banner

Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен добилась своего избрания на пост главы Еврокомиссии. Попытки социал-демократов развернуть против неё широкую информационную кампанию провалились. За неделю своеобразной предвыборной кампании госпоже фон дер Ляйен не удалось сформировать вокруг себя устойчивый пул сторонников, однако её усилий оказалось достаточно, чтобы заручиться минимально необходимой поддержкой.

Для борьбы с преодолением неравномерности социально-экономического развития территории ФРГ немецким правительством была представлена программа «Наш план для Германии». Документ предлагает пересмотреть принципы оказания помощи проблемным регионам, отказавшись от традиционного деления на земли «старой» и «новой» ФРГ. Теперь помощь могут получить и районы на западе страны.

Урсула фон дер Ляйен – новый глава Еврокомиссии

За день до голосования в Европарламенте за кандидатуру председателя Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что уходит с поста министра обороны ФРГ. Она не стала увязывать своё решение с предстоящим голосованием, заявив, что покинет свой действующий пост даже в том случае, если депутаты не одобрят её кандидатуру. И всё же, решительный шаг в карьере первой женщины – министра обороны Германии – был призван продемонстрировать уверенность госпожи фон дер Ляйен в своих силах.

Появившись внезапно как компромиссный вариант, кандидатура Урсулы фон дер Ляйен на пост председателя Еврокомиссии, кажется, больше всего обсуждался и критиковался в самой Германии. На уровне официальных заявлений она полностью устраивала Францию (Эммануэля Макрона называют одним из главных инициаторов её выдвижения, что представляется некоторым преувеличением), страны Вышеградской группы, государства Прибалтики и других членов ЕС, готовых активно выражать свою позицию по кадровым вопросам в высшем европейском эшелоне власти. Было очевидно, что ЕНП не намерена отдавать пост главы Еврокомиссии, и дискуссии насчет кандидатов от социал-демократов или либералов обречены остаться безрезультатными.

Тем не менее, в самой Германии явно закулисный характер выдвижения Урсулы фон дер Ляйен вместо потерявшего поддержку Манфреда Вебера вызвал волну недовольства, охватившую как партнеров правящей коалиции, так и оппозицию. Громче всего своё несогласие с кандидатурой министра обороны выражали в СДПГ. Ослабленные немецкие социал-демократы увидели в кандидатуре госпожи фон дер Ляйен очередную попытку наступления на свои позиции. Представители партии в Европарламенте распространяли среди коллег информационные материалы с указанием на ошибки Урсулы фон дер Ляйен на посту министра обороны ФРГ, предостерегая их от выбора в пользу явно некомпетентного управленца. Урезонить разбушевавшихся социал-демократов пришлось бывшему партийному руководству. Зигмар Габриэль, согласившись с тем, что ему не нравится то, как было оформлено выдвижение кандидатуры фон дер Ляйен (отводя удар от Ангелы Меркель, он возложил всю ответственность за произошедшее комбинацию на Эммануэля Макрона и Виктора Орбана), все же выразил уверенность, что она будет «хорошим председателем Еврокомиссии».

Сама госпожа фон дер Ляйен провела прошедшую неделю в своеобразном «промо-туре», убеждая депутатов отдать свои голоса за её кандидатуру. По разным данным, ей удалось сравнительно быстро заручиться поддержкой либералов, однако среди социал-демократов единого мнения сформировать так и не удалось. Финалом предвыборного турне стала речь кандидата утром 16 июля в день голосования. В ней Урсула фон дер Ляйен описала своё видение будущего европейской политики. В целом в своем выступлении она стремилась затронуть чувствительные для потенциальных политических союзников вопросы: экологию, социальную сферу, внешнюю политику. Убедить получилось не всех. Так, «Зеленые» остались недовольны расплывчатыми формулировками кандидата в вопросах сокращения вредных для климата выбросов и защиты разнообразия животного мира.

В итоге голосование завершилось с приемлемым для госпожи фон дер Ляйен результатом. Она получила поддержку со стороны 383 депутатов при необходимых 374 голосах. Против её кандидатуры выступили 327 депутатов, 22 воздержались от голосования. К своим новым обязанностям Урсула фон дер Ляйен приступит в ноябре.

Программа выравнивания экономического развития земель ФРГ

Очередной юбилей падения Берлинской стены и предстоящая тридцатилетняя годовщина объединения Германии вновь обращают внимание экспертов на то, как изменился восток и запад страны три десятилетия германского единства. До сих пор в ФРГ наблюдается значительная экономическая диспропорция между старыми и новыми землями. Согласно статистике, средняя заработная плата на западе по-прежнему превышает аналогичные показатели на востоке. «Осси» практически не представлены на руководящих позициях в крупных компаниях или государственных структурах. Карта электоральных предпочтений на территории бывшей ГДР значительно отличается от «старой» ФРГ.

Разнообразные меры экономической поддержки восточных земель, предпринимаемые немецким правительством, хотя и дают положительный эффект, все же признаются недостаточными. 10 июля в Берлине состоялась презентация документа «Наш план для Германии», призванного сократить разрыв между развитыми и развивающимися территориями ФРГ. Документ представляли глава МВД ФРГ Хорст Зеехофер, министр продовольствия и сельского хозяйства Юлия Клёкнер и министр по делам семьи, женщин и молодежи Франциска Гиффай. Таким образом, данный план является совместной разработкой трёх министерств, что, по замыслу авторов, должно обеспечить его всеобъемлющий характер.

Главной особенностью документа можно считать отказ его разработчиков от устоявшегося деления Германии на запад и восток. Отныне проблемные регионы выделяются и в рамках некогда безусловно благополучных западных земель. И, напротив, отдельные территории бывшей ГДР авторы признают экономически развитыми и не нуждающимися в особой дополнительной поддержке.

Действительно, представленные в докладе информативные карты показывают, что социально-экономическое неравенство хотя и в целом сохранило традиционные для Германии географические координаты, вместе с тем,  приобрело более сложное территориальное распределение. Крупные восточногерманские города, такие как Дрезден, Лейпциг, Росток, по многим показателем фактически сравнялись с уровнем Западной Германии (небольшие населенные пункты и сельская местность всё еще сильно отстают). С другой стороны, отдельные районы на западе страны усилили своё отставание от регионов – экономических драйверов ФРГ – и не сильно отличаются здесь от восточных земель.

В основе предложенной авторами документа стратегии по преодолению неравенства лежит принцип равного доступа к базовой инфраструктуре и государственным услугам на всей территории Германии. Прежде всего, речь идет о развитии общественного транспорта, телекоммуникационных систем, поддержке общественных инициатив и др. Предполагается расширить практику переноса отдельных государственных учреждений и научных учреждений в небольшие города для стимулирования местного предпринимательства.

Журналисты DW предположили, что «Наш план для Германии» мог бы рассматриваться и российскими властями в качестве одного из вариантов стратегии выравнивания уровня экономического развития регионов. Впрочем, они же признали, что в отличие от России, в ФРГ уже сложился высокий уровень транспортной доступности между регионами за счет густой сети автомобильных и железных дорог, а также других видов транспортного сообщения, что значительно облегчает реализацию многих пунктов программы. В то же время, отдельные положения немецкой программы вполне могут быть рассмотрены и применительно к российским реалиям.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше