banner

Сентябрь традиционно ознаменован крупными событиями международной повестки дня – в Вене прошла Генеральная конференция МАГАТЭ, а в Нью-Йорке состоялось открытие Генеральной Ассамблеи ООН. В то время, как Генеральная конференция в принципе является одной из главных мировых площадок для обсуждения ключевых вопросов нераспространения, в ходе недели высокого уровня Генассамблеи вопросы ядерной сферы также играли одну из центральных ролей. В эпицентре внимания оказались будущее Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД), а также перспективы наладить взаимодействие с Ираном в контексте пошагового сокращения последним своих обязательств в рамках соглашения.

В начале октября возобновились замороженные с саммита в Ханое в январе этого года контакты рабочего уровня между США и КНДР. Первые за несколько месяцев переговоры прошли в шведской столице Стокгольме и завершились неоднозначным результатами, оставив неясными перспективы продолжения диалога.

Генеральная конференция МАГАТЭ: основные события и результаты

Сентябрь традиционно является богатым на крупные события в сфере международной политики и, в частности, ядерного нераспространения. С 16 по 20 сентября в Вене состоялась 63-я Генеральная конференция МАГАТЭ. Проводимая ежегодно, Конференция собрала более 3 тыс. участников из 152 государств-членов Агентства, а также международных и неправительственных организаций. Конференция проходила в преддверии выборов генерального директора МАГАТЭ, что в целом определяло её атмосферу и задавало тональность дискуссиям. Ожидается, что новый глава Агентства определится в октябре-ноябре.

На пост главы Агентства официально претендуют четыре кандидата: исполнительный секретарь Организации по Договору о запрещении ядерных испытаний Лассина Зербо, постоянный представитель Аргентины при международных организациях в Вене Рафаэль Гросси, и.о. генерального директора МАГАТЭ Корнел Ферута, а также глава управления по регулированию ядерной деятельности Словакии Марта Зиакова. В настоящий момент наиболее вероятным претендентом на победу считается Гросси, которого поддерживают США.

Несмотря на то, что конференция официально завершила работу на день ранее – 19 сентября (на следующий день были проведены лишь запланированные ранее мероприятия) – был принят целый ряд важных документов, в частности, резолюции о применении гарантий МАГАТЭ на Ближнем Востоке и применение соглашения о гарантиях в КНДР. В части последнего речь идёт в основном о потенциальных механизмах проверки в случае денуклеаризации Корейского полуострова, и именно МАГАТЭ обладает наибольшим количеством кадровых, технических и прочих ресурсов для выполнения этой задачи. Позитивный характер дискуссий на полях Генконференции даже в таких зачастую представляющих сложность и вызывающих разногласия между Россией и Западом вопросах, как применение системы гарантий МАГАТЭ в КНДР, был отмечен постоянным представителем Российской Федерации при международных организациях в Вене Михаилом Ульяновым в ходе пресс-конференции по итогам мероприятия.

Помимо вышеупомянутых документов, государства ядерной «пятёрки» приняли совместное заявление против Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Вообще, вопросы, связанные с ДЗЯО, в настоящее время являются, пожалуй, единственным сюжетом, где «пятёрка» проявляет чуть ли не абсолютный уровень согласия. В сентябре 2019 г. Эквадор стал 27-м государством, ратифицировавшим договор (для его вступления в силу ратификаций необходимо 50). Однако, достаточно очевидно, что без поддержки официальных ядерных держав добавочная ценность такого соглашения близка к нулю. В современном контексте этот сюжет, напротив, является дополнительным раздражителем и источником потенциальной напряжённости в преддверии Обзорной конференции по ДНЯО, которая состоится в мае 2020 г.

Во время Генеральной конференции Вена – признанная столица ядерной дипломатии – принимает большое количество заслуживающих внимания мероприятий, не имеющих прямого отношения к программе самой конференции. Так, в рамках семинара, организованного Венским центром изучения вопросов разоружения и нераспространения (VCDNP), 19 сентября выступил помощник государственного секретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд. Особый интерес к этому событию обусловлен тем, что уже ставшие традиционными выступления Форда в подобном формате зарекомендовали себя в качестве своеобразного «обзора» наиболее актуальных тенденций американской внешней политики. Доклад был посвящён иранской ядерной проблеме, и в нем Форд отметил ряд пунктов, на основании которых формируется стратегическая логика иранского направления внешней политики США. Во-первых, США исходят из того, что Иран продолжает обманывать международное сообщество и МАГАТЭ, ведя незадекларированную ядерную деятельность, и это убеждение лежит в основе всех действий и решений американского руководства. Во-вторых, неприемлемость СВПД для Вашингтона обусловлена тем, что будущее соглашения делает Иран чрезмерно влиятельным игроком в регионе. В-третьих, временной ресурс, предоставляемый Тегерану в соответствии с соглашением, по мнению нынешней администрации, не будет способствовать интеграции Ирана в международное сообщество – напротив, сделает его ещё более агрессивным и экономически развитым игроком в регионе. Таким образом, чем дольше Тегеран будет продолжать вести такого рода деятельность – тем дольше будут продолжать оставаться в силе антииранские санкции и кампания оказания максимального давления со стороны США.

Безусловно, выступление Форда не содержало ничего принципиально нового, о чём бы ещё не заявляло американское руководство. Однако, становится понятно, что даже после кадровых перестановок (в виде ухода советника национальной безопасности Джона Болтона), вопрос о том, удастся ли действующей администрации США достичь какого-либо прогресса на иранском направлении как минимум до окончания первого президентского срока Дональда Трампа, всё ещё остаётся открытым. Категорический отказ Ирана садиться за стол переговоров с США весьма обоснован – у Тегерана нет достаточной мотивации договариваться с Вашингтоном. Одновременно с этим международное сообщество оказывается отброшенным назад к событиям более чем десятилетней давности: тогда отсутствие диалога между Ираном и США (по ядерной проблематике стороны не вели переговоры со времён Исламской революции 1979 г. вплоть до первой двусторонней встречи в Женеве в 2009 г.) в принципе поставило остальных партнёров по урегулированию перед фактом невозможности получить какие-либо осязаемые результаты по достижению прогресса вокруг иранской ядерной программы. Коммуникация между Тегераном и Вашингтоном исторически играет важную роль, и именно сближение позиций двух столиц во многом способствовало заключению СВПД в 2015 г. Отсутствие такого диалога практически означает крайне ограниченную степень полезности любых усилий, предпринимаемых другими сторонами соглашения. Одновременно с этим ситуация в регионе накалена до предела, в особенности после атаки 14 сентября 2019 г. на нефтеперерабатывающие объекты Саудовской Аравии, в которой Эр-Рияд и Вашингтон обвинили Иран. Таким образом, риск военного конфликта на Ближнем Востоке продолжает оставаться достаточно высоким.

СВПД на повестке дня Генеральной Ассамблеи ООН

Обсуждение иранской проблематики продолжилось на 74-й Генеральной Ассамблее ООН, которая открылась 21 сентября. Несмотря на то, что вопреки некоторым ожиданиям, встреча на полях Генассамблеи между президентом США Дональдом Трампом и президентом Ирана Хасаном Рухани не состоялась. Открытие заседания было ознаменовано выступлением президента США Дональда Трампа, в котором он выступил с жестокой критикой в адрес Тегерана, назвав его репрессивным жаждущим крови режимом и главной угрозой международному миру. Параллельно с этим на неделе высокого уровня Генассамблеи прошла министерская встреча между государствами-участниками СВПД (без США). Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф (находящийся под американскими санкциями и имеющий ограниченные возможности нахождения и перемещения в Нью-Йорке) отметил, что встреча носила конструктивный характер. Однако, Иран вновь подчеркнул, что прекратит постепенное сокращение своих обязательств по выполнению СВПД, только когда европейские партнёры выполнят собственные обещания в части компенсации выхода США из соглашения. Одновременно с этим Зариф заявил, что Тегеран будет готов пойти на серьёзные уступки (например, предоставление большего доступа в части инспекций, возведение запрета на ядерное оружие в статус закона верховным руководителем Ирана), если в качестве ответной меры США согласятся на полное снятие санкций и на ратификацию этого шага Конгрессом.

На фоне сокращения Ираном своих обязательств по СВПД в последние месяцы президент Франции Эммануэль Макрон взял на себя инициативу поиска возможных путей сохранения соглашения и продвижения вперед в сложившейся ситуации. После того как в августе 2019 г. свет увидела предложенная им идея предоставить Ирану кредит размером 15 млрд долл. США. в обмен на возврат Тегераном деятельности в рамки соглашения (что не увенчалось успехом, поскольку возврат Ираном займа подразумевал частичное снятие ограничений с торговли иранской нефтью), в начале октября французский президент предложил новый план. Документ состоял из четырёх пунктов, в соответствии с которыми, Иран должен был пойти на следующие уступки: никогда не разрабатывать ядерное оружие; полностью соблюдать свои обязательства в ядерной сфере; участвовать в переговорах по выработке границ своей ядерной деятельности; воздерживаться от агрессии и стремиться к достижению мира в регионе путём переговорного процесса. В ответ, в соответствии с планом, США обязуются снять все наложенные на Иран санкции с 2017 г. Однако, Тегеран заявил о том, что этот план не принимает во внимание взгляды Ирана, и накануне открытия Генеральной Ассамблеи верховный лидер Исламской республики Али Хаменеи заявил о том, что переговоры с США не состоятся до того момента, пока США не вернутся в СВПД.

Действительно, предложенная Макроном повестка в некотором роде вторила выступлению Трампа на Генеральной Ассамблее – хоть и не указывая напрямую на вопросы регионального влияния Ирана (не связанные с СВПД), она явно делала отсылку к ним, что соответствует позиции и интересам Вашингтона. Таким образом, отказ Ирана от такой формулы был достаточно предсказуем. Несмотря на то, что стремление Парижа взять на себя функции в сфере «челночной дипломатии» говорит о том, что политическая воля сохранить СВПД всё ещё сильна, пока трудно говорить о том, что даже в перспективе сторонам удастся достичь взаимоприемлемого результата. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что самим европейским партнёрам всё ещё не удалось придать устойчивый характер взаимодействию с Тегераном: например, даже механизм Instex, призванный обеспечить позитивную динамику объёма торгового оборота между Ираном и ЕС, за сентябрь 2019 г. провел лишь одну транзакцию. Что же касается самого Ирана, следующая «красная линия» по сокращению выполнения обязательств по СВПД запланирована на 4 ноября.

Возобновление американо-северокорейского диалога

4-5 октября в пригороде Стокгольма возобновились переговоры между США и КНДР. О перезапуске процесса было заявлено ранее на той же неделе заместителем министра иностранных дел КНДР Цой Сон Хи. Встреча стала первым официальным контактом между сторонами с июня 2019 г. – после того, как президент США Дональд Трамп встретился с руководителем КНДР Ким Чен Ыном в демилитаризованной зоне Пханмунджом на межкорейской границе.

Фактически сразу после заявления замглавы МИД КНДР о перезапуске переговорного процесса Пхеньян провёл испытательный пуск баллистической ракеты «Пуккыксон-3». Ракета, вероятнее всего запущенная с морской платформы или субмарины, по различным оценкам, преодолела траекторию в 910 км в высоту (по стандартной траектории – около 1 900 км) и приземлилась в японской ИЭЗ. Администрация Дональда Трампа, как и в предыдущие разы, проигнорировала это событие.

В преддверии встречи между американскими и северокорейскими дипломатами дискуссия в экспертном сообществе разворачивалась, в первую очередь, вокруг того, на что американская администрация будет готова пойти для достижения практического результата. Месяцем ранее, в августе 2019 г. Цой Сон Хи выступила с заявлением о том, что возобновление диалога может состояться в том случае, если США будут готовы найти новые подходы к разрешению ситуации и выступить с соответствующими интересам КНДР предложениями по урегулированию ситуации. На фоне отставки советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона справедливо было бы ожидать возможность пересмотра политики США на северокорейском направлении в пользу большей гибкости (в надежде на то, что вместе с Болтоном из администрации ушла опора на принцип «всё или ничего», в полной мере показавший свою несостоятельность в ходе саммита двух лидеров во Вьетнаме).

Примечательно, что 30 сентября в своём первом публичном выступлении после отставки Джон Болтон обрушился с критикой на политику администрации США в области урегулирования ситуации на Корейском полуострове. В частности, Болтон отметил, что КНДР никогда не откажется от своего ядерного потенциала, что мораторий на ядерные испытания и пуски МБР говорит о высоком состоянии готовности северокорейского арсенала, а не о желании пойти на компромисс с США, а также выразил несогласие с недостаточно жёсткой санкционной политикой Вашингтона в отношении КНДР.

Параллельно с этим в Пхеньяне также произошли кадровые перестановки. Накануне возобновления контактов, 2 октября престижную должность президента Института американских исследований (по совместительству – главы Департамента Северной Америки) МИД КНДР занял Чо Чхоль Су. Он сменил на посту Квон Чжон Гына, вступившего в должность менее года назад.

За несколько дней до американо-северокорейской встречи свет увидело предложение, которое американская делегация, якобы, должна была представить в Стокгольме: президент Трамп выразил готовность на три года снять с Пхеньяна экономические санкции в некоторых торговых сферах в обмен на поддающееся верификации закрытие ядерного комплекса в Йонбёне.

На переговорах северокорейскую делегацию в составе семи человек возглавил посол по особым поручениям Ким Мен Гиль, с американской стороны переговоры вёл спецпредставитель президента по Северной Корее Стивен Биган. Встреча прошла в пригороде шведской столицы Лидингё – там же находится посольство КНДР – и продлилась более восьми часов.

По окончании переговоров результаты оказались неоднозначными: по заявлению Ким Мен Гиля, северокорейская делегация была вынуждены прервать переговоры, поскольку США не представили ничего нового, что могло бы заинтересовать Пхеньян. По словам дипломата, Вашингтон выступил с предложениями более гибкого подхода, новых методов и креативных решений, но в действительности не привнёсших ничего нового в переговорный процесс, сохранив прежнюю тональность и риторику в целом. Представленные идеи вызвали разочарование северокорейской стороны и привели к срыву встречи. Однако, по словам американской стороны, события разворачивались иначе, и переговоры в Стокгольме прошли в духе «хорошей дискуссии».

Достаточно очевидно, что формула «снятие санкций на три года в обмен на закрытие Йонбёна» является фактически неприемлемой для Пхеньяна. Йонбён представляет из себя не просто одиночный центр, а комплекс из несколько сотен объектов (по разным данным, количество доходит до 300-400), который, по сути, является сердцем ядерной отрасли страны. Действительно, в ходе саммита в Ханое Пхеньян готов был вынести на обсуждение вопрос о закрытии центра, но лишь в обмен на полное снятие санкций. Более того, те отрасли, на которые США перед встречей в Стокольгме предлагали на три года снять ограничения – уголь, текстиль, – больше наводят на мысли о том, что эта инициатива не столько является уступкой в адрес Пхеньяна, сколько попыткой перетянуть на себя эту часть торгового оборота КНДР с Китаем, потеснив тем самым торгово-экономическую доминанту последнего в регионе.

С учётом горького опыта СВПД, за развитием событий и опытом которого северокорейцы внимательно наблюдали на протяжении многих лет, нет никакой гарантии того, что США не поступят с потенциально достигнутыми с КНДР договорённостями по тому же образцу, как это было сделано с соглашением с Ираном. Нет сомнения в том, что руководство северокорейского государства это видит и осознаёт. Более того, с учётом того, что одной из главных претензий Трампа к СВПД был его «временный» характер, трудно предположить, что идея ограниченного периода снятия санкций в принципе может быть привлекательна для какой-либо из сторон – руководство США не верит в эффективность временных ограничений, а руководство КНДР, видя разворачивающиеся у него на глазах события с СВПД, не имеет никаких оснований верить в устойчивость подобных мер со стороны США.

Однако, важным и, пожалуй, пока единственным достижением последнего времени в части урегулирования на Корейском полуострове является, то, что американская администрация, наконец, осознала, что единственно возможным путём достижения прогресса в разрешении конфликта является постепенный, пошаговый подход. Вопрос остается лишь в том, какие шаги Вашингтон посчитает приемлемыми для себя, чтобы предоставить КНДР гарантии безопасности, достаточные для отказа последнего от своего ядерного арсенала.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше