Трудности в торговых переговорах с Китаем, подвижки в которых ожидаются не раньше личной встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином на полях саммита «Группы 20», не помешали администрации пойти на обострение торговых противоречий с такими важными для американской экономики партнёрами как Мексика и Индия.
В случае с Мексикой угроза введения тарифов являлась, скорее, инструментом для того, чтобы добиться побед по вопросу борьбы с нелегальной миграцией в преддверие официального запуска предвыборной кампании Дональда Трампа. Тесные экономические связи между соседями, с одной стороны, сделали угрозу тарифов наиболее действенным оружием, с другой – вызвали бурю недовольства среди американского бизнеса, республиканцев и даже членов администрации, что позволило Мексике договориться с президентом ценой символических уступок. Такая динамика двусторонних отношений, вероятнее всего, будет продолжаться по мере приближения президентских выборов.
Над Индией тучи пока только начинают сгущаться, однако претензии Вашингтон предъявляет сразу на нескольких фронтах. Уже лишив Нью-Дели преференций в торговле с США и провозгласив курс на «выправление» торгового баланса, администрация в последние недели сигнализировала готовность бороться с ограничениями для американских технологических компаний, и, в целом, пригрозила начать процесс полного пересмотра двусторонней торговли. Нарендра Моди, укрепив на выборах свои внутриполитические позиции, впервые вывел противоречия с США в публичное поле, введя ответные тарифы на американский экспорт. Хоть и незначительные по объёму, они ударили по наиболее уязвимой части электората Трампа – американским аграриям.
Дамоклов меч над головой Мексики
30 мая Белый дом в официальном заявлении пригрозил тарифами в отношении всех импортируемых из Мексики товаров (около 350 млрд долл. в год), если не будут предприняты срочные меры для «кардинального сокращения количества нелегальных иностранцев, пересекающих её территорию для попадания в Соединённые Штаты». Тариф, введение которого было запланировано на 10 июня, должен был ежемесячно увеличиваться на 5% и достичь 25% к 1 октября 2019 года.
Данная угроза, реализация которой могла запустить рецессию в уже испытывающей сложности мексиканской экономике, являлась фактически ультиматумом для южного соседа, около 80% экспорта которого приходится на США. Поэтому неудивительно, что уже через несколько дней в Вашингтон прибыла делегация из Мексики во главе с министром иностранных дел Марсело Эбрардом. На протяжении недели она встретилась с вице-президентом Майком Пенсом, министром сельского хозяйства Сонни Пердью, торговым представителем Робертом Лайтхайзером и и.о. министра внутренней безопасности Кевином Макалинаном. Главное требование США, скрывавшееся за пространной формулировкой «сокращение незаконных пересечений границы», сводилось к заключению т.н. соглашения о «третьей безопасной стране». Это подразумевает, что нелегальные мигранты, желающие пересечь Мексику для попадания в США, будут обязаны ожидать решения по запросу о предоставлении убежища, находясь на территории Мексики. Данное условие позволило бы разгрузить переполненные «приюты» для нелегальных мигрантов, тяжёлые условия содержания в которых уже дали повод оппонентам Трампа называть их «концентрационными лагерями».
На первый взгляд, угрожая тарифами, Дональд Трамп нашёл самое уязвимое место – зависимость Мексики от торговли с США. Однако, как показала реакция американских внутриполитических групп, именно такое тесное экономическое сотрудничество спасло Мексику от полной капитуляции. Уже через день после публикации угрозы Белым домом против тарифов выступили не только представители американского бизнеса, но и обычно лояльные Трампу республиканские законодатели. 4 июня лидер большинства в Сенате Митч Макконнелл (респ., Кентукки) дал понять, что имеется достаточное количество голосов, чтобы отменить такие тарифы, чем вызвал негодование Трампа, заявившего, что республиканцы будут «глупцами», если попробуют это сделать. Южного соседа поддержали и члены администрации. Торговый представитель Роберт Лайтхайзер и вице-президент Майк Пенс, хоть и воздержались от публичных комментариев, по сообщениям СМИ, были неприятно удивлены действиями президента. В день публикации заявления Пенс находился в Канаде, а Лайтхайзер – на Капитолийском холме, где они пытались ускорить ратификацию Соглашения о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой. Введение тарифов просто перечеркнуло бы все их усилия.
На этом фоне заключенное 7 июня соглашение между администрацией и мексиканской делегацией оказалось далеко от того, на что рассчитывал Белый дом, и сводилось к обязательству Мексики «незамедлительно начать обсуждение» мер для решения вопроса мигрантов. Туманность формулировки была разбавлена конкретными шагами в рамках уже реализуемых инициатив: ускорением формирования Национальной гвардии, созданной ещё в феврале для задержания незаконных мигрантов, а также выделением помощи для стабилизации ситуации в Центральной Америке, что президент Мексики обещал сделать ещё во время предвыборной кампании. Несмотря на отсутствие кардинальных изменений, Дональд Трамп победоносно сообщил, что введение тарифов «бессрочно» отменяется, и записал соглашение себе в актив, заверив общественность, что существует ещё «секретная» часть с более серьёзными уступками. Это, впрочем, незамедлительно было опровергнуто мексиканской стороной. Данное утверждение вскоре подтвердилось самим текстом соглашения, который как раз в это время «в результате утечки» попал в мексиканские СМИ.
Учитывая, что борьба с нелегальной миграцией будет стоять в центре кампании Дональда Трампа, как продемонстрировало его выступление перед избирателями на этой неделе во Флориде, подобные выпады в адрес Мексики могут стать удобным инструментом для активизации электората. «Мексика может перевести дух. На этот раз катастрофы удалось избежать, – заметил Данкан Вуд, директор Института по изучению Мексики Международного научного центра имени Вудро Вильсона. – Но проблема никуда не исчезла. Она как Дамоклов меч будет теперь висеть над головой Мексики».
Следующая на очереди – Индия
Если в отношении Мексики угроза введения тарифов на время была снята, то торговые противоречия с Индией только набирают обороты. 15 июня Индия сообщила о введении тарифов в отношении 29 товарных позиций американского экспорта. Вступившие в силу 16 июня пошлины, некоторые из которых достигают 120%, распространятся преимущественно на сельхозпродукцию США (миндаль, яблоки, грецкие орехи и проч.) и затронут товары на сумму 220 млн долл. Хотя это является каплей в море на фоне торгового оборота в 142,1 млрд долл., данный шаг сигнализирует об изменении позиции Нью-Дели, до сих предпочитавшей не выносить разногласия с США на публику.
Так, решение о введении этих тарифов Индия приняла ещё в июне 2018 года в ответ на американские пошлины на сталь и алюминий, однако с тех пор откладывала их практическую реализацию. За это время помимо требований Вашингтона отказаться от импорта иранской нефти, заставивших индийские компании искать новых поставщиков, двусторонние торговые отношения омрачило опубликованное в марте 2019 года решение США исключить Нью-Дели из программы «Единая система преференций». Вступившее в силу 5 июня (по окончании положенного 60-дневного периода) лишение Индии преференций в торговле с США приведёт к введению тарифов до 7% на различные категории товаров индийского экспорта, общая стоимость которых в 2018 году составила 6,3 млрд долл.
Более того, в начале июня появились сообщения о том, что администрация готовится формально запустить процедуру «изучения» торговых практик Индии в соответствии с Разделом 301 Закона о торговле 1974 года, который позволяет президенту принимать все надлежащие меры для изменения торговой политики иностранных государств, если она ограничивает коммерческую свободу американских компаний. Именно с такого «расследования» (данная процедура получила название «301 Investigation») началось повышение тарифов в отношении Китая. Как сообщили СМИ со ссылкой на неназванные высокопоставленные источники, Лайтхайзер в частных беседах любит повторять, что после того, как будет покончено с Китаем, администрация возьмется за Индию.
Наконец, дополнительным раздражителем в американо-индийских отношениях может стать обсуждаемое в Вашингтоне введение ограничений на предоставление рабочих виз (H1-B) для стран, использующих практику «локализации хранения данных» – требование к иностранным компаниям хранить информацию на серверах, расположенных в стране ведения бизнеса. Хотя данная мера формально не направлена против Нью-Дели, именно индийский IT-сектор и, в целом, граждане Индии, на которых ежегодно приходится около 70% выдаваемых США рабочих виз, могут стать главными пострадавшими. Ожидается, что вопрос об открытии индийского технологического рынка для американских компаний станет одним из основных во время предстоящего визита госсекретаря.