При всей «спонтанности» американского президента прошедшая неделя отметилась возвращением старых внешнеполитических подходов. Грозная речь Джона Болтона в адрес Международного уголовного суда являлась продолжением американской политики последних двух десятилетий по защите суверенитета от наднациональных структур, а «новый» план по Сирии, контуры которого очертили сотрудники Госдепартамента, отказывается от обещанного Трампом скорого вывода войск в пользу предлагаемой ранее стратегии по длительному сдерживанию Ирана.
Угрозы Болтона в адрес Международного уголовного суда
Первое программное выступление в должности советника по национальной безопасности Джон Болтон посвятил угрозам в адрес Международного уголовного суда (МУС). Свое обращение, состоявшееся 10 сентября на мероприятии консервативной организации «Federalist Society», он начал словами «Я пришел сюда, чтобы сообщить о ключевом решении по политике США в отношении Международного уголовного суда». Тем не менее, «ключевым» данное выступление можно назвать разе что только для самого Болтона, который сделал борьбу с международными организациями в целом и с МУС в частности лейтмотивом своей карьеры в правительстве. В целом же, советник по национальной безопасности лишь провозгласил в качестве официальной политики всегда существовавшее в американской политической культуре нежелание делиться национальным суверенитетом с надгосударственными институтами.
В декабре 2000 года, за несколько недель до окончания президентского срока, Билл Клинтон, подписывая Римский статут 1998 года, учредивший Международный уголовный суд, порекомендовал своему «преемнику не передавать соглашение в Сенат для ратификации до тех пор, пока фундаментальные озабоченности (США) не будут разрешены». Главной из них являлась юрисдикция МУС, который, расследуя преступления на территории какой-либо страны, мог привлекать к суду граждан третьих государств, даже если те не являются подписантами Римского статута.
В 2002 году, в разгар операции в Афганистане (стране, ратифицировавшей Статут), Джордж Буш, мл. отозвал подпись США, а вскоре после официального начала работы МУС в июле 2002 г., межпартийное большинство законодателей поддержало Акт о защите американских военнослужащих (American Service-Members’ Protection Act), который предписывал президенту сделать «все возможное», чтобы избежать преследования американских солдат в Международном уголовном суде (в том числе санкционировал применение вооруженной силы). Выполнять данное указание был назначен не кто иной, как заместитель госсекретаря по вопросам нераспространения – Джон Болтон (2001-2005). Ему удалось заключить соглашения с более чем 90 государствами о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду. В понедельник Болтон назвал эту «глобальную дипломатическую кампанию по защите американцев» своим «самым главным достижением».
Во второй срок президентства Буша Вашингтон несколько смягчил отношение к Суду, предложив сотрудничество в расследовании преступлений в Дарфуре (Судан). Барак Обама укрепил данную тенденцию, не только сделав США наблюдателем в МУС, но и публично признав совершенные США преступления против человечности – практику использования пыток, «противоречащую (американским) ценностям». При этом, однако, администрация старательно избегала формализации отношений с Судом, не наказала ни одного человека, причастного к пыткам, а также пыталась использовать МУС в качестве одного из инструментов внешней политики. Так, в 2014 году США через Францию пытались начать расследование «зверств» в Сирии, предварительно, правда, заручившись согласием прокурора МУС исключить из юрисдикции Голанские Высоты, находящиеся под управлением Израиля с 1967 года.
Вместе с приходом Болтона в Белый дом в отношения между США и МУС вернулась конфронтация середины 2000-х. Непосредственным поводом для гнева советника по национальной безопасности (назвавшего Суд «нелегальным», «неконтролируемым», «наднациональным» заговором «сторонников глобального правительства», настолько «противоречащего нашим национальным идеалам», что его можно сравнить с «превратившимися в реальность кошмарами отцов-основателей») стал сделанный в ноябре 2017 года запрос прокурора МУС начать расследование «возможных военных преступлений и преступлений против человечности в контексте текущего вооруженного конфликта в Афганистане».
«В любой момент МУС может возбудить уголовное дело против американских патриотов, добровольно вызвавшихся защищать нашу нацию, наши дома и наши семьи после атак 11 сентября», – предупредил в понедельник Болтон. Символически завершая, таким образом, возложенную на него в 2002 году миссию по подрыву деятельности МУС, он пообещал «применить все возможные средства» для противодействия расследованию и пригрозил персональными санкциями против каждого следователя и судьи, включая запрет въезда в США и заморозку активов, находящихся в американской юрисдикции. Одновременно с этим, пообещав защищать интересы Израиля так же, как свои собственные, Вашингтон принял меры против Палестины, пытающейся возбудить в МУС расследование действий израильских военных. В воскресенье было объявлено об очередном сокращении американской помощи, а в понедельник было закрыто представительство Палестинской Автономии в Вашингтоне.
Объявленная Болтоном война Международному уголовному суду, полностью соответствуя американской политической традиции, сигнализировала очередное изменение тональности: на смену «лидерству из-за спины» Барака Обамы пришел язык ультиматумов.
«Новый» старый план по Сирии
На фоне эскалации угроз между Россией и США вокруг ситуации в Сирии, в конце прошлой недели появились сообщения, сначала со ссылкой на неназванные высокопоставленные источники в Госдепартаменте, позже подтвержденные пресс-секретарем Пентагона, о «новом» плане действий по Сирии. Поддержанный президентом, как заверил Джеймс Джеффри, недавно назначенный «представитель госсекретаря по вовлечению в Сирии» (representative for Syria engagement), данный план подразумевает бессрочное присутствие американских войск с целью «устранения всех иранских и проиранских вооруженных сил из Сирии и создание стабильного, не представляющего угрозы правительства, приемлемого для всех сирийцев и международной общественности».
В целом, такой подход повторяет тезисы программной речи предыдущего госсекретаря Рекса Тиллерсона по стратегии США в Сирии, произнесенной в Гуверовском институте в январе 2018 года, и завершает, таким образом, почти полугодовое смятение, спровоцированное неожиданным предложением Дональда Трампа вывести все американские войска из Сирии в течение шести месяцев. Окончательное утверждение «нового» плана, как сообщает газета «Вашингтон Пост», произошло по мере реализации того факта, что Россия, на помощь которой рассчитывал Дональд Трамп, не желает или не может ограничить влияние Ирана в регионе.
«Новая политика заключается в том, что мы больше не планируем уходить до конца года, – отметил Джеффри во время своей первой поездки в регион в новой роли. – Это означает, что мы теперь никуда не торопимся». Отказываясь комментировать возможные военные операции (которые обсуждаются администрацией в последнее время), Джеффри заметил, что США активизируют дипломатические действия вокруг ситуации в Сирии посредством привлечение внимания к проблеме в ООН и использования экономических рычагов давления, включая санкции и отказ в предоставлении помощи на восстановление страны.
Данные меры Джеймс Джеффри, старший научный сотрудник Вашингтонского института по Ближнему Востоку, а в прошлом посол США в Турции и Ираке и помощник советника по национальной безопасности в администрации Дж. Буша, мл, продвигал в своих работах. Последняя из них – подготовленный совместно с коллегами по Институту доклад «Разрабатывая новую политику США в Сирии», – помимо уже озвученных принципов, предлагает «стимулировать более активное вовлечение партнеров (США) в Персидском заливе», любыми способами сохранить контроль над территориями, где сегодня расположены американские войска и сирийская оппозиция, и «вбить клин между Москвой и Тегераном». Последнее, согласно докладу, может получиться у Израиля, который, демонстрируя готовность применить в отношении Ирана силу, должен дать России понять, что продолжение поддержки иранского присутствия в Сирии грозит полномасштабной ирано-израильской войной.
«(Конфликт в Сирии) входит в новую фазу, когда силы из разных стран начинают сталкиваться друг с другом, – заключил Джеффри, комментируя «новый» подход администрации. – Сейчас все участники (Россия, США, Иран, Турция и Израиль) завершили выполнение своих основных задач в Сирии. Но ни одного из них не устраивает текущее положение дел».