banner

После своего заявления о грядущем уходе с поста руководителя ХДС Ангела Меркель нанесла “успокаивающий” визит на Украину. Канцлерин выразила недовольство ходом Минского процесса, привычно возложив ответственность за его пробуксовку на Россию. Впрочем, гораздо больше внимания Меркель стремилась уделить экономическим реформам украинского правительства.

В Берлине германское руководство принимало лидеров африканских стран, участвующих в инициативе «Compact with Africa». Журналистам не понравилось, что авторитарных африканских правителей принимали на высшем уровне, а экономисты остались недовольны выборкой стран-участниц.

Фридрих Мерц за короткое время обошел в популярности прежних главных кандидатов на пост лидера ХДС. Благосклонность прессы к кандидату-консерватору определяется не только запросом на возврат к традициям христианских демократов, но и его хорошими отношениями с немецким и американским бизнес-сообществом. В случае его победы Ангела Меркель может преждевременно покинуть канцлерский пост.

Визит Ангелы Меркель на Украину

1 ноября Ангела Меркель посетила Киев, где провела переговоры с украинским президентом Петром Порошенко и премьер-министром Владимиром Гройсманом. Это первый визит канцлерин на Украину в двухстороннем формате с 2014 года. Главными темами переговоров стали экономические реформы на Украине, ситуация на Донбассе и экономические санкции против России.

В ходе обсуждения конфликта на Юго-Востоке Украины, Ангеле Меркель в очередной раз пришлось признавать затруднения в реализации Минских соглашений. По мнению канцлерин, реальный прогресс, если он и есть, измеряется миллиметрами. Критике подверглись продолжающиеся столкновения на линии соприкосновения, предстоящие выборы в Донецке, ухудшение гуманитарной обстановки и санкции России против украинских чиновников и бизнесменов. Ответственность за пробуксовку Минских соглашений была привычно возложена на Россию, которая остается для ФРГ полноценной стороной конфликта. Меркель заявила, что будет поддерживать продление санкционного режима в декабре 2018 года.

В вопросах украино-германских отношений немецкая делегация подтвердила намерения оказывать финансовую помощь и консультации в проведении реформ. Для содействия в проведении децентрализации на Украину ранее был направлен бывший премьер-министр Саксонии Георг Мильбрадт, обладающий репутацией эксперта в данной области. Его работа получила высокую оценку у немецкого и украинского руководства. Меркель напомнила, что ФРГ ежегодно вкладывает до 2 млн. евро в развитие науки на Украине, и пообещала экономическую помощь в размере 85 млн. евро. Петр Порошенко оценил размер немецких инвестиций в украинскую экономику в размере 7 млрд. евро за последние 4 года. Премьер-министр Гройсман выразил надежду достичь оборота между Украиной и ФРГ до 10 млрд. евро в год.

Как и во время прошлых встреч лидеров Украины и ФРГ риторика немецкой и украинской стороны в отношении России, несмотря на внешний консенсус, была различной. Канцлерин, даже признавая Россию стороной конфликта, тем не менее, предпочитала не упоминать Москву как действующего участника конфликта на Донбассе и дестабилизирующий фактор внутриукраинской политики.

Киевский визит Меркель носил успокаивающий характер для украинской политической элиты. Намерение канцлерин покинуть руководящий пост в ХДС и сохраняющиеся риски внеочередных выборов рискуют отразиться на работе Минского формата. Один из вопросов на совместной пресс-конференции касался продолжения поддержки Германией и ЕС украинских реформ после ухода Меркель, на что президент Порошенко дал обнадеживающий ответ, однако лишенный конкретики. Смена лидерства в ХДС при победе любого из возможных кандидатов вряд ли приведет к изменению позиции партии по украинскому кризису, однако появление новых людей на руководящих позициях со стороны ФРГ может вызвать ревизию существующих механизмов поддержки киевского правительства.

Конференция инициативы «Compact with Africa»

30 октября в Берлине состоялась конференция в рамках инициативы государств группы G20 «Compact with Africa». Главы 12 африканских стран, участвующих в программе, прибыли в ФРГ для обсуждения первых итогов инициативы и перспектив на будущее. В рамках мероприятия состоялась серия переговоров африканских лидеров с канцлером Ангелой Меркель, президентом Франком-Вальтером Штайнмайером, председателем бундестага Вольфгангом Шойбле и другими немецкими официальными лицами и бизнесменами. Также в мероприятии принял участие канцлер Австрии Себастиан Курц.

Главным итогом прошедшей встречи стало решение о формировании фонда в размере 1 млрд. евро для поддержки малого и среднего бизнеса из Германии и африканских стран. Предоставление денежных средств будет зависеть от действий африканских правительств в обеспечении прозрачности экономики, устранении бюрократических преград для бизнеса. Выделенные средства призваны помочь компаниям закрепиться на африканском рынке и обеспечить условия для дальнейшего развития.

