В данный момент нет оснований полагать, что происшествие в Керченском проливе станет поводом для введения новых санкций против России со стороны Евросоюза. Однако этот инцидент создал информационный фон, выгодный сторонникам продления уже действующих ограничений. По словам Дональда Туска, антироссийские санкции будут продлены по итогам саммита лидеров стран ЕС, который намечен на 13-14 декабря. Шансы на пересмотр американских санкций против Северной Кореи возросли ввиду активизации переговоров о проведении второй встречи глав США и КНДР в начале 2019 года.
30 ноября Дональд Туск, председатель Европейского совета, уверенно предсказал, что на саммите европейских лидеров 13-14 декабря с.г. будет решено продлить действующие санкции против России. При этом вопрос введения дополнительных санкций из-за инцидента в Азовском море, по всей видимости, не стоит на повестке дня. По крайней мере, в ближайшее время усилия европейцев, по оценке Bloomberg, будут направлены не столько на разработку и обсуждение подобных мер, сколько на сбор информации, которая поможет реконструировать полную картину произошедшего. Журналисты приводят слова Штефана Майстера, аналитика Германского совета по внешней политике, о том, что сейчас среди стран-членов ЕС нет консенсуса относительно целесообразности усиления антироссийских рестрикций.
Курт Волкер, спецпредставитель США по вопросам урегулирования конфликта на Украине, отметил, что Франция и Германия пока не заинтересованы в усилении антироссийских мер, несмотря на попытки американской стороны добиться от европейских партнеров более жесткой позиции.
Reuters, ссылаясь на неназванные источники в дипломатических кругах, сообщает, что ЕС в сложившейся ситуации будет стремиться к снижению напряженности в регионе, а расширение санкций не вписывается в эту стратегию. Поэтому речь может идти разве что о добавлении новых имен, например, российских военных, в уже существующие «черные списки» для последующей заморозки активов в западных юрисдикциях и закрытия въезда в европейские страны, но не о принципиально новых ограничениях экономического характера. Одобрение серьезных мер требует единогласного решения, однако актуальный расклад сил не способствует этому: жесткой позиции придерживаются лишь балтийские государства, Польша и Великобритания, в то время как Италия, Греция, Кипр и Болгария выступают за смягчение экономических мер против Москвы.
По мнению обозревателей Politico, европейский санкционный режим не эффективен для сдерживания России, и азовский инцидент продемонстрировал это с исчерпывающей ясностью. Они считают, что механизм давления должен быть пересмотрен: привязка санкций к вопросу соблюдения Минских соглашений не оправдала себя; в будущем поводом для введения новых санкций должен становиться каждый новый факт нарушения международного законодательства и прав человека.
Стивен Пайфер, внештатный старший научный сотрудник Брукингского института, перечисляет санкционные шаги, которые, в его представлении, США и ЕС могли бы совместно предпринять в рамках азовского кризиса. Во-первых, запретить судам, плавающим под флагами США и стран ЕС, заходить в российские порты азовской и черноморской акваторий. Во-вторых, закрыть американские и европейские порты для судов, доставляющих коммерческие грузы из российских портов Азовского и Черного морей. В-третьих, выборочно подвергнуть санкциям российские госбанки или компании с государственным участием. В-четвертых, приостановить реализацию «Северного потока – 2». Аналитик подчеркивает, что в данном вопросе именно Вашингтон должен взять на себя инициативу. Для этого есть две причины. Первая состоит в том, что координация санкций со стороны США будет способствовать усилению трансатлантического единства. Вторая связана с необходимостью упредить санкционные шаги Конгресса: санкции со стороны Белого дома будут более точно нацелены и их легче будет обратить вспять в случае достижения желаемого результата, нежели аналогичные решения конгрессменов.
В новом докладе об антироссийских санкциях, выпущенном исследовательской службой Конгресса США, признается, что вопрос о степени эффективности санкций против России является дискуссионным. В целом, их негативное влияние на российский ВВП существенно меньше того влияния, которое на него оказывают стохастические колебания цен на нефть. Правда, авторы доклада делают акцент на трудности точной оценки, приводя в качестве примера расчеты МВФ, согласно которым потери России от санкций в краткосрочном периоде можно оценить в 1,5% ВВП, а в долгосрочном они могут достичь 9%. Одной из причин низкой действенности мер авторы считают узость сферы их приложения – они не затрагивают целиком ни один из секторов экономики, 80 из 100 наиболее крупных российских компаний совсем не ощутили влияния ограничений. Эта узость охвата – во многом наследие политики чиновников администрации Обамы, которые стремились точечно воздействовать лишь на те российские структуры, которые, по мнению Белого дома, были непосредственно причастны к нежелательным политическим акциям.
Авторы доклада считают, что внутри ЕС есть политический запрос и потенциал для расширения запретов. Прежде всего, речь идет о возможности разработки общеевропейского аналога «закона Магнитского», принятого в США в 2012 г. Он рассматривается как инструмент борьбы одновременно и с нарушениями прав человека, и с отмыванием денег, в основном, путем отказа в выдаче виз и заморозки активов тех лиц, которые причастны к соответствующим преступлениям. В Эстонии, Литве и Латвии уже действуют национальные варианты этого закона. В мае с.г. палата общин британского парламента включила «поправку Магнитского» в принятый ею Закон о санкциях и борьбе с отмыванием денег. События в Солсбери побудили Швецию, Данию и Нидерланды всерьез обдумывать схожие законодательные инициативы.
США и КНДР планируют новый саммит лидеров
Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что новая встреча американского президента и северокорейского руководителя, вероятно, пройдет в январе или феврале 2019 года. Стороны обсудят вопросы ядерного разоружения и условия снятия антикорейских санкций.
Очередные переговоры, если они состоятся, будут проходить в контексте нормализации отношений между Сеулом и Пхеньяном. Сотрудничество между государствами подкрепляется все новыми шагами навстречу друг другу. Так, 30 ноября начался проект по изучению качества железных дорог КНДР межгосударственной группой инженеров: южнокорейский поезд с необходимым оборудованием и запасом топлива прибыл в Северную Корею. До этого в течение десятилетия межкорейское железнодорожное сообщение не осуществлялось. Цель проекта – понять, что требуется сделать для модернизации железнодорожных трасс КНДР, чтобы они были пригодны для возможного в будущем объединения транспортных магистралей двух Корей.
Поскольку мероприятие требует ввоза на территорию Северной Кореи южнокорейских инженерных приспособлений и топлива, оно нарушает санкции. Однако 23 ноября Совбез ООН в порядке исключения ослабил санкционный режим, таким образом поощрив реализацию проекта.
Объединение железнодорожных систем Севера и Юга (Inter-Korean Railway Project) потребует $35 млрд инвестиций в северокорейскую инфраструктуру. В экономическом плане и данный проект, и вообще сближение двух корейских государств выгодно не только Пхеньяну, но и Сеулу: по некоторым оценкам, благодаря восстановлению связей между странами Южная Корея добавит к своему ВВП 1% в качестве дополнительного прироста.