31 марта этого года на Украине состоятся выборы президента. Скорее всего, в первом туре победителя определить не удастся: 21 апреля может состояться второй тур голосования. За пост главы государства будут бороться 44 кандидата. По меньшей мере 28 из них – это действующие или бывшие депутаты парламента, 5 действующих и бывших руководителей органов исполнительной власти, 2 бывших журналиста. Если судить по месту рождения кандидатов, то 21 человек представляет восточную и южную Украину, 15 человек – центральную и северную часть страны, только 7 человек – западную Украину. Один кандидат родился в Ставропольском крае Российской Федерации.
Конечно, место рождения нельзя считать надежным индикатором региональной идентичности и, тем более, политических взглядов кандидатов в президенты. Например, значительная часть карьеры депутата Верховной Рады прошлых созывов Юрия Кармазина связана с Одессой – хотя кандидат в президенты родился в Черкасской области. В 1994 году именно Кармазину проиграл парламентские выборы по одномандатному округу в Одессе известный участник телевизионных интеллектуальных передач Анатолий Вассерман. При этом, Кармазин долгое время состоял в «оранжевых» политических объединениях.
В целом, кандидатов можно условно поделить на три группы. Первая группа (11-12 человек) – это лидеры политических сил, которые хотят напомнить о себе в преддверии осенних парламентских выборов. Политические проекты этих кандидатов либо входят в парламент нынешнего созыва (Андрей Садовой, Юрий Бойко, Олег Ляшко), либо имеют шансы сформировать фракцию в будущем («Наши» Евгения Мураева, «Свобода» и их кандидат Руслан Кошулинский, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, «Возрождение» Виктора Бондаря), либо имеют шансы попасть в парламент в составе более крупного избирательного блока («Народный контроль» Дмитрия Добродомова, «Воля» Юрия Деревянко, «Пять сто» Геннадия Балашова, «Укроп» Александра Шевченко). Цель этих кандидатов – повысить свою узнаваемость в течение весны-лета, сформировать публичный имидж, имеющий свою устойчивую целевую аудиторию. Наиболее сложно это будет сделать Олегу Ляшко, который пытается отойти от имиджа сельского правдоруба в надежде перетянуть часть электората в крупных городах.
Вторая группа кандидатов – это так называемые «технические кандидаты». Их задача заключается в том, чтобы направить своих представителей в участковые и окружные избирательные комиссии – в интересах других кандидатов в президенты. Тем самым, несколько кандидатов с более высокими шансами на победу получат инструменты влияния не только на избирателя, но и на подсчет голосов. Напомним, что согласно ст. 23, 24 Закона Украины «О выборах президента Украины» кандидатуры для включения в состав окружных комиссий вносятся претендентами на президентский пост не позднее 45 дней до даты голосования, а кандидатуры в участковые комиссии – не позднее 23 дней. Численность технических кандидатов, по нашим подсчетам, составляет 15-17 человек. Пока рано делать выводы относительно того, кому из основных участников президентской гонки достались квоты в избирательных комиссиях от технических кандидатов, но можно предположить, что основным бенефициаром будет действующий президент.
Третья группа кандидатов – это лидеры политической гонки. Согласно последним опросам, сформировалась устойчивая тройка кандидатов с наиболее высокими рейтингами – шоумен Владимир Зеленский, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и действующий президент Петр Порошенко. Несмотря на определенную ангажированность опросов в период избирательных кампаний на Украине, можно утверждать, что рейтинг Владимира Зеленского за последний месяц продолжает уверенный рост, обеспечивший кандидату первое место в опросах. Главный секрет Зеленского прост – он пытается обратить в свою пользу сравнительно небольшую представленность в медийном пространстве, играет роль «кандидата-загадки». Тем самым, ему пока удается находить отклик у протестного электората во всех регионах Украины.
Несколько иную избирательную стратегию выработала Юлия Тимошенко, которая также пытается уклониться от медийной схватки с соперниками. Бывший премьер-министр пытается сформировать имидж интеллектуального кандидата – на это направлены не только мероприятия по обсуждению будущих экономических реформ (так называемый «Новый курс»), но и внешний образ кандидата (одежда, прическа, аксессуары). Как интеллектуальный кандидат, Юлия Тимошенко старается удерживаться от критики конкурентов, но, при этом, последовательно критикует социально-экономическое положение в стране.
Действующий президент страны Петр Порошенко предпринимает существенные усилия для переизбрания на второй срок. Кампания «Армия! Язык! Вера!», нацеленная на использование внутренних разделительных линий в украинском обществе, сыгрыла свою роль и повысила рейтинг Порошенко на 2-4% в различных опросах. Напомним, что кампания была запущена еще до начала периода регистрации кандидатов и включала в себя введение военного положения в 10 регионах страны, закрепление в Конституции курса Украины на вступление в ЕС и НАТО, завершение процесса получения автокефалии для новосозданной Православной церкви на Украине (пока эта автокефалия признана только Константинопольским патриархатом, а определенное сочувствие этому акту высказали Румынская и Кипрская церкви). Также в рамках кампании «Армия! Язык! Вера!» намечено принять законопроект № 5670-д «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Этот законопроект принят в первом чтении в октябре прошлого года и помимо прочего предлагает: ввести обязательные сертификаты по владению украинским языком для широкого круга работников (не только государственные служащие, но и труженики сферы обслуживания), создание системы подачи жалоб на неправильное использование или неиспользование украинского языка, формирование службы языковых инспекторов.
Текущая задача кампании Петра Порошенко – дойти до второго тура. Нынешний рейтинг президента (на уровне 10-15% избирателей) дает основания для оптимизма, но при определенных условиях. Главным условием является разделенность крупных электоральных групп и снижение рейтинга других кандидатов, которые используют ультрапатриотическую риторику (Анатолий Гриценко, Олег Ляшко, Руслан Кошулинский). Именно этими соображениями обусловлено появление четвертой группы кандидатов – «кандидаты-дублеры». Для каждого из серьезных конкурентов действующего президента в бюллетене первого тура существует кандидат, похожий по имени, карьерному опыту или риторике. Для Юлии Тимошенко таким дублером является депутат из фракции «Народный Фронт» Ю.В. Тимошенко – доброволец, участник АТО. Для бывшего министра обороны Анатолия Гриценко также есть похожий кандидат – генерал-полковник Игорь Смешко, ранее руководивший Главным управлением разведки и Службой безопасности Украины. Для представителя крупнейшей националистической партии «Свобода» Руслана Кошулинского есть сразу несколько дублеров – Виктор Кривенко из «Народного руха Украины» и Сергей Кривонос из «Партии воинов АТО». Несколько иные причины появления дублеров для «единого» кандидата от юго-востока Украины Юрия Бойко – в данном случае, бывшие участники и сторонники Партии регионов просто не смогли договориться (хотя неоднократно пытались), что также на руку действующему президенту. В результате, повестку партии мира на Украине также отстаивают бывший вице-премьер Александр Вилкул, народный депутат и телемагнат Евгений Мураев и участник российских политических телешоу Руслан Ригованов.
Исходя из текущих электоральных предпочтений, можно предложить несколько сценариев развития событий. Первый сценарий – выход Петра Порошенко во второй тур с кем-то из группы лидеров (Тимошенко, Зеленский). В таком случае, вероятность победы действующего президента достаточно велика, поскольку избирательный штаб Порошенко сможет сделать акцент на том, что выбирают не только лидера страны, но и Верховного главнокомандующего. Второй сценарий – выход Петра Порошенко во второй тур с каким-либо кандидатом из числа лидеров популярных политических сил (Анатолий Гриценко, Олег Ляшко, Юрий Бойко). В данном случае, победа Петра Порошенко также вероятна, но только при условии, что его визави не будет прибегать к ультрапатриотической риторике: в соревновании двух популистов-националистов, скорее всего, Порошенко проиграет. Если Петр Порошенко не выйдет во второй тур, то фаворитом выборов станет Юлия Тимошенко – вокруг нее объединится политическая элита и бизнес-круги. Однако поддержка элиты и крупного бизнеса может не дать окончательного перевеса Тимошенко, поскольку у нее устойчивый антирейтинг среди избирателей (около 50%).
Большинство кандидатов с высокими шансами на победу занимают крайне жесткую позицию по отношению к России – в частности, называют ситуацию на Донбассе агрессией, воссоединение Крыма с Россией аннексией. Хотя в подобных заявлениях много ритуальной риторики, на практике от кандидатов в президенты Украины чего-то другого ждать также не стоит. Любые попытки Москвы установить любые контакты с избирательными штабами на данном этапе могут только скомпрометировать кандидата (даже если такая задача стоит – лучше не обострять напряженность по «российскому» досье). Любые предложения по урегулированию насущных проблем в российско-украинских отношениях могут быть восприняты в Киеве только после проведения парламентских выборов осенью 2019 года. Соответственно, лучшая линия поведения для Москвы – выжидательная. В то же время, именно сейчас очень хорошее время как для закрытых дискуссий на экспертном уровне, так и для расширения представленности российского экспертного сообщества на украинском телевидении. Диалог в рамках «второго трека» просто обязан в период относительного затишья в российско-украинских отношениях выйти на общее понимание возможных взаимных уступок (в частности, по миротворческой миссии на Донбассе). Иными словами, если на политическом уровне оптимальной представляется сдержанность, то на экспертном уровне – наоборот, созидательная активность.