Немецкая делегация на ПМЭФ осталась в тени более многочисленных китайских коллег. Между тем, Берлину и Москве удалось подписать первый с начала украинского кризиса документ о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве. Его основные положения направлены на модернизацию российской экономики и повышение производительности труда российских предприятий.
Земельные выборы в небольшой земле Бремен повлияли на политическую жизнь Германии не меньше, чем прошедшее в тот же день выборы в Европарламент. Отказ «Зеленых» от коалиции с ХДС и СвДП в пользу красно-красно-зеленой коалиции с СДПГ и «Левыми» заставили христианских демократов беспокоиться о распространении этой коалиционной конфигурации на западные земли ФРГ. Благодаря инициативе «Зеленых» СДПГ останутся в земельном руководстве, а «Левые» получат возможность впервые войти в состав правительства федеральной земли «старой» ФРГ.
Немецкое измерение ПМЭФ – 2019
На Петербургском международном экономическом форуме мощный китайский десант бизнесменов и политиков во главе с председателем КНР Си Цзиньпином оставил в тени менее представительные делегации из других стран. Однако, несмотря на множество подписанных соглашений и договоров, многочисленность китайской делегации была вызвана скорее широкими торжествами по случаю годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, а не ростом интереса инвесторов из Поднебесной к российской экономике. ПМЭФ – 2019 во многом стал церемониальным дополнением к программе праздничных мероприятий.
Гораздо меньше внимания было сосредоточено вокруг немецкой делегации во главе министром экономики ФРГ Петером Альтмайером. Между тем, итоги её работы на форуме представляются не менее важными, чем активность китайских партнёров.
Впервые с начала украинского кризиса Москва и Берлин подписали совместный документ о комплексном экономическом сотрудничестве. Декларация о намерениях по «Российско-германскому партнёрству для эффективности», подписанная Петером Альтмайером и министром экономического развития России Сергеем Орешкиным, предоставляет российским компаниям дополнительные возможности для обмена опытом и технологиями с немецкими партнёрами. Одна из главных задач такого сотрудничества – повышение производительности труда российских компаний, которое составляет сейчас менее 50% от соответствующих показателей в Германии. В частности, планируется расширить практику посещения делегациями из России немецких предприятий в ФРГ и РФ.
Новый документ отличается от российского-германского межправительственного соглашения 2008 года – партнёрства по модернизации. Его положения сосредоточены исключительно вокруг экономики и лишены политической составляющей. В нынешних условиях это оптимальный компромисс, сочетающий ценностные ориентиры внешней политики ФРГ и интересы российско-германского экономического взаимодействия.
Одновременно с делегацией Альтмайера визит в Россию совершили и около 40 представителей бизнес-кругов федеральной земли Баден-Вюртемберг во главе с министром экономики Николь Хоффмайстер-Краут. Делегация, представлявшая одну из наиболее экономически развитых земель ФРГ посетила Министерство промышленности и торговли РФ, инновационный центр «Сколково», «Немецкий центр промышленности и торговли» (Moskauer German Center), штаб-квартиру компании «Яндекс», немецкого производителя станков DMG MORI, автосалон Audi City Moscow, Кировский завод и ряд других предприятий.
При всей важности укрепления экономического сотрудничества с Китаем, на данный момент оно не в состоянии обеспечить модернизацию российской экономики на уровне, аналогичном сотрудничеству с ФРГ. Несмотря на экономические санкции, Германия традиционно остаётся важнейшим источником технологических инноваций и инвестиций для России. Немецкий бизнес готов продолжать вести дела в России в условиях информационного давления и угрозы новых ограничительных мер. Как отметил на ПМЭФ Петер Альтмайер:
«Отношения между Россией и Германией имеют геостратегическое значение для нас всех: как для России, так и для Европы и Германии».
Несмотря на накопившийся груз противоречий, Германия остаётся для России тем самым «старым другом», который во многих отношениях лучше многих новых. Лаконичный документ с таким партнёром может оказаться гораздо важнее громких деклараций с другими влиятельными странами, приуроченных к юбилейным датам.
Неожиданные коалиционные переговоры в Бремене
Выборы в ландтаг в самой маленькой федеральной земле ФРГ – Бремене – с населением немногим более полумиллиона человек проходили на фоне масштабного голосования на выборах в Европарламент. Тем не менее, их результат оказался для политического ландшафта Германии не менее важным, чем итоги электоральной схватки за места в общеевропейском законодательном органе. Впервые СДПГ уступила здесь христианским демократам, набрав всего 24,7% голосов (ХДС – 26,7%). Провал СДПГ в своей вотчине предопределил уход с руководящих постов в партии Андреи Налес в той же мере, что и потери социал-демократами депутатских кресел в Европарламенте.
Однако, как это уже стало привычным для немецкой политики, победитель на выборах не стал их подлинным триумфатором. Одержавшие победу христианские демократы в итоге оказались за бортом коалиционных переговоров, где инициативой прочно завладели «Зелёные», финишировавшие третьими с 17,4% голосов. Бременское отделение «Зелёных», с согласия центрального руководства партии, заявило о намерении сформировать красно-красно-зелёную коалицию, пригласив к переговорам СДПГ и «Левых». Аналогичная модель правительства сейчас функционирует в Тюрингии и Берлине.
Социал-демократы и «Левые» без лишних колебаний согласились на коалиционные переговоры с «Зелёными». Выгода для обеих партий очевидна. СДПГ удастся спасти своё лицо, оставшись в правительстве Бремена даже после поражения на выборах. При умелой переговорной тактике социал-демократы могут сохранить за собой пост бургомистра Бремена, который оставался за ними с 1945 года. Впрочем, очевидно, что СДПГ придётся пойти на определенные жертвы в пользу «Зелёных» и «Левых».
Для «Левых» участие в правящей коалиции в Бремене будет первым опытом работы в земельном правительстве на территории «старой» ФРГ. Стратегия ХДС маргинализировать «Левых», уравнивая их с АдГ, таким образом, теряет свою эффективность. Бременский успех может укрепить позиции партии и на востоке, где через несколько месяцев ей предстоит серьёзная схватка за протестный электорат с АдГ, до сих пор ограниченной в своих возможностях к сотрудничеству с другими политическими силами ФРГ.
Наконец, в выигрыше остаются и сами «Зелёные», которые остаются творцом и главным действующим лицом новой коалиции. На переговорах с СДПГ и «Левыми» «Зелёные» будут владеть инициативой, и при достаточной гибкости имеют все шансы на укрепление своих позиций в Бремене, как в отношении министерских кресел, так и в вопросе продвижения собственной политики.
В ХДС не скрывали своего расстройства от «предательской» позиции «Зелёных». В партии Меркель рассчитывали на коалиционные переговоры в формате «Ямайки» с «Зелёными» и СвДП. Шеф ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр с нескрываемым раздражением заявила:
«Ситуация в Бремене показывает, что при первом удобном случае “Зелёные” выступают за левую политику. Тот, кто мечтает о новом правительстве и голосует за “Зелёных”, должен знать, что в один прекрасный день может проснуться с “Левой” партией».
В Süddeutsche Zeitung полагают, что расширение практики сотрудничества СДПГ, «Зелёных» и «Левых» может быть перенесено и на общегерманский уровень. «Зелёные» не хотят видеть себя частью левого движения ФРГ, однако в сложившихся условиях им проще вести переговоры «Левыми», чем с СвДП. Впрочем, по данным опросов, партии потенциальной красно-красно-зелёной коалиции ещё не набирают большинства голосов в бундестаге, хотя и близки к этому, сохраняя поддержку на уровне 46%. Возможный успех или неуспех коалиционных переговоров в таком формате будет зависеть и от расклада голосов за СДПГ, «Зелёных» и «Левых». Если «Зелёным» удастся сохранить электоральное преимущество над социал-демократами, то, скорее всего, перспектива назначения первого канцлера от партии «Зелёных» оттолкнёт от переговоров СДПГ, для которых это такое положение будет неприемлемым.
Усложнение партийной системы ФРГ с размыванием двух и двух-с-половинной партийных моделей открывает новые возможности для «средних» немецких партий. На данный момент лучше всего ситуацией воспользовались «Зелёные», оттянув на себя протестные голоса у АдГ и разочаровавшихся избирателей «больших» партий. «Зелёным» удаётся совмещать репутацию антиэлитной силы с реальной готовностью к управленческой работе и идеализированными программными установками. Партия выглядит динамичнее стагнирующих и ссорящихся друг с другом ХДС и СДПГ, респектабельнее АдГ и «Левых», влиятельнее, чем СвДП.
Однако успех «Зелёных» может оказаться недолговечным. «Экологическая» повестка дня, которая так волнует немецкого обывателя сегодня, потеряет свою актуальность при первых признаках серьёзных экономических трудностей или новой массовой волны мигрантов. Тогда внимание избирателей будет обращено к партиям с более прагматичными программными установками.