Несмотря на декларируемые цели улучшить экономическое положение африканского континента, и прошедшая конференция, и сама инициатива «Compact with Africa» подверглись шумной критике со стороны журналистов и экспертного сообщества. Прессе не понравилось, что в Берлин на мероприятие съехались африканские авторитарные лидеры, которым обеспечили прием на высшем уровне. Среди наиболее проблемных фигур упоминались лидер Египта, генерал Ас-Сиси, подавляющий оппозицию у себя в стране, и лидер Руанды Поль Кагаме, бессменно находящийся у власти уже 18 лет.

Что касается самой программы, то её раскритиковали за узость формата, из-за чего ощутить реальную экономическую поддержку сможет только небольшое количество африканцев. «Compact with Africa» никак не регламентирует действия африканских государств в области образования или здравоохранения и не предъявляет соответствующих обязательств к немецким компаниям, работающим на африканском континенте. Строгая ориентация на бизнес-интересы оставляет множество актуальных проблем Африки нерешенными.

Вопросы вызвали и выбор государств, принимающих участие в программе. Вне ее рамок оказались беднейшие страны регион – Южный Судан, ЦАР, Мозамбик. В то же время, в списке участников нет и важных партнеров для ФРГ – Танзании и Кении. В ответ на претензии о формальном несоответствии нормам инициативы «Compact with Africa» Египта, в немецком правительстве указали на важность Каира как партнера в миграционном вопросе и ливийском кризисе.

Дебаты о будущем руководстве ХДС

Решение Ангелы Меркель не выдвигать свою кандидатуру в партийное руководство в декабре 2018 года вызвало дискуссию о новом лидере ХДС и начало внутрипартийной электоральной гонки. На данный момент известно о том, что претендовать на роль партийного лидера будут 12 кандидатов. Реальные шансы занять высокий пост сохраняют три представителя ХДС.

Еще до заявления Меркель о своем грядущем уходе из политики в качестве ее преемника на посту партийного руководителя и канцлера рассматривали генерального секретаря ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр и, с меньшей вероятностью, министра здравоохранения Йенса Шпана. За АКК (так сокращенно обозначают длинное имя Крамп-Карренбауэр немецкие СМИ) закрепилась репутация полностью лояльного Меркель политика, тогда как молодой Шпан критиковал канцлерин с позиций консервативного крыла христианских демократов.

Однако практически сразу после резонансного заявления Меркель в борьбе за лидерство в ХДС возникла новая фигура. О своем желании выставить свою кандидатуру на декабрьских выборах объявил бывший руководитель фракции ХДС в бундестаге Фридрих Мерц. За короткое время он сравнялся по упоминаемости в прессе с АКК и Шпаном и, на данный момент, по опросу издания Bild am Sonntag, удерживает лидерство по популярности среди немцев, набрав 38% голосов опрошенных.

Для СМИ выдвижение Мерца означает появление во внутрипартийной борьбе в ХДС интриги в духе острых политических сериалов. Карьера Фридриха Мерца как политика, обещавшая ему значительные перспективы, фактически оборвалась в начале 2000-х годов из-за закулисных интриг Ангелы Меркель. Будущей канцлерин удалось отстранить Мерца от руководства фракцией, нейтрализовать его сторонников в бундестаге и руководстве ХДС, в конечном счете, полностью устранив его из партийной жизни.

Теперь возможное триумфальное возвращение Мерца будет означать отложенный реванш. Несмотря на оптимистичные заявления Меркель, есть большие сомнения в том, что ей удастся сохранить канцлерский пост до 2021 года в случае его победы. Сработаться бывшим соперникам будет трудно.

Шансы на успех у Мерца значительны. Годы работы в бизнес-структурах обеспечили ему широкие связи с транснациональными корпорациями, немецким и американским бизнесом. Значение данного фактора уже проявило себя на уровне информационных кампаний в СМИ, за короткое время напомнивших немецким избирателям о бывшем конкуренте канцлерин.

Отсутствие Мерца в политике с начала 2000-х годов снимает с него ответственность за действия ХДС, ведомого Меркель. Он последовательно выстраивает собственную репутацию как человека, способного вернуть партии консервативные ценности, которые растеряла его предшественница. Здесь Мерц вторгается в риторику Йенса Шпана, однако для христианских демократов 38-летний министр здравоохранения выглядит менее надежным, чем респектабельный адвокат-мультимиллионер.

В то же время, победа Мерца не является предопределенной. Почти два десятилетия назад он оказался слабее Меркель в партийных интригах. Напряженно-спокойная обстановка вокруг кандидата канцлерин Крамп-Карренбауэр может служить дымовой завесой для интенсивных закулисных переговоров.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше