banner

На прошедшей неделе Вашингтон пребывал в предпраздничной суматохе: краны по всему городу спешно развешивали французские флаги, на улицах репетировали военные оркестры, а сотрудники Западного крыла курсировали по лужайке Белого дома, отрабатывая перемещения дорогих гостей. Таким образом завершалась длящаяся более месяца подготовка к первому государственному визиту текущей американской администрации. Уже по традиции честь «открыть сезон» была предоставлена «старейшему союзнику» США – Франции – и её президенту Эммануэлю Макрону.

АТР: не сыпали соль на рану

Сам факт проведения визита уже стал позитивным сигналом для двусторонних отношений, переживших в прошлом году серьёзный кризис в связи с созданием AUKUS. В то время новый оборонный союз США, Великобритании и Австралии, оставивший Францию без выгодных контрактов на строительство подводных лодок, Париж назвал «ударом в спину» и отозвал посла в Вашингтоне. Хотя публичная гневная риторика утихла достаточно быстро, стратегические документы обеих стран с тех пор достаточно прохладно отзываются о сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как подметил Маттье Друа, приглашённый научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, ни в Стратегии по национальной безопасности, ни в Стратегии по национальной обороне США Франция ни разу не встречается в качестве американского партнера в Азии. При этом французский обзор оборонной стратегии ставит на первое место сотрудничество с Индией, Японией и Австралией – тремя членами «Quad», – не упоминая четвёртого и ключевого – США.

В ходе визита, впрочем, про Индо-Пацифику лидеры двух стран говорили мало (по крайней мере публично), а инцидент с AUKUS не упоминали вовсе. В ходе совместной пресс-конференции после слов Дж. Байдена об общности подходов двух стран к региону, Э. Макрон лишь мимоходом заметил, что две страны сотрудничают в «организации присутствия в Индийском океане».

Украина: разговаривать нельзя молчать

Проблематика Украины, в отличие от ИТР, стояла на первом месте во всех публичных заявлениях президентов и на пресс-брифингах их помощников. При этом внимание уделялось преимущественно двум аспектам: помощи Киеву и возможным параметрам завершения конфликта. В первом случае президенты сосредоточились на вопросах «обеспечения устойчивости» Украины и «координации многочисленных международных усилий по удовлетворению критических потребностей» Киева в обозримой перспективе. Внимание Э. Макрона к данному аспекту не удивительно, в свете готовящейся конференции доноров в Париже, где государства-участники, в том числе и США, смогут взять на себя обязательства по выделению средств.

Комментируя перспективу завершения конфликта, президенты, полностью согласились с тем, что это должно происходить на условиях Киева, но разошлись в оценке взаимодействия с Россией в данном процессе. Так, Джо Байден заметил, что у него «нет планов в ближайшее время контактировать с господином Путиным», но он готов это сделать, если увидит готовность Москвы к завершению конфликта. Этого, по словам Байдена, пока не произошло. Эммануэль Макрон, в свою очередь, обратил внимание на то, что украинское руководство уже озвучило свои условия для урегулирования («план из 10 пунктов»), что может стать потенциальной стартовой позицией для начала переговоров. «Тем временем, – подчеркнул французский лидер, – я продолжу разговаривать с президентом Путиным, потому что существует постоянная потребность в предотвращении эскалации и достижении практических результатов по отдельным вопросам».

Экономика: «не бывает любви, бывает только проявление любви»

Если об АТР почти не говорили, а по Украине почти во всем соглашались, то наибольший ажиотаж вызвал вопрос, удастся ли президентам уладить растущие в последнее время противоречия по экономическим вопросам.

Во-первых, европейские лидеры, и, в первую очередь, сам Эммануэль Макрон, всё чаще стали обращать внимание на крайне высокую стоимость американского СПГ, поставляемого в ЕС. «В текущем геополитическом контексте среди стран, поддерживающих Украину, можно выделить две категории с точки зрения газового рынка, – заметил французский президент в начале ноября, – одним приходится платить высокую цену, другие продают по очень высоким ценам. Нельзя работать на достижение одной цели и, в силу сложившейся геополитической ситуации, зарабатывать на неприятностях своих друзей».

В Вашингтоне с таким изложением ситуации категорически не согласились. «Нам попались на глаза статьи, заявляющие, что США зарабатывают на продажах СПГ в Европу. Это ложное утверждение, – отметили в Белом доме, в ходе пресс-брифинга, посвященного визиту. – […] Давайте расставим всё по своим местам. Подавляющая часть американского СПГ, поставляемого в Европу, экспортируется по транспарентным долгосрочным контрактам, заключённым с энергетическими трейдерами, в том числе, европейскими. И эти компании-трейдеры затем перепродают этот газ конечному потребителю в Европе». Чья правда победила, сказать пока сложно: на заключительной пресс-конференции этот вопрос не поднимался, а совместное заявление по итогам визита содержит лишь пространное обязательство продолжать сотрудничество по диверсификации поставок СПГ в Европу и, вообще, отказываться от газа как источника энергии.

Во-вторых, европейцы всё настойчивее начали выражать свое недовольство Актом по снижению инфляции – принятым ещё летом американским законом, предполагающим существенные инвестиции в «зеленые» технологии. Проблема, с точки зрения ЕС, заключается в том, что закон содержит значительный протекционистский компонент и субсидии, что снижает конкурентоспособность европейских компаний в данной сфере. Наибольшие противоречия, по словам американской администрации, касаются трёх областей: производства электромобилей, возобновляемой энергетики и водородного топлива, но они не являются непреодолимыми, и конкретные детали будущего урегулирования обсуждаются уже больше месяца в рамках специальной рабочей группы. Хотя формальный аргумент США (принятый закон увеличивает «общий пирог» зеленой энергетики и, соответственно, «кусок» каждого участника увеличится) выглядел недостаточно убедительным в сравнении с конкретными претензиями Европейского Союза, тон заявлений американских официальных лиц не выдавал опасений серьёзного разрыва с трансатлантическими партнерами.

Тем не менее, в преддверие визита череда заявлений и угрозы обратиться в ВТО высокопоставленных представителей ЕС вывели обсуждение из-за закрытых дверей рабочей группы, что повысило давление на США, вынудив их, если не поторопиться с конкретными решениями, то хотя бы предоставить заверения возможных уступок. Был ли это продуманный манёвр или удачное совпадение, но данный шаг сработал, и Э. Макрон вернется  (перефразируя один из вопросов на совместной пресс-конференции) к «европейским друзьям» с «проявлением любви» США. В частности, не отвергая заложенный в законе протекционистский элемент, Джо Байден признал, что «такой массивный законодательный акт» не может не содержать «сбоев», которые необходимо будет исправить. Например, продолжил американский президент, чтобы избежать подобного недопонимания с ближайшими партнерами, в закон специально было добавлено исключение для стран, имеющих с США соглашение о свободной торговле. Но в ходе состоявшейся встречи французского президента с американскими законодателями автор данной поправки признал, что имел в виду всех союзников и просто неудачно подобрал формулировку, не до конца осознавая, что не со всеми союзниками у США есть подобные торговые соглашения.

«И таким образом мы сможем уладить очень многое», – многообещающе закончил рассказ Джо Байден и, сам того не замечая, подвёл итог и для всего первого государственного визита своей администрации, в ходе которого в тени поставленной на первый план борьбы с общим врагом обиды замалчивались, а экономические разногласия после напряжённого торга списывались на незадачливых законодателей.

 

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше