Во время обострения венесуэльского кризиса ФРГ вместе с европейскими партнерами предпочла не дублировать резкие шаги США, а действовать более осторожно. Мадуро было предоставлено восемь дней для объявления новых парламентских выборов и лишь затем исполняющим обязанности президента Венесуэлы был признан Хуан Гуайдо. Общей позиции в ЕС относительно легитимности власти в латиноамериканской стране из-за фронды Италии так и не сложилось.
Во время японского визита Ангелы Меркель основное внимание было сосредоточено вокруг торговых и экономических вопросов. Берлин и Токио ожидают масштабные перемены после вступления в силу Соглашения о свободной торговле между Японией и ЕС. Россия на переговорах несколько раз упоминалась как фактически единственное государство, разделяющее две страны на разных концах земного шара.
ФРГ и кризис в Венесуэле
Обострение политического кризиса в Венесуэле не могло оставить в стороне ФРГ, получившую возможность продемонстрировать нормы политики ценностей и «ответственный подход» к международным отношениям. Удаленность региона от Европы и отсутствие значительных экономических интересов германского бизнеса в Венесуэле позволили немецким политикам планировать свои действия в отношении погруженного в системный кризис государства без лишней спешки в соответствии с меняющейся обстановкой.
В отличие от США Берлин уклонился от незамедлительного признания спикера венесуэльского парламента Хуана Гуайдо исполняющим обязанности президента страны. Сразу после своего выступления в Совбезе ООН Хайко Маас заявил, что Германия поддерживает оппозиционного лидера, однако слова министра долгое время никак не подтверждались официальными документами германского правительства.
26 января после консультаций с европейскими партнерами ФРГ совместно с другими странами ЕС объявили о признании Гуайдо исполняющим обязанности президента Венесуэлы в случае, если правительство Мадуро не объявит новые выборы в парламент в течение восьми дней. После того как венесуэльский лидер проигнорировал ультиматум европейцев, Германия объявила о признании спикера венесуэльского парламента исполняющим обязанности президента. Примеру Берлина последовало большинство европейских стран, однако из-за позиции Италии принять единое заявление на уровне Европейского союза не получилось.
31 января кризис в Венесуэле обсуждали депутаты бундестага. Перед немецкими парламентариями выступил глава МИД Хайко Маас. Министр признал Мадуро нелегитимным президентом из-за того, что выборы главы государства в прошлом году не соответствовали демократическим принципам и возложил на его правительство основную ответственность за глубокий экономический кризис в стране. Ссылаясь на статью 233 конституции Венесуэлы, Маас признал за спикером парламента Гуайдо право на исполнение президентских полномочий и объявление новых выборов в стране.
Депутаты бундестага в основном согласились с оценками министра иностранных дел. Критические высказывания раздавались только с крайних оппозиционных флангов. Представитель АдГ Армин-Паулус Гампель заявил, что Германия не выполняет посреднических функций в возникшем конфликте, которые всегда ставила одним из приоритетов своей внешнеполитической деятельности. Депутат от партии Левые поддержал социальные протесты в Венесуэле, однако раскритиковал немецкое правительство за политику двойных стандартов, в результате которой активная реакция на нарушение прав человека в одних странах сочетается с игнорированием подобной практики в других. Комплементарные высказывания представителя ХДС о Гуайдо были встречены репликой: «Он уже получил грант от Фонда Аденауэра?». Впрочем, депутат от ХДС Андреас Ник подтвердил, что Гуайдо действительно приезжал в прошлом году в ФРГ по приглашению Фонда Аденауэра и оставил о себе положительное впечатление:
«Хуан Гуайдо в прошлом году был здесь, в Берлине, по приглашению Фонда Аденауэра. В дальнейшем мы можем продолжить эту совместную работу. Однако сегодня важно, чтобы массовые демонстрации не привели к эскалации насилия в Венесуэле. На 70-м году нашей демократии и спустя 30 лет после мирной революции в бывшей ГДР наша позиция на стороне граждан Венесуэлы».
Венесуэльский кризис дал Берлину возможность продемонстрировать ценностный подход своей внешней политики, ранее зачастую терявшийся перед интересами крупного германского бизнеса. Восьмидневная отсрочка для Мадуро, которой он в действительности вряд ли имел возможность воспользоваться, позволила обособить немецкую позицию от массированного американского давления, подчеркнув ее самостоятельный характер.
С другой стороны, Европа как единый игрок в мировой политике снова оказалась не на высоте. Вопреки призывам немецких политиков-еврооптимистов страны ЕС не стремятся выработать согласованный подход к международных делам, скорее используя их как возможность продолжить внутренние споры друг с другом. Демарш Италии стал своеобразным ответом Рима критикам своей бюджетной политике. Франко-германский тандем оказался здесь бессилен.
Визит Ангелы Меркель в Японию
4-5 февраля Ангела Меркель совершила визит в Японию. В ходе поездки канцлерин провела переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, императором Акихито, а также с представителями деловых и научных кругов. Обсуждались вопросы функционирования зоны свободной торговли между ЕС и Японией, взаимодействие Токио и Берлина в различных регионах мира, сотрудничество двух стран в сфере высоких технологий.
Одной из центральных тем переговоров стало соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и Японией, которое вступило в силу 1 февраля 2019 года. И Меркель, и Абэ высоко оценили перспективы, которые открывает соглашение. Канцлерин подчеркнула, что документ затрагивает 600 миллионов человек в странах, на которые приходится 40% мировой торговли и заявила, что речь идет не о «какой-то мелкой сделке, а о новых возможностях во всех направлениях». Сейчас в Японии работают 450 немецких компаний и им предстоит одними из первых почувствовать на себе новые торговые условия.
Российская тема также нашла отражение в переговорах. В конце своей речи на германо-японском экономическом форуме в Токио Меркель отметила:
«По большому счету с точки зрения географии между нами лежит одна большая страна: Россия. По дороге сюда мы провели над ней в полете 10 часов. Однако в остальном мы почти соседи, даже с разными точками зрения с разных океанов. В любом случае, у нас есть веские причины, чтобы улучшить наше сотрудничество».
На пресс-конференции канцлерин также обращалась к России в контексте географии и поприветствовала российско-японские усилия по заключению мирного договора:
«Это довольно интересно: Германия и Япония находятся далеко друг от друга, но между ними находится только Россия. Мы смотрим на Россию с двух сторон и потому много говорили о как о сотрудничестве, так и о проблемах в отношениях с Москвой: от Украины до отсутствия мирного договора с Японией. В связи с этим я поддерживаю ваши усилия, проявленные в Москве, по заключению мирного договора».
Значительное внимание на переговорах уделялось германо-японскому взаимодействию в различных регионах мира: от Африки до Индо-Тихоокеанского региона (японский премьер предпочел использовать именно такой термин). Кроме того, Берлин предложил свою помощь в организации саммита «большой двадцатки», который должен пройти в июне в японской Осаке. Идея нового союза государств, ранее предложенная Хайко Маасом, не озвучивалась Меркель и Абэ, однако и без нее лидеры двух стран уделили много времени координации внешнеполитической активности.
Позитивная динамика германо-японских отношений сделала визит Меркель в Японию еще одним подтверждением общности позиций Берлина и Токио по большинству вопросов мировой политики. Руководители двух стран продолжают выступать против протекционизма американской администрации, показательно демонстрируя преимущества свободной торговли и многостороннего подхода. Учитывая печальный опыт последнего саммита «большой двадцатки», который стал для ФРГ «балом националистов», мероприятие в Японии, вероятно, будет организовано с большим вниманием к вопросам, требующим широкого обсуждения всех участников саммита.