banner

Третья неделя ноября, разделённая Днём благодарения, по традиции не может похвастаться круговоротом событий. Служащие ведомств, как и большинство американцев, отправляются на длинные выходные, законодатели отдыхают от напряжённого избирательного цикла, Белый дом решает, какую из индеек миловать в этом году, а политические обозреватели соревнуются в остроумии при ответе на два вечных вопроса: «как не поссориться с родственниками за праздничным столом, обсуждая ситуацию в стране», и «за что должны быть благодарны американские политики в этом году». Такое сонливое затишье в жизни текущей предоставляет возможность заглянуть в будущее, в котором сразу после окончания праздников предстоит напряжённая «сессия хромой утки» Конгресса.

Хотя республиканцы и не оправдали ожиданий на последних выборах, им все же удалось получить в свой контроль Палату представителей. Это означает, что у демократов и Белого дома осталось чуть больше месяца (согласно Двадцатой поправке к конституции, новая сессия Конгресса начинается строго 3 января по нечётным годам), чтобы попытаться реализовать как можно больше политических приоритетов и максимально облегчить себе жизнь на следующие два года.

Обязательные законопроекты

Без сомнения, главной темой ближайших недель станет принятие бюджета. Срок действия текущей резолюции о продлении уровня финансирования истекает 16 декабря, после чего возможно три варианта развития событий: либо законодатели договорятся и примут консолидированный бюджет на 2023 год, либо будет принята новая резолюция о продлении, либо произойдет частичное закрытие госучреждений и сотни тысяч госслужащих будут встречать Рождество в неоплачиваемых отпусках.

Первый вариант является оптимальным для демократов, но, предполагающий согласие минимум 10 республиканцев в Сенате, потребует от них значительных уступок. С одной стороны, смена «цвета» Палаты представителей в следующем году увеличивает среди республиканцев соблазн отложить принятие бюджета на новый Конгресс, в котором у них будет больше рычагов влияния. С другой стороны, уже проявившаяся прыткость радикальных представителей партии и, учитывая небольшой перевес голосов, их способность блокировать голосования побуждают старейшин республиканской партии пойти на сделку с демократами уже сейчас. Главным камнем преткновения для компромисса является уровень финансирования невоенных программ: убежденность республиканцев в том, что именно чрезмерные госрасходы являются причиной инфляции, противоречит заявленным приоритетам администрации по увеличению социальных программ.

Неотъемлемой, но при этом все же стоящей особняком, частью бюджетного процесса является согласование Акта об авторизации средств на национальную оборону (National Defense Authorization Act). Принимаемый в срок на протяжении последних 60 лет, вне зависимости от политической обстановки в стране, данный закон считается беспрекословно проходным, а значит, каждый законодатель стремится прикрепить к нему свои политические приоритеты в надежде, что они наберут необходимое количество голосов. Таких «райдеров» очень много, а сами торги между законодателями зачастую ведутся за закрытыми дверями и касаются вопросов, не обязательно имеющих отношение к обороне. Тем не менее, можно выделить несколько наиболее обсуждаемых аспектов.

Во-первых, самым резонансным и при этом наименее противоречивым остается вопрос предоставления помощи Украине. 15 ноября Белый дом запросил дополнительные 37,7 млрд долл. (после чего, к слову, суммарные ассигнования США на поддержку Киева превысят 100 млрд долл.). Этот запрос, без сомнения, поддержат все демократы, а республиканцы-ястребы даже будут готовы предоставить больше. Единственным препятствием являются призывы ряда республиканцев повысить отчётность предоставления средств, что можно решить созданием позиции специального генерального инспектора. Задача, впрочем, в разы осложнится в случае переноса всего бюджетного процесса на январь

Во-вторых, ситуация с Украиной возвела в число приоритетов вопрос выделения средств на долгосрочные программы по восполнению запасов собственных вооружений. Это означает, по словам помощника министра обороны по вопросам закупок Билла Лапланта, «миллиарды долларов на развитие индустриальной базы, создание новых производственных линий» в масштабах, прежде возможных только в ситуациях с производством новых военных судов или самолетов. Пока законодатели под увещевания лоббистов рядятся кому какие суммы достанутся, но остаётся мало сомнений в том, что данная мера будет принята, и Пентагон получит «полномочия военного времени» для расширения производства вооружений первой необходимости.

В-третьих, законодатели намерены продолжать «декаплинг» с Китаем в области обороны и собираются расширить список китайских компаний  (в первую очередь в области высокотехнологичных производств), на приобретение продукции которых Пентагону будет запрещено расходовать средства. В данном случае борьба идёт не между партиями, но между Конгрессом и лоббистами американских производителей чипов. Дело в том, что такой запрет будет означать, что субподрядчикам Пентагона придётся отказываться от сотрудничества с Китаем и выбирать между прибыльными контрактами министерства обороны и экономически выгодными закупками у «стратегического конкурента».

Обсуждение всех положений NDAA сопровождается неотъемлемыми спорами о «политически заряженных» статьях: правах ЛГБТ и всевозможных меньшинств в вооружённых силах, специальных условиях для женщин-военнослужащих, экологических требования для Пентагона, переименовании баз и т.п. Современные политические реалии категорически не допускают публичных уступок по столь «принципиальным» вопросам. В прошлом году данная проблема была решена благодаря отмене публичных дебатов по каждому положению и согласованию окончательного текста за закрытыми дверями.

Наконец, демократам было бы неплохо воспользоваться ускользающим большинством, чтобы снять с повестки дня проблему повышения потолка госдолга. Точную дату, когда будет превышен текущий допустимый уровень заимствований (31,4 трлн долл.), назвать сложно, но по различным подсчетам произойти это может уже в середине следующего года. Для республиканцев, проповедующих строгую бюджетную дисциплину, голосование за повышение верхней планки заимствований связано с серьёзными репутационными потерями, а значит неспособность решить данный вопрос до 3 января может означать политический кризис с балансированием на грани технического дефолта и всеми вытекающими из этого последствиями для доверия доллару и американской экономике.

Тем не менее, в последнее время в администрации распространяется идея о том, что подобный кризис может быть политически выгодным, поскольку вся вина за него ляжет на республиканцев, которых можно будет на следующих выборах обвинить в подрыве национальной экономики.

Желательные законопроекты

До окончания текущей сессии Конгресса демократы могут попробовать провести законопроекты по вопросам, приоритетным для их электората. В то время как их отсутствие не приведёт к серьёзным кризисам, отказ демократов хотя бы попытаться, пока есть такая возможность, выполнить обещания может обернуться утратой доверия избирателей на следующих выборах.

В частности, высокие шансы на успех имеет законопроект, кодифицирующий право на заключение однополых браков, поддерживаемый достаточным количеством республиканцев для преодоления флибустьерства. Актуальность данной меры резко подскочила после решения Верховного суда, отменившего право на аборт. Тогда, обосновывая свою позицию, судья Томас не исключил, что вскоре могут быть пересмотрены другие «либеральные» достижения последних десятилетий, что способствовало росту требований среди демократического электората по закреплению таких прав в виде федерального закона. Именно отсутствие такой кодификации в ситуации с абортами, несмотря на обещания Барака Обамы еще в 2008 году, и позволило Верховному суду пересмотреть свое решение.

Чуть меньше шансов у законопроекта по легализации т.н. «дримеров» (от DREAM Act) – детей незаконных мигрантов, оказавшихся в США не по своей вине, но не имеющих никаких законных прав. Демократы пытаются принять DREAM Act еще с 2001 года с особо запоминающейся по масштабам приложенных усилий попыткой 2010 года. Пока демократы продолжаются каждые выборы призывают голосовать за них, чтобы окончательно решить этот вопрос, дети-«дримеры» уже давно стали взрослыми, а законодательство так и не принято. На этот раз, впрочем, появились робкие намеки на возможный компромисс, предполагающий уступки республиканцам по «охране южной границы» в обмен на их поддержку DREAM Act.

Приятным сюрпризом в «необязательной программе» может стать успех разворачивающейся пока за закрытыми дверями кампании Белого дома по продвижению антимонопольного законодательства в отношении «Большого Тека». Несмотря на активные переговоры и заверения участников в наличии межпартийной поддержки, законопроекты (American Innovation and Choice Online Act и Open App Markets Act) сталкиваются с массированным отпором бизнеса, и руководство обеих палат пока не дало обязательств поставить их на голосование.

Непредвиденные проблемы

Помимо ожидаемых дебатов, перед «хромым» Конгрессом могут возникнуть срочные непредвиденные задачи, отнимающие главный ресурс законодателей – ограниченное время на дебаты (floor time).

Так, на прошедшей неделе в размеренную жизнь Вашингтона ворвалась, казалось бы, решённая проблема забастовки железнодорожников. Это произошло после того, как члены четырех из двенадцати отраслевых тред-юнионов в ходе голосования отказались поддержать соглашение с работодателями, заключённое при посредничестве администрации в сентябре. Поскольку все союзы рабочих предварительно договорились о солидарности (несогласие даже одного тред-юниона означает забастовку всей отрасли), это запустило двухнедельный «период перемирия» (cool-off period), по истечении которого, если не будет достигнуто нового соглашения, 9 декабря остановятся все грузовые железнодорожные перевозки в США (а это примерно 30% всех перевозимых грузов). При этом перебои начнутся заранее, поскольку по существующим нормативам отдельные виды товаров (химия, скоропортящиеся продукты и т.п.) не должны загружаться, если перевозчик не может гарантировать их выгрузки в определённый срок.

Но США не были бы лидерами капиталистического мира, если бы у них не было законодательства на подобные случаи. Согласно Акту об условиях труда на железных дорогах (Railway Labor Act) 1926 года, Конгресс может заставить забастовщиков согласиться на предложение работодателей. Для этого необходимо принять резолюцию простым большинством, которую должен подписать президент. Безусловно, мало кто в Конгрессе, а тем более Джо Байден, гордящийся своими достижениями по защите прав рабочих, хочет брать на себя такую ответственность. Тем более, что рабочие уже начинают взывать к совести законодателей, указывая на рекордные прибыли компаний-перевозчиков и их стратегию в переговорах: не уступать с расчетом на то, что вмешается Конгресс. Однако при выборе из двух зол стремление не допустить очередного логистического коллапса в уже балансирующей на грани рецессии американской экономике и лавры «спасителей Рождества» могут перевесить перспективу нескольких критических статей левых изданий об очередном предательстве демократами интересов «синих воротничков».

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше