшимся фактическим правителем страны. Политическая нестабильность в Иране может поставить под угрозу эти планы, однако со временем ситуация в Исламской республике также скорее всего нормализуется. Россия может привлечь обе стороны к работе в нефтегазовой индустрии: после заключения соглашения о демаркации морской границы Ливана и Израиля, ожидалось начало переговоров Ливана с Сирией по такому же соглашению, что позволит проводить добычу газа на шельфе Средиземного моря. В условиях сохраняющихся санкций против Сирии Россия фактически является выходом Сирии во внешний мир.

С политической точки зрения роль, которую продолжает играть Россия, заключается в координации ситуации по Сирии с Турцией и Ираном, а также блокировании американских и европейских резолюций в СБ ООН. Несмотря на усиление турецкого давления, Москва способна продолжать находить компромиссы по Сирии и ключевым результатом её действий может стать восстановление отношений Анкары и Дамаска. В конце ноября на фоне угроз о проведении новой наземной операции президент Турции вновь высказал идею о возможности встретиться с лидером Сирии Башаром Асадом. Стремление Турции начать переговоры с Сирией стало результатом долгих усилий российской дипломатии по сближению позиций двух стран. Нормализация турецко-сирийских отношений позволит значительно улучшить экономическое положение в Сирии, благодаря привлечению турецких компаний для восстановления инфраструктуры и жилых кварталов страны, а также налаживанию торговли (до 2011 года Турция была крупнейшим иностранным инвестором в Сирии).

Россия также способствует постепенной интеграции курдских анклавов в Сирию. Весной на фоне турецких угроз о проведении операции на севере Сирии в курдские анклавы зашли части сирийской армии, оказывавшие поддержку курдам. Тренд на продолжение интеграции курдов обратно в Сирию продолжается, однако окончательно курдский вопрос может быть разрешен лишь при активизации конституционного процесса, в ходе которого должен быть выработан консенсус относительно нового положения курдских территорий в составе республики.

Наконец, Россия продолжает работать над сирийским урегулированием в рамках СБ ООН. Москва по-прежнему призывает к выводу с территории Сирии всех иностранных войск, находящихся там на незаконной основе (в первую очередь США). Кроме того, Россия стремится сформировать систему, при которой гуманитарная помощь в Сирию будет поступать только через легитимное правительство Б. Асада, а не напрямую в анклавы оппозиции, как в случае с Идлибом. В результате в июле Москва заблокировала резолюцию о продлении поставок гуманитарной помощи в Идлиб через пропускной пункт Баб аль-Хава на границе с Турцией.

Несмотря на осложнившееся положение на мировой арене и продолжение украинского кризиса, Россия по-прежнему играет главную роль в нормализации ситуации в Сирии. Это касается как экономического восстановления страны, где Москва, хотя сама и не может внести значительный вклад в этот вопрос, может способствовать нормализации отношений Сирии с Турцией и арабскими монархиями Залива, заинтересованными в инвестициях в арабскую республику, так и политического урегулирования кризиса. Именно при посредничестве России возможно окончательное восстановление контроля правительства над всей территорией страны. Однако это требует времени: сложнейший клубок противоречий вокруг сирийского кризиса невозможно разрешить мгновенно, как бы этого не желали сами сирийцы.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше