banner

«Климатическая» неделя ФРГ

Прошедшая неделя в ФРГ прошла под знаком дискуссий о последствиях изменения климата. 20 сентября правительство Германии приняло т.н. «климатический пакт». Документ предписывает комплекс мер, направленных на снижение эмиссии парниковых газов, и ставит задачу сократить их выбросы в атмосферу на 55% по сравнению с уровнем 1990 г.

Выполнить поставленную задачу предполагается за счет работы в нескольких направлениях:

– Сокращение выбросов СО2 со стороны личного и общественного транспорта

– Снижение выбросов СО2 на бытовом уровне

– Установление оплаты за эмиссию СО2

Некоторые инициативы уже становились предметом широкой общественной дискуссии в Германии. Так, по инициативе партии «Зеленые» обсуждался вопрос ограничения или полного запрета внутригерманских пассажирских авиаперелетов, которые предлагалось заменить железнодорожными перевозками. На данный момент билет на самолет между немецкими городами зачастую стоит дешевле, чем билет на поезд, что определяет выбор в пользу авиасообщения не только со стороны туристов или частных лиц, но и руководства компаний, направляющих своих сотрудников в командировки. «Пакт» не ставит цель ограничить внутригерманское авиасообщение, но будет влиять на ценообразование билетов, повышая тарифы на авиаперелеты и сокращая стоимость билетов на поезда.

Среди других мер прописаны такие нововведения как субсидирование покупок электроавтомобилей, постепенный отказ от использования дизельных котлов домах, финансовая поддержка производства биотоплива. Плата за эмиссию СО2 будет установлена с 20121 года и будет постоянно увеличиваться. Предполагается, что реализация всех прописанных в документе мер потребует от бюджета ФРГ 54 млрд евро.

Несмотря на внушительные финансовые затраты, эко-активисты и представители партии «Зеленые» посчитали проект недостаточно эффективным. В основном критика касалась плановых количественных показателей. «Зеленых» не устраивают ни предполагаемые цифры по количеству выбросов СО2, ни сроки их достижения.

Экологическая проблематика оказалась центральной и во внешнеполитическом измерении. Ангела Меркель и Аннегретт Крамп-Карренбауэр направились в Нью-Йорк, чтобы принять участие в климатическом саммите и 74-й сессии Генассамблеи ООН. Повышенное внимание прессы к вопросам изменения климата иногда вызывало скандальные инфоповоды без очевидной на то причины. Немецким репортерам не понравилось, что канцлер и министр обороны отправились за океан на разных самолетах, хотя ранее утверждалось, что они полетят одним бортом. Согласно официальной версии, самолет канцлерин не мог вместить две делегации германского правительства, и было принято решение использовать два самолета. В ответ критики указали на то, что АКК со своим окружением летели в почти пустом самолете (делегация министра обороны состояла из 15 человек, вместимость борта – 214 человек), что, с учетом климатологической повестки дня мероприятий, выглядело лицемерно. Любопытно, что полет разными самолетами ни пресса, ни официальный Берлин не пытались объяснить соображениями безопасности.

В Нью-Йорке Ангелу Меркель сопровождали министр экологии Свенья Шульце, министр здравоохранение Йенс Шпан и министр экономического развития Герд Мюллер. Также почти одновременно с Меркель в Нью-Йорке находился и глава МИД ФРГ Хайко Маас. Канцерин выступила на климатическом саммите, где рассказала о немецком «климатическом пакте» и, фактически адаптировав германскую внешнеполитическую концепцию «мультилатерализма» к проблемам защиты окружающей среды, выступила за широкой международное взаимодействие для борьбы с глобальным потеплением.

Среди значимых инициатив в рамках климатического саммита, в которых приняла участие Германия, можно выделить встречу «Альянса за Амазонку», на которой обсуждался вопрос сохранения тропических лесов Южной Америки и намерение Берлина присоединиться к «Альянсу за отказ от использования угля». Ангела Меркель пообещала выделить 250 млн евро на программы по защите тропических лесов. Что касается отказа от использования угля в качестве источника энергии, то Берлин, вступив в союз, подтвердил свои установки по отказу от угля, никак не корректируя их в соответствии с целями союза, в которые входит 80 стран.

Канцлеру ФРГ удалось побеседовать и с шестнадцатилетней шведской активисткой Гретой Тунберг, запомнившейся своей эмоциональной речью на открытии климатического саммита. Краткий разговор прошел в доброжелательном ключе. Однако Меркель осталась не вполне довольна речью Греты, упрекнув её в том, что она не учла роль современных технологий в борьбе против глобального потепления.

Несколько разнообразили климатическую повестку дня двухсторонние переговоры Ангелы Меркель с президентом Дональдом Трампом и президентом Ирана Хасаном Роухани. Короткие встречи были посвящены торгово-экономическим вопросам и ситуации с иранской ядерной сделкой. Несмотря на то, что Берлин вместе с Парижем и Лондоном возложил ответственность за атаки в Саудовской Аравии на Тегеран, встреча с иранским лидером прошла в доброжелательной атмосфере.

Период кратковременного мирового ажиотажа вокруг климатических проблем позволил Ангеле Меркель в очередной раз подтвердить свою репутацию «климатического канцлера» и, до известной степени, «морального лидера Запада». Уверенно владея приемами «мягкой силы» в сфере политики по предотвращению изменения климата, официальные лица ФРГ чувствуют себя комфортно в форматах многосторонних дискуссий вокруг проблем с экологией. В отличии от широко обсуждаемой речи Греты Тунберг, вызвавшей скорее противоречивую реакцию, чем одобрение, выступление Ангелы Меркель было воспринято как конструктивное и заслуживающее внимание. Немецкий «климатический пакт» был представлен в качестве образца эффективной экологической политики и повысил авторитет Германии в глазах партнеров.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше